Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 08:24, курсовая работа
Введение
Несмотря на бурное развитие Китая, и многочисленные перемены в обществе и в самом укладе жизни, произошедшие за последнее время, китайский народ, как известно, к своим традициям и культуре относится с глубочайшим уважением. Понятие культуры включает в себя многие аспекты. В том числе, говоря о факторах, определявших облик китайской культуры, нельзя не упомянуть о городском быте. Изначально китайская цивилизация сложилась на городской основе. Ограничен¬ное и размеренное пространство города всегда и везде было памятником величию и гордости человеческого разума, маяком знания в океане дикой природы.
Основным источником является художественный роман «Цзинь, Пин, Мэй» или «Цветы сливы в золотой вазе» в переводе В. С. Манухина. Роман написан в XVI веке неизвестным автором, скрывшим свое имя под псевдонимом Ланьлинский насмешник.
Целью данной курсовой работы является описание картины городского быта Китая в эпоху правления династии Мин.
Исходя из цели, можно определить и объект изучения – городская жизнь соответствующей эпохи.
Следовательно, предметом исследования является отображение городской культуры в романе «Цзинь, Пхин, Мэй».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить структуру общественных отношений в позднесредневековом городе Китая;
2. Рассмотреть внешний облик города и духовную сторону жизни горожан.
При написании работы были использованы следующие методы: историко-культурологический метод, описание, герменевтический анализ образа города Китая эпохи средневековья на основе использования художественного текста.
Использование последнего метода позволяет говорить об определенной «изюминке» работы, а именно – расширение источниковой базы, опора на художественный текст как на основной источник, помимо научных изданий.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка используемой литературы. Объем работы составляет 39 страниц печатного текста. Во введении описывается проблема исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цель и задачи, выбраны объект и предмет исследования.
Первая глава «Общественные отношения в позднесредневековом китайском городе» посвящена рассмотрению взаимоотношений различных слоев общества, а также реализуемых каждым социальным слоем видов деятельности.
Во второй главе – «Городская жизнь» уделяется внимание архитектурному построению города, праздникам и другим событиям общественной, а также частной жизни горожан.
В заключении приведены выводы по исследованию, список используемой литературы содержит 11 источников.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общественные отношения в позднесредневековом китайском
городе
1.1 Социальное расслоение общества…………………………………….5
1.2 Управление городом………………………………………………….11
Глава 2. Городская жизнь
2.1 Внешний облик города………………………………………………16
2.2 Общественная жизнь и развлечения………………………………...23
2.2 Частная жизнь горожан………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
«ТОМСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет: Гуманитарный
Кафедра: Истории и регионоведения
Направление:
11560 Регионоведение
Курсовая
работа
Энциклопедия
городской жизни Китая в XVI
веке
по
дисциплине «Культура и религии стран
АТР»
Выполнил: студент гр. 11560
Бутова В.В.
Проверил:
Преподаватель
Гурьева И. Ю.
Томск 2008 г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
Глава
1. Общественные отношения в городе |
1.1
Социальное расслоение |
1.2
Управление городом……………………………… |
Глава 2. Городская жизнь |
2.1
Внешний облик города………………………… |
2.2
Общественная жизнь и |
2.2 Частная жизнь горожан……………………… |
Заключение…………………………………………………… |
Список использованной литературы……………………………………39 |
Введение
Несмотря на бурное развитие Китая, и многочисленные перемены в обществе и в самом укладе жизни, произошедшие за последнее время, китайский народ, как известно, к своим традициям и культуре относится с глубочайшим уважением. Понятие культуры включает в себя многие аспекты. В том числе, говоря о факторах, определявших облик китайской культуры, нельзя не упомянуть о городском быте. Изначально китайская цивилизация сложилась на городской основе. Ограниченное и размеренное пространство города всегда и везде было памятником величию и гордости человеческого разума, маяком знания в океане дикой природы.1
Сегодня роль города как центра культурной жизни велика как никогда. Однако, статус «центра» он обрел только в позднее средневековье, а формирование городских институтов и структур завершилось в эпоху Мин. Из вышесказанного вытекает проблема данного курсового исследования - изучение городского быта минской эпохи. Необходимо отметить, что данная тема весьма актуальна для дальнейшего обзора городской культуры Поднебесной в целях реализации профессиональной деятельности регионоведов, специализирующихся на изучении Китая.
Анализ литературы позволяет говорить о результативных исследованиях темы данного курсового проекта в работах В.В.Малявина, Л.С.Васильева, В.Я.Сидихменова и других.
Основным источником является художественный роман «Цзинь, Пин, Мэй» или «Цветы сливы в золотой вазе» в переводе В. С. Манухина. Роман написан в XVI веке неизвестным автором, скрывшим свое имя под псевдонимом Ланьлинский насмешник.
Целью данной курсовой работы является описание картины городского быта Китая в эпоху правления династии Мин.
Исходя из цели, можно определить и объект изучения – городская жизнь соответствующей эпохи.
Следовательно, предметом
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
При написании работы были использованы следующие методы: историко-культурологический метод, описание, герменевтический анализ образа города Китая эпохи средневековья на основе использования художественного текста.
Использование последнего
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка используемой литературы. Объем работы составляет 39 страниц печатного текста. Во введении описывается проблема исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цель и задачи, выбраны объект и предмет исследования.
