Европейский и американский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

При написании данной работы мы ставили перед собой ряд задач:
1. Изучить этапы становления менеджмента;
2. Дать основные понятия по данной теме
3. Вывести цели и функции менеджмента;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНИТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 6
§1. ЭТАПЫ И ШКОЛЫ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА 6
§2. ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» И «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА». ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖМЕНТУ 9
§3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 15
ГЛАВА II. МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§2. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 22
§3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 29
§4. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 34
§5. СПЕЦИФИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 41
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 46
§1. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 46
§2. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЯПОНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 50
§2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ "РАБОТОДАТЕЛЬ-РАБОТНИК" НА ОСНОВЕ ТИПИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО И МОДЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЁ 1 65
ПРИЛОДЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 73

Файлы: 1 файл

европейский и американский менеджмент.docx

— 148.10 Кб (Скачать)

Система менеджмента - это система управления ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими и пр.) для достижения предопределённых целей. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например, по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей.

Система управления (система  менеджмента) целой организации  разрабатывается с учётом специфики  организации. Ключевыми аспектами  при разработке систем управления являются следующие:

    • Миссия и ви́дение организации
    • Оперативные, тактические и стратегические цели (задачи) организации (системы управления)
    • Правильный выбор ключевых показателей эффективности (KPI) для мониторинга и анализа процесса достижения поставленных стратегических задач
    • Структура процессов производства продукции или услуги Организационная структура сотрудников и подразделений (дивизионов...)
    • Наличие и качество систем информационного обеспечения знания соответственных методов теории принятия решений и исследования операций
    • Учёт специфики управления персоналом
    • Соблюдение финансового равновесия организации

Современные системы менеджмента  не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей  сетевой архитектуры и необходимого программного обеспечения. Зачастую современное  программное обеспечение специализировано на нескольких системах менеджмента. И  производителями постоянно предпринимаются  попытки создать универсальное  программное обеспечение для  всех существующих систем менеджмента, но, к сожалению, такого не существует. При этом, более дорогие программные  продукты обладают бо́льшим функционалом, чем более дешёвые, но, одновременно, более сложны в настройке под  конкретные нужды менеджмента. Более  дешёвые программные продукты легко  настраиваются под конкретные потребности  менеджмента, но зачастую предприятиям приходится финансировать разработку практически нового программного продукта. Среди программного обеспечения, поддерживающего  определённые стороны систем менеджмента, можно назвать такие, как:

      • ERP — система планирования ресурсов предприятия
      • EAM — системы управления основными фондами предприятия
      • MES — системы оперативного (цехового) управления производством/ремонтами
      • WMS — системы управления складами
      • CRM — системы управления взаимоотношениями с клиентами
      • SCM — системы управления цепочками поставок
      • CMMS — компьютеризированные системы управления техническим обслуживанием

Системы менеджмента могут  помогать в принятии решений управленцами и могут быть "принимающими решения" и, таким образом, "прописывающими" действия управленцев, при стандартном  исполнении. Последнее делается с  целью понижения ошибок менеджмента  при обработке большого объёма информации или при решении комплексных  задач, но это возможно, если в программном  обеспечении прописаны соответствующие  качественные алгоритмы "экономической  оптимизации". Если таковые алгоритмы  отсутствуют, то данное программное  обеспечение служит управленческому  учёту в соответствующей сфере  деятельности.

Необходимо также отметить, что качественные системы менеджмента  имеют достаточную научную обоснованность их "экономических алгоритмов", опираясь при этом на более фундаментальные  науки, такие как математика, статистика и психология, а также на информатику, эконометрику, на исследование операций, на теории игр и принятия решений  и на другие фундаментальные научные  теории и науки. При реализации в  организациях систем менеджмента, которые  научно обоснованы и на практике опробованы, основная задача — не утерять ключевые моменты их фундаментальной обоснованности.

Системы менеджмента также  не имеют права игнорировать законодательную  базу, которая регулирует практически  все сферы деятельности организаций  как юридических лиц в обществе.

К распространённым системам управления организациями можно  отнести:

      • Маркетинг
      • Система менеджмента качества
      • Управление проектами
      • Контроллинг

Помимо вышеупомянутых устоявшихся  систем менеджмента существует множество  более специализированных систем управления. Здесь можно упомянуть финансовый менеджмент, управление персоналом, управление рисками и т.д.

