Энциклопедия городской жизни Китая в XVI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Введение

Несмотря на бурное развитие Китая, и многочисленные перемены в обществе и в самом укладе жизни, произошедшие за последнее время, китайский народ, как известно, к своим традициям и культуре относится с глубочайшим уважением. Понятие культуры включает в себя многие аспекты. В том числе, говоря о факторах, определявших облик китайской культуры, нельзя не упомянуть о городском быте. Изначально китайская цивилизация сложилась на городской основе. Ограничен¬ное и размеренное пространство города всегда и везде было памятником величию и гордости человеческого разума, маяком знания в океане дикой природы.
Основным источником является художественный роман «Цзинь, Пин, Мэй» или «Цветы сливы в золотой вазе» в переводе В. С. Манухина. Роман написан в XVI веке неизвестным автором, скрывшим свое имя под псевдонимом Ланьлинский насмешник.
Целью данной курсовой работы является описание картины городского быта Китая в эпоху правления династии Мин.
Исходя из цели, можно определить и объект изучения – городская жизнь соответствующей эпохи.
Следовательно, предметом исследования является отображение городской культуры в романе «Цзинь, Пхин, Мэй».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить структуру общественных отношений в позднесредневековом городе Китая;
2. Рассмотреть внешний облик города и духовную сторону жизни горожан.
При написании работы были использованы следующие методы: историко-культурологический метод, описание, герменевтический анализ образа города Китая эпохи средневековья на основе использования художественного текста.
Использование последнего метода позволяет говорить об определенной «изюминке» работы, а именно – расширение источниковой базы, опора на художественный текст как на основной источник, помимо научных изданий.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка используемой литературы. Объем работы составляет 39 страниц печатного текста. Во введении описывается проблема исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цель и задачи, выбраны объект и предмет исследования.
Первая глава «Общественные отношения в позднесредневековом китайском городе» посвящена рассмотрению взаимоотношений различных слоев общества, а также реализуемых каждым социальным слоем видов деятельности.
Во второй главе – «Городская жизнь» уделяется внимание архитектурному построению города, праздникам и другим событиям общественной, а также частной жизни горожан.
В заключении приведены выводы по исследованию, список используемой литературы содержит 11 источников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Общественные отношения в позднесредневековом китайском
городе

1.1 Социальное расслоение общества…………………………………….5

1.2 Управление городом………………………………………………….11

Глава 2. Городская жизнь

2.1 Внешний облик города………………………………………………16

2.2 Общественная жизнь и развлечения………………………………...23

2.2 Частная жизнь горожан………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………37

Список использованной литературы……………………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая по культуре.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Заключение

  

    Цель работы – составление  картины городского быта Китая  в минскую эпоху – была мной выполнена, огромный пласт информации я почерпнула из

 романа «Цзинь, Пин, Мэй», который поистине является энциклопедией городской жизни Китая данного периода, в которой красочно отражаются уклад китайского общества, его идеалы и ценности.

    Китайское слово «город» (чэнши) означает буквально «стена и рынок». Это словосочетание отразило и две важнейших стороны городского уклада в старом Китае: с одной стороны, город был опорой имперской власти, с другой — средоточием торгово-ремесленной деятельности и публичной жизни вообще. Власть в городе опиралась на чиновничество, однако архаичный типаж эпически спокойного «лица», управляющего обществом, в городской культуре минского времени уже стал многократно осмеянным анахронизмом, что подчеркивается едкой сатирой романа:

         Богатство и знатность обманом, увы, добывают.

         И власть и почет – все на золото лишь покупают.45

    Городская культура была подобна лупе, которая непомерно раздувала все стороны жизни, малейшие движения человеческой души. Неудивительно, поэтому, что она насквозь пропитана соблазнами порока и жаждой наслаждений. Город в старом Китае жил по законам праздника с его экзальтацией бесполезного расходования всего и вся. Консервативные авторы минского времени в один голос называют городские нравы «бесстыдными», «пустыми», «пагубными», городские увеселения кажутся им «подстрекающими к распутству и возбуждающими низменные страсти» и т. д. Ланьлиньский насмешник, будучи далеким от консерватизма, свой роман начинил элементами эротической литературы. Однако, как говорил Ли Юй46, «Назначение романов — наставлять и воспитывать. Но без ветрености и вольности чувств они не доставят удовольствие читателю...» 47 Так и у автора «Цзинь, Пин, Мэй» - описание разгула страстей служит показом неотвратимости рока, готового вот – вот настигнуть главных героев. Опять же, предвкушением смертельного риска проникнута вся символика городских праздников с их вереницей устрашающих призраков.

    Архаические маски-архетипы города, с его огромным разнообразием социальных ролей, разлагаются в романе на маски-типы: надменных чиновников-взяточников, коварных блудниц с невинным взглядом, похотливых монахов. Через эти образы «недостойных» автор выявляет узкий круг «достойных»:

Птица всякая летает, да полет у каждой свой: 
     Благородная – под небом, остальные – над землей.48

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1. Алимов И.А, Ермаков М.Е, Мартынов А.С. Срединное государство: введение в традиционную культуру Китая. М.: ид «Муравей», 1998. – 540 с.
    2. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 488 с.
    3. Виногородский Б.Б, Малявин В.В. Антология даосской философии. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 153с.
    4. История Китая; Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова. - — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во«Высшая школа», 2002.-736с.
    5. Лики Срединного царства / А.А. Бокщанин, О.Е. Непомнин ; Ин-т востоковедения. — М.: Вост. лит., 2002. —  430 с.
    6. Малявин В. В. Китайская цивилизация. – М.: Издательство Астрель, Фирма «Издательство АСТ», Издательско-продюсерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2000. – 632 с.
    7. Малявин В.В. Китай в 16-17вв: традиция и культура. – М.: Искусство,1995. – 287с.
    8. Малявин В. В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. – М.: Наталис, 1997. – 367 с.
    9. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. – М.: Дизайн. Информация. Картография, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000. – 448 с.
    10. Усов В. Н. Жены и наложницы Поднебесной. – М.: Наталис: Рипол Классик, 2006. – 479 с.: ил.
    11. Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй. Роман./Пер. с кит. В. Манухина; Пер. под ред. С. Хохловой; Подгот. Текста Л. Сычева; Вступ. статья и коммент. Б. Рифтина. Стихи в пер. Г. Ярославцева. – М.: Худож. лит.,1993. – 765 с.

Информация о работе Энциклопедия городской жизни Китая в XVI веке