Европейский и американский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

При написании данной работы мы ставили перед собой ряд задач:
1. Изучить этапы становления менеджмента;
2. Дать основные понятия по данной теме
3. Вывести цели и функции менеджмента;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНИТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 6
§1. ЭТАПЫ И ШКОЛЫ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА 6
§2. ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» И «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА». ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖМЕНТУ 9
§3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 15
ГЛАВА II. МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§2. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 22
§3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 29
§4. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 34
§5. СПЕЦИФИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 41
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 46
§1. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 46
§2. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЯПОНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 50
§2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ "РАБОТОДАТЕЛЬ-РАБОТНИК" НА ОСНОВЕ ТИПИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО И МОДЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЁ 1 65
ПРИЛОДЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 73

Файлы: 1 файл

европейский и американский менеджмент.docx

— 148.10 Кб (Скачать)

При этом, чем больше уровень  зависимости выживания предприятия  от экономической эффективности  результатов производства, тем выше уровень вероятности совпадения объективно обусловленных оценок эффективности  и реализации системных функций  менеджмента. В связи с этим концептуальное различие понятий «рыночные методы управления» и «традиционные  методы ведения хозяйственной деятельности»  в отношении российских собственников  и менеджеров с позиций двойственности содержания понятия «эффективный менеджмент», заключается во вторичности экономической  эффективности в иерархии критериев  принятия решений.

Следовательно, генезис управления коммерческим предприятием в условиях рынка с системно-кибернетических  позиций показывает, что:

— управление является процессом, направленным на достижение определённой цели. Уровень достижения цели определяет эффективность менеджмента в  целом и его инструментария —  в частности;

— в условиях рынка экономическая  эффективность является императивом  всей производственной деятельности коммерческого  предприятия. Ориентация цели на максимизацию прибыли обеспечивает условие экономической  эффективности производства и повышает устойчивость предприятия в рыночной среде.

Выводы: в данной главе мы рассмотрели этапы и школы менеджмента в его историческом развитии, познакомились с основными понятими и определениями по этой теме и, наконец, выявили три основные функции менеджмента - управление бизнесом по повышению его эффективности, управление менеджерами и управление работниками и работой. 

глава ii. модели менеджмента

§1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

Национальные экономики  различаются не только по уровню технологического развития, но и по действующим социально-экономическим  институтам. Более того, эмпирические исследования показали, что одни и  те же технологии внедряются и используются в разных странах неодинаково, т.е. социальные воздействия влияют на развитие технологий. Тем более это относится  к другим аспектам деловой жизни. Целесообразно рассматривать совокупность отношений, связывающих предпринимателей и их предприятия друг с другом и обществом в целом, как отдельную - предпринимательскую - систему. Национальные предпринимательские системы отличаются друг от друга по таким существенным признакам как место в мировом  хозяйстве, отраслевая структура, способ взаимодействия государства и предприятий, правовая система, формы взаимодействия субъектов рынка, ценности и нормы  разных слоев общества, организационные  формы предприятий и их объединений, структура финансового рынка. Соответственно, одни и те же воздействия в несхожих предпринимательских системах приводят к различным последствиям. (См. приложение 1)

Одним из основных достижений американского менеджмента в  ХХ веке является создание предприятий  с мультидивизиональной структурой. Это крупные диверсифицированные  компании, имеющие интересы в разных сферах деловой активности. Благодаря  влиянию США этот тип корпорации широко распространяется по всему миру. При этом упускается из виду, что  он сложился и оптимален для определенных условий.В. Фрун выделил ряд особенностей развития американских предприятий  в ХIХ веке, которые и предопределили возникновение и эффективность мультидивизиональной структуры:

    • наличие в стране значительных естественных богатств;
    • отсутствие развитой экономической и административной инфраструктуры. Практически во всех развитых странах, за исключением США, существовавшие до промышленной революции коммерческие и властные структуры играли решающую формообразующую роль в процессе индустриализации;
    • высокий средний уровень доходов в сочетании с быстрым ростом населения. Также существенно, что к рубежу ХХ века более половины населения проживало в городах, в которых господствовали новые, более высокие стандарты потребления, производства и снабжения.
    • большой и ликвидный финансовый рынок. Акции и облигации впервые получили широкое распространение в США при строительстве платных дорог, системы каналов и железнодорожной сети. К концу столетия финансовый рынок стал одним из самых мощных источников и стимулов промышленного роста, а публичное размещение ценных бумаг - обыденным явлением.
    • стратегическое значение национальной железнодорожной сети. Железнодорожная сеть в США развивалась (в отличие, например, от Германии) в основном без государственных инвестиций, управления или регулирования. Накопленный частными предпринимателями опыт успешного ведения крупного бизнеса, специализации и координации в эпоху бурного роста железных дорог в середине ХIХ столетия был затем перенесен в сферу управления новыми частными предприятиями.
    • появление антитрестовского и антимонопольного законодательства. В 1890 г. Конгрессом был принят антитрестовский Закон Шермана. В нём содержалась норма о незаконности любых объединений с целью ограничения торговли. Затем в 1911 году Верховный Суд США принял так называемое “правило основания (reason) ”, по которому антитрестовское законодательство стало применяться к таким объединениям предприятий, которые могли бы привести к необоснованному (unreasonable) ограничению торговли.
    • система учета, ориентированную на поддержку управленческих функций позволяла многопродуктовым фирмам точно определять отдельные финансовые цели и вводила стандарты экономической оценки. Система показателей стимулировала менеджеров на поиск решений, дающих дополнительную прибыль, а также направляющих денежные потоки таким образом, чтобы отдача была максимальной.

