Жизненные циклы и стадии развития организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в науке уделяется большое внимание организационному развитию. Еще в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. При этом под развитием организации понимают естественный, закономерный процесс, или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Такой подход обусловлен тем, что понятие о жизненном цикле организации помогает выделить этапы, через которые проходит организация, и прогнозировать проблемы, характерные при переходе от одного этапа к другому.

Оглавление

Введение

Жизненные циклы и стадии развития организаций

Понятие и сущность жизненных циклов

Стадии развития организаций

Жизненный цикл товара

Модели организационного развития

Модель И. Адизеса

Модель Л. Грейнера

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 249.60 Кб (Скачать)

Содержание   

     Введение

 
  1. Жизненные циклы и стадии развития организаций
 
    1. Понятие и сущность жизненных циклов
 
    1. Стадии развития организаций
 
    1. Жизненный цикл товара
 
  1. Модели организационного развития
 
    1. Модель И. Адизеса
 
    1. Модель Л. Грейнера
 

     Заключение

 

     Список использованной литературы

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  науке уделяется большое внимание организационному развитию. Еще в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. При этом под развитием организации понимают естественный, закономерный процесс, или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Такой подход обусловлен тем, что понятие о жизненном цикле организации помогает выделить этапы, через которые проходит организация, и прогнозировать проблемы, характерные при переходе от одного этапа к другому.

На Западе теории развития организаций придают важное значение, в российской экономике это ново, но российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в  конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются  ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются  навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации  развиваются быстрей других и  делают свое дело лучше, чем другие.

Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится  организация, и оценивать, насколько  принятый стиль руководства соответствует  этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном  цикле организации как о предсказуемых  их изменениях с определенной последовательностью  состояний в течение времени.

Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому  являются предсказуемыми, а не случайными.

Рассматривая развитие организации, нельзя не обратить внимание на такие компоненты как социальная культура, организационная структура, стратегия организации и прочие не менее важные аспекты, которые изменяются на каждом этапе жизненного цикла организации.

Актуальность данной темы заключается в том, что модель жизненного цикла организации может  служить важным и эффективным  инструментом ее диагностики, как способствуя  устранению текущих трудностей, так  и позволяя компаниям своевременно осуществлять стратегические преобразования для обеспечения цикличности  и, в конечном счете, безграничности их развития.

 
 

 

 

1.  Жизненные циклы и стадии развития организаций

1.1            Понятие и сущность жизненных циклов

Теория жизненных циклов организации в настоящее время  считается самостоятельной областью научных исследований. Тем не менее, за последние 20 лет изучение жизненных  циклов организаций стало одной  из наиболее популярных тем научных  исследований в теории организации.

Рассматривая жизнь организации, следует задуматься о закономерностях, которые не только смогли бы объяснить  прошлое, но и позволили бы прогнозировать развитие организации в будущем. Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в  конце концов, прекращают свое существование. Новые организации формируются  ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются. Умеющие адаптироваться — процветают, негибкие — исчезают. Следовательно, руководитель должен знать, на каком  этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко

Распространено понятие  жизненного цикла организации.

Жизненным циклом организации  можно назвать этапы развития и кризисы роста компании. Необходимо также отметить, что изменения  в организации происходят не по схемам формальной логики, они зависят от множества внешних факторов. Так, организация может быть уподоблена живому организму. Моделирование ее развития может быть осуществлено с помощью теории жизненных циклов.

Жизненный цикл организации  – это совокупность стадий, через  которые проходит организация за период своего функционирования.[1] Также, по мнению Мильнера, жизненный цикл организации представляет собой совокупность предсказуемых изменений с

определенной последовательностью  состояний в течение времени[2].

Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок  и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач  в определенный период функционирования организации, мы будем называть —  стадиями; периоды, в которых организация  принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами  развития[3].

Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает следующие стадии (рис. 1.): 
 
 
 
Рис.1.Жизненные циклы организации

На рисунке обозначены цифрами стадии 1 — формирование организации, 2 — 

интенсивный рост или «размножение», 3 — стабилизация, 4 — кризис (спад). [4] 
 Итак, жизненные циклы подразделяются на этапы:

- ¾   «тусовка»; 
- ¾   «механизация»; 
- ¾   «внутреннее предпринимательство»; 
- ¾   «менеджмент качества» или «управление качеством».

1. Установка, характерная для цикла развития организации «тусовка», ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям. Особенности деятельности определены технологическим процессом, регламентом, руководителем; параметры деятельности фирмы малоизменчивы.

2. На этапе «механизации» постепенно накапливаются проблемы, которые приводят организацию к кризису. На этом этапе компания представляет собой хорошо отлаженный механизм. Снижение текучести кадров, мидл-менеджмент сформирован. Компания становится престижной, численность персонала растет.

3. Установка, проявляющаяся в период цикла развития «внутреннее предпринимательство», провозглашает необходимость максимального участия каждого из сотрудников в «предпринимательском процессе». Такое представление о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке.

А поэтому любой сотрудник  должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребности  и работать так, чтобы его продукт  находил сбыт.

4. Установка, характерная для этапа «управление качеством», связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества (соответствия представлениям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема

понимания качества также  будет требовать. 

По мнению Мильнера, организации имеют некоторые исключительные харак-теристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрез-

ки предусматривает следующие этапы (рис. 2)[5].

 
 

Рис. 2. Жизненный цикл организации

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, не4юрмальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. 

К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Несмотря на уникальность каждой компании, весь период ее существования  можно разбить на основные этапы, через которые она проходит. Переход  от одного этапа к другому связан с осуществлением изменений. Для  того, чтобы облегчить проведение изменений и переход от одного этапа к другому, необходимо знать особенности каждого этапа в этой цепочке.

Таким образом, взгляд на организацию  сквозь призму циклов развития позволяет  более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и  ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией. Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация  должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являютсяпредсказуемым, а не случайным.

Исследуя организационные  структуры управления предприятием, необходимо иметь в виду, что любая  организация — это часть общества, являющегося органической системой [6]. На организацию распространяются и в ней проявляются законы общественно-экономической формации, в которой она существует, в организации воспроизводятся отношения этой формации. В то же время каждая организация имеет свой индивидуальный жизненный цикл который состоит из нескольких стадий и этапов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2            Стадии развития организаций

Как было уже отмечено, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный  цикл организации обязательно включает следующие стадии (рис.3) [7]:

 
 
 
Рис.3.Стадии развития компании 

На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, а другая се часть с отрицательным наклоном — стадию упадка организации.

Первая стадия развития организации  — ее формирование. На этой стадии для  организации важно найти товар, который может быть предложен  потребителю. Если организации удается  найти свое место на рынке и  реализовать свой товар, то она может перейти во вторую стадию – интенсивный рост.

На этой стадии развития организация растет, увеличивается  объем продаваемого товара, увеличивается  число персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности. Если организации удается удержаться на волне, стабилизировать источники  дохода, закрепиться на рынке уже  в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии – стабилизации.

На этой стадии для организации  важно максимально стабилизировать  свою деятельность. Для этого она  старается снизить себестоимость  продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной  деятельности. Обычно в связи с  изменчивостью рынка, потребителя  цикл жизни товара, предлагаемого  организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации.

Информация о работе Жизненные циклы и стадии развития организаций