Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа
При написании данной работы мы ставили перед собой ряд задач:
1. Изучить этапы становления менеджмента;
2. Дать основные понятия по данной теме
3. Вывести цели и функции менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНИТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 6
§1. ЭТАПЫ И ШКОЛЫ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА 6
§2. ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» И «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА». ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖМЕНТУ 9
§3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 15
ГЛАВА II. МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§2. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 22
§3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 29
§4. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 34
§5. СПЕЦИФИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 41
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 46
§1. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 46
§2. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЯПОНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 50
§2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ "РАБОТОДАТЕЛЬ-РАБОТНИК" НА ОСНОВЕ ТИПИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО И МОДЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЁ 1 65
ПРИЛОДЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 73
Национальная модель менеджмента зависит не только от уровня экономического развития страны, но и от ее истории и культуры, пути достижения данного уровня развития.
Сравнение национальных моделей
менеджмента требует их всестороннего
описания и комплексного рассмотрения.
Международные сравнения
Необходимый для работоспособности системы уровень разнообразия ее поведения поддерживается реализацией принципа двойственности. Уменьшение свободы выбора определенной группы участников производственных отношений в одном аспекте деятельности сопровождается ее увеличением в другом.
Относительная эффективность национальной модели менеджмента зависит от условий внешней среды. В одних условиях преимущество имеет одна национальная модель, в других – другая.
Итак, в данной работе мы рассмотрели этапы и школы менеджмента в его историческом развитии, познакомились с основными понятими и определениями по этой теме, выявили три основные функции менеджмента - управление бизнесом по повышению его эффективности, управление менеджерами и управление работниками и работой. Затем ознакомившись с двумя моделями менеджмента – американской и европейской, пронаблюдав за характерными чертами каждой из них, мы провели сравнительный анализ и выявили сходства и различия.
Прогресс японских предприятий
во многом определен особенностями
кадровой политики: высокой степенью
сопричастности сотрудников своей
фирме (например, через систему пожизненного
найма), постоянным обучением и ротацией,
расширяющими профессионализм, особенностями
системы стимулирования. Именно это,
по моему мнению, способствовало широкому
распространению системы
Однако в основе этих методов
лежат черты японского
Американская модель управления представляется достаточно жесткой и менее заинтересованной в человеческом факторе. Вероятно, это следствие индивидуализма как одной из основных черт американской национальной культуры. В отношении управления персоналом можно говорить о доминировании экономических стимулов над социальными (в отличие от японской модели), что влечет меньшую приверженность фирме, работу «на себя».
Производственные отношения
также подвержены рационализации через
иерархичность, высокую степень
разделения труда и высокую специализацию.
Примеры использования
В результате проведенного анализа моделей управления можно сформулировать следующее мнение: Россия должна разработать свою собственную систему, а не полагаться и слепо копировать чей-то чужой опыт. Это не значит, что нужно начинать с нуля и учиться на своих ошибках. Конечно, возможно использование элементов японской и американской систем менеджмента, но никак не полное их заимствование. Следует, опираясь на менталитет российского народа, разработать совершенную систему предназначенную только для России по той простой причине, что вряд ли кому-то еще она подойдет.
Таким образом, в работе полностью выполнены поставленные во введении задачи:
Таблица 1. Душевой доход в момент начала промышленного переворота (оценка в долларах США 1965 г)
Страна |
Душевой доход |
Годы |
Япония США Голландия Германия Франция Англия Швеция |
136 474 347 302 242 227 215 |
1886 1834-43 1831-40 1850-59 1831-40 1765-85 1861-69 |
Рисунок 1. Периоды создания и развития менеджмента.
Таблица 2. Школы менеджмента.
Вклад направления |
Представители |
Школа научного управления (1885-1920 гг.)
|
Ф. Тейлор Ф. Гилберт Г. Гнат |
Классическая (административная) школа управления (1920 -1950 гг.)
|
А. Файоль |
Школа человеческих
отношений и школа
|
М. Фоллетт Э. Мэйо Ф. Херцберг |
Количественный метод (с 1950 г. по настоящее время)
|
С. Форрестр Э. Райф С. Саймон |
Таблица 3. Соотношение работников разных наций по ценности, придаваемой ими различным мотивам к труду (%)
Работа как средство к существованию |
Работа как возможность |
Работа как поле интересных коммуникаций |
Работа как служение обществу |
Работа как возможность “быть при деле” |
Работа как средство достижения статуса и престижа | |
Германия |
40,5 |
16,7 |
13,1 |
7,4 |
11,8 |
10,1 |
Бельгия |
35,5 |
21,3 |
17,3 |
10,2 |
8,7 |
6,9 |
Англия |
34,4 |
17,9 |
15,3 |
10,5 |
11,0 |
10,9 |
Югославия |
34,1 |
19,8 |
9,8 |
15,1 |
11,7 |
9,3 |
США |
33,1 |
16,8 |
15,3 |
11,5 |
11,3 |
11,9 |
Нидерланды |
26,2 |
23,5 |
17,9 |
16,7 |
10,6 |
4,9 |
Среднее |
35,0 |
19,5 |
14,3 |
11,8 |
10,8 |
8,5 |
Таблица 4. Средняя толерантность по отношению к риску
Страны |
Средняя толерантность |
Страны |
Средняя толерантность |
США |
89 |
Великобритания |
50 |
Голландия |
61 |
Италия |
44 |
Франция |
61 |
Испания - Португалия |
44 |
Скандинавские страны |
61 |
Бельгия |
39 |
Таблица 5. Сравнение характеристик японской и американской моделей управления.
Характеристика |
Японская модель |
Американская модель |
Доминирующее качество делового человека |
|
|
Критерии к продвижению по службе |
|
|
Профессиональная |
|
|
Процесс принятия решений |
|
|
Отношение работников к фирме и работе |
|
|
Характер поведения инноваций |
|
|
Форма деловых отношений |
|
|