Международные сравнения  дают возможность оценить влияние  различных комбинаций внешних факторов на видоизменение механизма функционирования предприятий. Они позволяют сравнивать предприятия, выпускающие одинаковую продукцию по сходной технологии, но находящиеся в различной социально-экономической  среде.

 

§2. Американская модель менеджмента

Создатели американского  менеджмента.

 Основоположником науки  управления по праву считается  американский инженер и исследователь  Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная  им система организации труда  и управленческих отношений вызвала  «организационную революцию» в  сфере производства и управления  им.

Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Основы системы Ф. Тейлора:

    • Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
    • Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
    • Обучение и тренировка рабочих;
    • Сотрудничество администрации и рабочих.
    • Важная характеристика системы – ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
    • Определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
    • Подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
    • Введение инструкционных карт;
    • Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)
    • Калькуляция затрат на производство.

   Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных               научных принципах, должно осуществляться специально разработанными               методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать,               нормировать, стандартизировать не только технику производства, но               и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей               Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост               производительности труда. [4]

Научное управление по Тейлору сосредотачивалось  на работе,               выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его               последователи проанализировали взаимосвязь  между физической               сущностью работы и психологической  сущностью работающих для               установления рабочих дефиниций. И  следовательно, оно не могло               предложить решение проблем деления  организации на отделы, сферы и               диапазоны контроля и поручения  полномочий.

Другим представителем  американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты  считают, что благодаря изобретению  конвейера при производстве автомобилей  Г. Форд  совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место  занимали техника и технология, в  которые «вписывали» человека.

Основные идеи Г. Форда  изложены в работах «Моя жизнь, мой  труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение  вперед» (1930), «Эдисон, каким я его  знал» (1930).

Основные принципы системы  Г. Форда:

    • Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;
    • Непрерывность и подвижность процесса производства;
    • Максимальный темп работы;
    • Новая технология на основе поточного производства;
    • Точность как стандарт и качество продукции;
    • Определяющая роль технико–технологической системы;
    • Экономический эффект системы;
    • Не быть зависимым от человека, его слабостей.

    Первая попытка  применить психологический анализ  к практическим             задачам производства была предпринята  профессором Гарвардского             университета США Г. Мюнстербергом.  В 20—30-е годы нашего столетия  зародилась школа человеческих  отношений, в центре внимания  которой находится человек.  Возникновение  доктрины «человеческих отношений»  обычно связывают   с именами  американский ученых Э. Мэйо  и Ф.Ротлисбергера, которые известны  своими исследованиями в области  социологии             производственных отношений.

Основоположником этой американской школы  стал Элтон  Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о  человеке, а на достижениях научной  психологии.

Для доказательства своих  идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший  впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в  режимах работы, оплате, организации  питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для  общества, науки. Когда при двенадцатом  по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные  бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый  уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал  возрастать. По мнению Э. Мэйо и его  коллег, важную роль в этом сыграли  моральные и психологические  факторы – личные и групповые. [8]

Данная школа положила начало развитию идей о «человеке  в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

Представители этой школы  разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время  широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения  «руководитель – подчиненный»; стиль  руководства; мотивация труда; психологический  климат в коллективе и его улучшение.

Один из важнейших выводов  в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том. что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие»  дисциплины – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе             психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации             людей в организации. К числу  исследователей, уделивших этим проблемам  значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф.  Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно  концепция мотивации развита  видным   представителем школы  психологии и человеческих отношений,  профессором школы менеджмента  Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад  в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание  на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в   организациях.

Партисипативное управление, формы привлечения рабочих  к управлению.

Управление, основанное на принципе участия, называют партисипативным.  Такая идея могла возникнуть только в Америке, стремящейся к демократии или к наибольшей, максимальной выгоде.

Каковы выгоды реализации принципа участия?

Информация о работе Европейский и американский менеджмент