Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 08:24, курсовая работа
Введение
Несмотря на бурное развитие Китая, и многочисленные перемены в обществе и в самом укладе жизни, произошедшие за последнее время, китайский народ, как известно, к своим традициям и культуре относится с глубочайшим уважением. Понятие культуры включает в себя многие аспекты. В том числе, говоря о факторах, определявших облик китайской культуры, нельзя не упомянуть о городском быте. Изначально китайская цивилизация сложилась на городской основе. Ограничен¬ное и размеренное пространство города всегда и везде было памятником величию и гордости человеческого разума, маяком знания в океане дикой природы.
Основным источником является художественный роман «Цзинь, Пин, Мэй» или «Цветы сливы в золотой вазе» в переводе В. С. Манухина. Роман написан в XVI веке неизвестным автором, скрывшим свое имя под псевдонимом Ланьлинский насмешник.
Целью данной курсовой работы является описание картины городского быта Китая в эпоху правления династии Мин.
Исходя из цели, можно определить и объект изучения – городская жизнь соответствующей эпохи.
Следовательно, предметом исследования является отображение городской культуры в романе «Цзинь, Пхин, Мэй».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить структуру общественных отношений в позднесредневековом городе Китая;
2. Рассмотреть внешний облик города и духовную сторону жизни горожан.
При написании работы были использованы следующие методы: историко-культурологический метод, описание, герменевтический анализ образа города Китая эпохи средневековья на основе использования художественного текста.
Использование последнего метода позволяет говорить об определенной «изюминке» работы, а именно – расширение источниковой базы, опора на художественный текст как на основной источник, помимо научных изданий.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка используемой литературы. Объем работы составляет 39 страниц печатного текста. Во введении описывается проблема исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цель и задачи, выбраны объект и предмет исследования.
Первая глава «Общественные отношения в позднесредневековом китайском городе» посвящена рассмотрению взаимоотношений различных слоев общества, а также реализуемых каждым социальным слоем видов деятельности.
Во второй главе – «Городская жизнь» уделяется внимание архитектурному построению города, праздникам и другим событиям общественной, а также частной жизни горожан.
В заключении приведены выводы по исследованию, список используемой литературы содержит 11 источников.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общественные отношения в позднесредневековом китайском
городе
1.1 Социальное расслоение общества…………………………………….5
1.2 Управление городом………………………………………………….11
Глава 2. Городская жизнь
2.1 Внешний облик города………………………………………………16
2.2 Общественная жизнь и развлечения………………………………...23
2.2 Частная жизнь горожан………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………39
Заключение
Цель работы – составление картины городского быта Китая в минскую эпоху – была мной выполнена, огромный пласт информации я почерпнула из
романа «Цзинь, Пин, Мэй», который поистине является энциклопедией городской жизни Китая данного периода, в которой красочно отражаются уклад китайского общества, его идеалы и ценности.
Китайское слово «город» (чэнши) означает буквально «стена и рынок». Это словосочетание отразило и две важнейших стороны городского уклада в старом Китае: с одной стороны, город был опорой имперской власти, с другой — средоточием торгово-ремесленной деятельности и публичной жизни вообще. Власть в городе опиралась на чиновничество, однако архаичный типаж эпически спокойного «лица», управляющего обществом, в городской культуре минского времени уже стал многократно осмеянным анахронизмом, что подчеркивается едкой сатирой романа:
Богатство и знатность обманом, увы, добывают.
И власть и почет – все на золото лишь покупают.45
Городская культура была подобна лупе, которая непомерно раздувала все стороны жизни, малейшие движения человеческой души. Неудивительно, поэтому, что она насквозь пропитана соблазнами порока и жаждой наслаждений. Город в старом Китае жил по законам праздника с его экзальтацией бесполезного расходования всего и вся. Консервативные авторы минского времени в один голос называют городские нравы «бесстыдными», «пустыми», «пагубными», городские увеселения кажутся им «подстрекающими к распутству и возбуждающими низменные страсти» и т. д. Ланьлиньский насмешник, будучи далеким от консерватизма, свой роман начинил элементами эротической литературы. Однако, как говорил Ли Юй46, «Назначение романов — наставлять и воспитывать. Но без ветрености и вольности чувств они не доставят удовольствие читателю...» 47 Так и у автора «Цзинь, Пин, Мэй» - описание разгула страстей служит показом неотвратимости рока, готового вот – вот настигнуть главных героев. Опять же, предвкушением смертельного риска проникнута вся символика городских праздников с их вереницей устрашающих призраков.
Архаические маски-архетипы города, с его огромным разнообразием социальных ролей, разлагаются в романе на маски-типы: надменных чиновников-взяточников, коварных блудниц с невинным взглядом, похотливых монахов. Через эти образы «недостойных» автор выявляет узкий круг «достойных»:
Птица всякая
летает, да полет у каждой свой:
Благородная – под небом, остальные –
над землей.48
Список использованной литературы
Информация о работе Энциклопедия городской жизни Китая в XVI веке