Цикл жизни и тендеции развития оранизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ос-лабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немно¬гие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изме¬нений.
Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то орга¬низации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства со-ответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых измене¬ний с определенной последовательностью состояний в течение вре¬мени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что су¬ществуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными, что и является актуальность настоящей работы.
Объектом данного исследования является анализ темы «Цикл жизни и тенденции развития организации».
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Цикл жизни и тенденции развития организации».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу темы «Цикл жизни и тенденции развития организации»;
2. Рассмотреть все стороны деятельности организации относительно выбранной темы курсовой работы.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ_ТОЧНО.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Введение

     Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений.

     Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными, что и является актуальность настоящей работы.

     Объектом  данного исследования является анализ темы  «Цикл жизни и тенденции развития организации».

     При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

     Целью исследования является изучение темы «Цикл жизни и тенденции развития организации».

     В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения  следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу темы «Цикл жизни и тенденции развития организации»;
  2. Рассмотреть все стороны деятельности организации относительно выбранной темы курсовой работы.
  3. Получить практические навыки по расчету основных технико-экономических показателей работы предприятия.

    1. Жизненный цикл организации

     Жизненный цикл организации непосредственно  и теснейшим образом связан с  жизненным циклом продукции —  временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.

       Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1. Этапы жизненного цикла

     Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы .

     1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

     2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации  и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

     3. Этап формализации  и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

     4. Этап выработки  структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

     5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

     Основные  этапы жизненного цикла организации  графически представлены на рис. 1. На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, другая ее часть с отрицательным наклоном - стадия упадка организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2Анализ стадий развития цикла

При создании организации, когда творческий процесс  протекает свободно, проявляется  стремление к стабильному и устойчивому  развитию.

 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Жизненный цикл организации

При этом решаются две задачи - обеспечение  доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации. Для анализа ситуации может быть использована табл. 1.

  Переходя  к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа. Этот выбор предопределяется условиями, показанными в табл. 2.

  Главным же критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного  баланса между постоянством и  новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего.

     Зрелость  организации проявляется в том, что упор делается на эффективность инноваций и стабильность, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных целевых структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т. п. 

Таблица 1.

Анализ ситуации на стадии создания организации

Направления и этапы Цель Методы Результаты
1. Выбор товара или услуги Определить  нишу на рынке Изучить объем  продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность  вытеснения товара с рынка Возможный объем продаж товара
2. Оценка действий конкурентов Определить  возможности конкурентов для  занятия данной ниши на рынке Изучить работу аналогичных предприятий: их технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт, исследования и инфраструктурные связи Доминирующий фактор конкуренции
3.Анализ  схемы предпринимательства Определить  требуемые ресурсы и возможность их получения Изучить возможности  создания технологии (или приобретения, установки оборудования, его пуска и эксплуатации), обеспечения сырьем, материалами, помещениями, услугами, капиталом Формирование всей системы исходных условий и предпосылок
4. Анализ общего окружения Определить  значимость внешних факторов Изучить состояние  государственно-политических, экономических, технологических и иных факторов. Определить характер тенденций их развития и ожиданий Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов. Темпы изменений значений факторов

                                                                                                          Таблица 2.

Тип управления

Характеристика Тип управления
Оперативный Стратегический
Основное  назначение Максимизация  прибыли Максимизация  прибыли с учетом интересов социума
Основной  способ достижения цели Оптимизация использования внутренних ресурсов Установление  динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением
Важность  фактора времени Не самый  важный фактор в конкуренции Важнейший фактор в конкурентной борьбе
Краткосрочная оценка эффективности Прибыльность Точность предвидения  изменений во внутренней среде и время адаптации к изменениям во внешней среде, качество товаров и услуг
Отношение к персоналу Работники - один из ресурсов организации Работники - важнейший  ресурс организации

     Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:

  • снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;
  • увеличивается конкурентная сила поставщиков;
  • повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;
  • возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;
  • усложняется процесс создания товарных инноваций;
  • снижается прибыльность.

     Стадии  жизненного цикла организации можно представить более детально (табл. .3).

     Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий — в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

Таблица 3.

Стадии  развития организации

Стадии  Рождение Детство Отрочество Ранняя

зрелость

Расцвет сил Поздняя зрелость Старение Обновление
Факторы
Первичные цели Выживание Краткосрочная прибыль Ускоренный  рост Систематический рост Сбалансированный  рост Уникальность, образ Обслуживание Обновление
Тип лидера Новатор Оппортунист Консультант Участник Корпоративный деятель Государственный деятель Администратор Реорганизатор
Организационный характер Борьба Достижение Изменение Расширение, диверсификация Системная ориентация Зрелость, самоудовлетворенность Ориентация  на сложившиеся структуры Ориентация  на перемены
Организационный образ В центре внимания –органи-зация Местный Секционный Национальный Многонациональный Международный Самодовольный Самокритичный
Концентрация  энергии на новом на конкуренции На завоеваниях На координации На интег-рации, управлении На приспособлении На продолжении существования На обнов-лении, развитии
Центральная проблема Выход на рынок Существование Удержание доли рынка Много сторонний  рост Централизация и автономность Равновесие  интересов Стабильность Омоложение
Тип планирования С предвидением Текущий Планирование  продаж, бюджета Планирование  заказов специализации Сложный, комплексный Социально политический Экстраполяция Созидательный
Метод управления Единоличный Управление  осуществляемое малой группой единомышленников Делегирование полномочий Децентрализованный Централизованный Коллегиальный Основанный  на традициях Состязательный, поощряющий
Организационная модель Максимизация  прибыли Оптимизация прибыли Плановая прибыль Хорошее положение Социальная  ответственность Социальный  институт Бюрократия Подражание  Фениксу

Информация о работе Цикл жизни и тендеции развития оранизации