Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 18:20, курсовая работа
Основной задачей России в среднесрочной перспективе является выход на траекторию устойчивого развития за счет машиностроения и других высокотехнологичных отраслей. Другими словами, перед страной остро встала проблема производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Стоит проблема инициирования перетока капиталов из сырьевых отраслей в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Проблема трансформации доходов от экспорта природных ресурсов в качественный человеческий капитал, в эффективные производства с высокими технологиями, в развитии инфраструктуры.
Оглавление
Национальное богатство – это совокупность накопленных физического и человеческого капитала, а также природного капитала страны в стоимостной оценке.1
Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.
Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться в процессе инвестирования, но и материально и морально изнашиваться.
Доходность от инвестиций в человеческий капитал возрастает со временем. На него не распространяется закон убывающей отдачи при верно выбранной стратегии развития человеческого капитала.
Взаимосвязь развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны представлена в приложении 2.
Методы оценки стоимости ЧК формируются в настоящее время. Существуют различные методические подходы к расчетам стоимости ЧК. В работах2 приведен обзор работ по национальному богатству и методам оценки стоимости человеческого капитала.
Дж. Кендрик (американский экономист) предложил затратный метод расчета стоимости ЧК – на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человека. Эта методика оказалась удобной для США, где имеются обширные и достоверные статистические данные3. Дж. Кендрик включил в инвестиции в ЧК затраты семьи и общества нам воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и др. В накопления он также включил вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, затраты на научные исследования и разработки. В результате расчетов он получил, что ЧК в 1970 годах составлял более половины в накопленном национальном богатстве США (без учета государственных инвестиций).
Метод Кендрика позволил оценить накопления ЧК по его полной «восстановительной стоимости». Но не давал возможности расчета «чистой стоимости» ЧК (за минусом его «износа»). Этот метод не содержал методики выделения из общей суммы затрат части затрат, используемой на воспроизводство ЧК и реальное его накопление.
В работе Дж. Минсера4 выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в ЧК. На базе статистики США 1980 годов Минсер получил зависимости эффективности ЧК от числа лет общего образования , профессиональной подготовки и возраста работника.
Значительный вклад в разработку расширительной концепции национального богатства (с учетом вклада ЧК) внесли аналитики Всемирного банка, которые опубликовали серию работ, обосновавших эту концепцию. В методологии Всемирного банка обобщены результаты и методы оценки человеческого капитала других школ и авторов. В методике ВБ, в частности, учитываются накопленные знания и другие составляющие ЧК.
В приложении3 изображены источники накопления элементов ЧК. Источники выбраны по группировкам затрат на соответствующие направления, приведенным в «Российском статистическом ежегоднике» и других российских источниках. Это наука, образование, культура и искусство, здравоохранение и информационное обеспечение и т.д.
Исследования развития цивилизаций и стран в прошлых веках показывают, что ЧК и тогда был одним из основных факторов развития, предопределивших успехи одних стран и неудачи других.
Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста ЧК, включая и образование, в средние века. В конце XVII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай и Индию по душевому ВВП и вдвое – по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стало главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.
Особенно показательно влияние ЧК на рост экономики на примере Японии. В стане Восходящего Солнца, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень ЧК, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5,4 года, в Италии 4,8, в США 8,3 года, а средняя продолжительность жизни 51 год (примерно, как и в Европе и США). В России эти показатели были равны: 1 – 1,2 года и 33-35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового ЧК оказалась готовой в XX столетии совершить технологический рынок и войти в число передовых стран мира.
ЧК является самостоятельным экономическим ресурсом, иными словами, фундаментом роста ВВП в сочетании с НТП в современных условиях. Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него неществование значительного временного лага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В развитых странах мира в конце 1990 годов в ЧК вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал – только около 30% (приложение 1). Причем основную долю инвестиций в ЧК в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.
При низком уровне и качестве ЧК инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи. Сравнительно быстрые успехи финнов, ирландцев, японцев, китайцев (Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай и др.), корейцев, новых европейских развитых стран (Греция, Испания, Португалия) подтверждают вывод о том, что фундаментом для формирования ЧК является высокая культура основной массы населения этих стран.