Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа
При написании данной работы мы ставили перед собой ряд задач:
1. Изучить этапы становления менеджмента;
2. Дать основные понятия по данной теме
3. Вывести цели и функции менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНИТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 6
§1. ЭТАПЫ И ШКОЛЫ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА 6
§2. ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» И «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА». ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖМЕНТУ 9
§3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 15
ГЛАВА II. МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§2. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 22
§3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 29
§4. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 34
§5. СПЕЦИФИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 41
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 46
§1. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 46
§2. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЯПОНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 50
§2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ "РАБОТОДАТЕЛЬ-РАБОТНИК" НА ОСНОВЕ ТИПИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО И МОДЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЁ 1 65
ПРИЛОДЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 73
2. В американской фирме
задачи координации и
3. В американской фирме
размер вознаграждения
4. В японской фирме
поведение работника
5. Заключение на рынке
труда Японии контракта о
6. Количество уровней
управления в японской
7. Лидирующему положению
в мировой экономике Японии
способствовали три важных
8. Использование американскими
фирмами системы «поточного
9. На японских заводах
ответственность за решение
10. Степень «формальной»
институционализации
11. В США подавляющее
большинство коллективных
Таким образом, можно сделать вывод о том, что российские предприятия в большей степени нуждаются во внедрении японского опыта. Этому, вероятно, может способствовать и сходство менталитетов (например, тот же коллективизм). Поэтому рассмотрим опыт внедрения японских методов управления в работу одного из отечественных предприятий
Рассмотрим особенности
национальных типов управления в
виде тезисов относительно национального
менеджмента, на примере США и
такого нетипичного представителя
европейского менеджмента как России.
Особенности национальных типов управления
американской модели менеджмента и России,
как одного из представителей европейской
модели менеджмента. ( См. приложение 7)
Ситуационные теории лидерства связывают эффективность того или иного стиля принятия решения с характером решаемой задачи, состоянием внешней среды, особенностями организации. Исследования в рамках сравнительного менеджмента показали, что национальные особенности являются составной частью ситуации.
Американская культура менеджмента,
как известно, основывается на индивидуальной
ответственности работника, а это,
в свою очередь, связано с правом
принятия решений. Отсюда предпочтительность
децентрализации принятия решений
в случае, когда другие обстоятельства
говорят в пользу централизации.
Исследования на примере европейской
модели менеджмента подтвердили, что
использование партисипативных
методов не всегда оптимально.
Исследование Хотц-Харта
Здесь исследователь выделил несколько критериев, по которым выявил различия в Великобритании, США и Германии относительно взаимоотношений "работодатель-работник".
Структура рабочих мест
Великобритания
Более сильная ориентация
на рабочие места и
США
Характерно специальное
фирменное образование и
Германия
Представлена сеть профессионально-технического
образования, то есть специалисты широкого
профиля. Работники имеют большие
возможности перемещения с
Основы власти правораспоряжения и размещения работников на предприятии (job control)
Великобритания
Характерно децентрализованное управление рабочими местами. Базис управления заложен в производственном процессе. Осуществляется контроль за работниками.
США
Характерно децентрализованное управление. Контроль осуществляется работником благодаря существованию job rules. Перемещение работников возможно на основе системы сениоритета, которая заключается в том, что при сокращении штатов увольняются, в первую очередь, неквалифицированные работники (то есть работники с более низкой квалификацией). При улучшении конъюнктуры происходит обратное перемещение, причем уволенные ранее работники имеют приоритет при найме на работу в данном предприятии.
Германия
Управление рабочими местами централизовано и жестко контролируется менеджментом предприятия, для которого наибольшее значение имеет критерий производительности труда.
Искусство разрешения конфликтов
Великобритания
Характерны потери времени в следствии забастовок. В наличии конфликтные отношения и частое ведение переговоров. Присутствует синдром низкого доверия между работниками и администрацией. Большее значение приобретают переговоры на уровне предприятия и совместные консультационные комитеты.
США
Как и в Великобритании
отношения между работниками
и руководством характеризуются
конфликтностью. Для страны присуще
частое ведение переговоров. Также
имеет место заключение рамочных
соглашений в компаниях с несколькими
заводами, которые дополняются
Люди, ведущие переговоры - проблематичны и преследуют, как правило, краткосрочные интересы.
Применяется политика "зеленого газона" (как крайняя ситуация), которая заключается в том, что легче начать всех сначала.
Германия
Для Германии характерен один из самых низких показателей потерь из-за забастовок.
Люди, вовлеченные в
Закон о производственных советах, обладающих правом визирования решений менеджмента, касающихся условий труда.
Существует совместная ответственность
сторон (работодателей и
Трудно реализовать политику "зеленого газона", поэтому используется механизм изменения режима рабочего дня.
Переговоры ведутся на уровне предприятия (кроме вопросов, касающихся тарифов).
Степень регулирования
Великобритания
В центре отношений "работник-работодатель" - индивидуальный трудовой договор. Характерно значительное количество неформальных прав, основанных на обычаи. Кроме того, у работника предприятия мало положительных прав и много запретов (то есть ограничений на защиту своих прав).
США
Мало законодательного регулирования.
В центре отношений "работник-работодатель" - подробный (в том числе по процедурным вопросам) коллективный договор.
Германия
Характерна наибольшая степень регулирования. В наличии много ограничений, зафиксированных в национальном законодательстве.
Представители работников защищены законодательством (например, их практически нельзя уволить в течение срока их работы).
Для Германии присуща сильная институализация и формализация отношений.
Значительную роль в практике судов принадлежит трудовым спорам.
Рассмотрев особенности
Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.
Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.
Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.
В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться.
Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.