Первая глава «Общественные отношения в позднесредневековом китайском городе» посвящена рассмотрению взаимоотношений различных слоев общества, а также реализуемых каждым социальным слоем видов деятельности.
Во второй главе – «Городская жизнь» уделяется внимание архитектурному построению города, праздникам и другим событиям общественной, а также частной жизни горожан.
В заключении приведены выводы по исследованию, список используемой литературы содержит 11 источников.
1.1 Социальное расслоение китайского городского общества в XVI в
Если посмотреть на китайское средневековое общество XVIв. в целом, то можно заметить, что для него оставалась справедливой официальная, ставшая традиционной, схема социального деления, которая исходила из разделения всех на чиновников и народ. Последняя категория включала «добрый люд»: имевших престижное положение и некоторые привилегии ученых (ши) - кандидатов в чиновники, земледельцев (нун) - под которыми подразумевались и землевладельцы и крестьяне, ремесленники (гун) и торговцы (шан),что также подразумевало и богатых купцов и предпринимателей, и мелких торговцев, и рядовых ремесленников; в самом низу социальной пирамиды нашел свое место «подлый люд» - все, кто налога не платил: актеры, гадалки и гадатели, знахари, сказители и актеры, профессиональные игроки нищие, проститутки и т.д.2
Поскольку город был средоточием всей политической, экономической и культурной жизни империи, городское общество было весьма неоднородным и пестрым по своему составу; собственно, в городе можно было встретить представителей любого из сословий, что подтверждается богатыми зарисовками жизни уездного города Цинхэ в романе «Цзинь, Пхин, Мэй».
Значительную часть населения городов составляли служивые люди, их семьи и прислуга. Согласно конфуцианской идее чиновники должны были быть достойными всеобщего почета и уважения благодаря своим талантам, добродетелям, уму, воспитанию: службу несут бескорыстно и честно, мудро решают все дела, без спешки. Взоры полны состраданья. Нету предела их милосердию. В тяжбе любой отличают правду от лжи. Узнают, кто виновен, - объявят приговор. Их долг – народом править. Высокие сановники мать и отца заменяют подданным3.
В романе же мы видим
Купцы, хотя теоретически и оставались на низшей ступени общества, признаваемого государством ( в древности они подвергались разного рода унизительным ограничениям — от запрета ездить в колясках до запрета поступать на службу)4, в XVI в. фактически, по степени влияния, стояли в одном ряду с чиновниками. Характерной формой предпринимательства в то время стало ростовщичество, на чем и нажился Симынь Цин, ссужая деньгами под высокие проценты различных подрядчиков и торговцев. Полуграмотный торгаш, бездельник, мот и гуляка, подкупами добившийся высокого положения – он стал новым «героем своего времени». Торговый капитал приобрел в китайском обществе немалое влияние, торговля была в большинстве случаев главным источником преуспеяния знатных служилых семей, а купцы - действительными хозяевами городов5.
Имущественная дифференциация среди торговцев была очень велика. Можно говорить о преобладании мелкой розничной торговли, рассчитанной на простых горожан. Основная масса торгового люда была представлена бродячими торговцами снедью и всяким мелким товаром, например, У Чжи – первый муж Цзинь Лян, с которым мы знакомимся в самом начале романа: «С утра до вечера ходил У Чжи по улицам с коробом на плече, торговал пшеничными лепешками, тем и кормился».6
Значительную часть городских жителей составлял обслуживающий персонал различных заведений, домов знати и богчей, вроде главного героя романа Симынь Цина. Среди них, помимо обычных слуг, мы встречаем учителей словесности, музыкантов, художников, садовников, портных, зодчих, домоправителей. Некоторые из них живут в господской усадьбе, некоторые приходят, когда в их услугах возникает надобность, как например, специально нанятый, по случаю дня рождения высокопоставленного чиновника, ювелир Гу с артелью мастеров.
Ремесленники зачастую
В романе большое внимание уделяется спросу кутил на красивых женщин, где спрос – там и предложение. В городах существовало множество увеселительных заведений, которые иносказательно именовались домами «прекрасной весны», были даже особые кварталы – «пещеры дымных цветов» («дымные цветы» – образ певичек-гетер, которые там обитали). Казалось бы, эти женщины должны были быть вдвойне бесправны: во-первых, в силу всеобщего «условного» бесправия всех женщин (кроме, разумеется, жен наиболее высокопоставленных чиновников и членов императорской семьи ), а во-вторых – по причине низкого статуса своей профессии. Однако, судя по роману, если куртизанке выпадала удача найти богатого и влиятельного клиента, то в его лице она могла получить, кроме дарителя дорогих подарков и источника дохода в целом, еще и покровителя (Симынь, например, укрывал в своем доме Ли Гуй-цзе, когда ей грозило серьезное судебное разбирательство в Восточной столице, а затем использовал свои связи для того, чтобы ее вычеркнули из списка обвиняемых), а порой и мужа – тот же Симынь Цин женился на певичке из веселого дома Ли Цзяо-эр.
Можно заметить, что проституция была в целом точным слепком городского общества: отдельные куртизанки, имевшие успех в высшем свете, жили в роскоши; рядовые жрицы любви влачили полуголодное существование, обслуживая таких же бедняков, не имевших денег на женитьбу.
В определении судьбы многих
женщин в романе играли свахи,
шла ли речь о поисках
Немалая роль в «Цзинь, Пхин, Мэй»
отводится буддистским и
Информация о работе Энциклопедия городской жизни Китая в XVI веке