Требования к  менеджменту

Современный менеджмент —  это специфическое средство, специфическая  функция, специфический инструмент для производства организациями  результата. Выполнение этой сверхзадачи  требует расширить сферу ответственности  менеджера, в которую входят все  факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического  подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так  и по горизонтали (управление функциональными  областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение  в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

      • Лояльность к работающим.
      • 100 % ответственность — как обязательное условие успешного менеджмента.
      • Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
      • Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда.
      • Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
      • Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.
      • Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности.
      • Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.
      • Этика бизнеса.
      • Честность и доверие к людям.
      • Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.
      • Видение организации, то есть четкое представление о том, какой она должна быть.
      • Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.
      • Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

 

 

§3. Социально-экономические  функции и цели менеджмента

Три основные функции менеджмента: управление бизнесом по повышению его  эффективности, управление менеджерами  и управление работниками и работой  — обусловлены комплексной природой бизнеса — специфика профессии  менеджера заключается в том, чтобы выполнять эти три функции  одновременно. В соответствии с основными  целями и задачами фирмы функция  управления бизнесом является центральной, объединяющей все функции — управлять  бизнесом — значит находить оптимальное  равновесие между его разнообразными потребностями и целями. Другие функции  менеджмента — планирование, организация, мотивация, контроль.

Исходя из того, что функции  подсистем социально-экономической  системы реализуются через соответствующие  институциональные формы и процессы, конкретизацию структурно-функционального  подхода к анализу системных  функций менеджмента, как институциональной  структуры, можно представить следующими концепциями:

а) менеджмент рассматривается  как одна из подсистем общественного  производства и социально-экономической  системы в целом;

б) реализация его системных  функций, определяемых структурно-функциональной дифференциацией общественного  производства и наличием общесистемных  императивов, составляет специализированный вклад менеджмента в жизнедеятельность  общества;

в) менеджмент на уровнях  развития общественного производства и его текущего функционирования может рассматриваться как институциональный  процесс, осуществляемый посредством  управленческих решений, результатом  которых становятся издержки и доходы производства, с одной стороны, и  создание материальных благ и услуг  — с другой.

Системное рассмотрение организации  определяет её как целенаправленную систему, которая является частью одной  или более других целенаправленных систем и части которой — люди — имеют собственные цели. Поэтому  исследование организации должно предусматривать  анализ трёх уровней целей: самой  системы, её частей и системы более  высокого порядка, частью которой является данная организация. Необходимость  учёта такого большого количества целей  одновременно формирует и императив  цели, и проблему целеполагания в  деятельности организации, и соответственно менеджмента.

Управлять предприятием —  значит управлять на основе поставленных целей. Это положение является ключевым моментом в практике менеджмента. Рассматривая с системно-кибернетических позиций  взаимодействие предприятия и окружающей среды, Ст. Бир (en:Anthony Stafford Beer) определяет императив выживания: «Медленное изменение  ситуации внутри обеих подсистем  должно неизбежно привести к тому, что критерий сохранения существования  будет принят как неотъемлемая часть  деятельности предприятия, а также  модели окружающей среды, которую оно  для себя создаёт (ибо внешние  влияния, воздействующие на предприятие, также подвергаются изменениям)».

Влияние социально-экономической  среды на системные функции менеджмента  можно представить следующим  образом. Менеджеры принимают решения  на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. Общим  и для отдельного предприятия, и  для государства в целом являются три уровня целей:

    • задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода;
    • цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода;
    • миссия (идеалы) — результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.

Четких границ между этими  тремя уровнями чаще всего провести нельзя, но в целом можно обозначить, что миссия предусматривает стремление работать в определенном направлении, цели — достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют конкретные оценки и сроки их достижения. Соответственно распределяются и уровни принятия решений  среди менеджеров среднего и высшего  звена. Примером миссии фирмы может  быть оперативная реакция на нужды  и пожелания потребителей, стремление к тому, чтобы потребители ценили фирму.

Цели фирмы обычно определяются категориями доходов, прибыльности, рентабельности, доли рынка и т. п. Объединяющим началом этих категорий  является тенденция роста их количественных оценок — рост фирмы. Предприятие  при этом рассматривается как  организм, а не как организация. Поэтому  рост фирмы чаще всего — цель, важнее которой только выживание  фирмы. В странах с высоким  жизненным уровнем начинают критически рассматривать экономический рост как главный двигатель социального  прогресса. Общество нуждается уже  не в количественных, а в качественных характеристиках уровня жизни. Реальную угрозу достижения целей, связанных  с ростом предприятия, составляют ограничения  ресурсов и проблемы загрязнения  окружающей среды. В этих условиях цели начинают переориентироваться с  роста на достижение развития предприятия. Для нынешней ситуации в экономике  РФ, как показывают исследования, чрезвычайную актуальность приобретает следующий  тезис П. Ф. Друкера: «В угасающей  индустрии менеджмент должен осуществляться прежде всего на основании постоянного, систематического и целенаправленного  снижения издержек производства при  непрерывном улучшении качества товаров и обслуживания. Другими  словами, менеджмент нужно ориентировать  на укрепление положения компании в  отрасли, а не на рост объёмов производства» [6] . Здесь особо следует обратить внимание на то, что именно снижение издержек и рост качества товаров является основой укрепления компании, в то время как большинство стратегических направлений в отечественной экономике связано с ростом объёмов производства.

Информация о работе Европейский и американский менеджмент