Второе направление – создание
высококонкурентной институциональной
среды, стимулирующей предпринимательскую
активность и привлечение капитала в экономику:
- создание и развитие конкурентных
рынков, последовательная демонополизация
экономики;
- поддержка образования новых
компаний и новых видов бизнеса, основывающихся
на инновациях (стартапов), стимулирование развития малого бизнеса;
- снижение инвестиционных и
предпринимательских рисков за счет развития
финансовых институтов, обеспечения макроэкономической
стабильности, защиты прав собственности
и повышения предсказуемости экономической
политики государства;
- улучшение доступа компаний
к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие
финансовых рынков и других институтов,
обеспечивающих трансформацию сбережений
в капитал;
- повышение договороспособности компаний и транспарентности ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества;
- обеспечение высокого качества
государственного администрирования
в сфере экономики.
Третье направление - структурная
диверсификация экономики на основе инновационного
технологического развития:
- формирования национальной
инновационной системы, включая такие
элементы, как интегрированную с высшим
образованием систему научных исследований
и разработок, гибко реагирующую на запросы
со стороны экономики, инжиниринговый
бизнес, инновационную инфраструктуру,
институты рынка интеллектуальной собственности,
механизмы стимулирования инноваций и
другие;
- формирование мощного научно-технологического
комплекса, обеспечивающего достижение
и поддержание лидерства в научных исследованиях
и технологиях по приоритетным направлениям
и, на этой основе, встраивание России
в глобальный оборот высокотехнологичной
продукции и технологий;
- создание центров глобальной
конкурентоспособности в обрабатывающих
отраслях, включая высокотехнологичные
производства и «экономику знаний»;
- содействие повышению конкурентоспособности
отраслей экономики с использованием
механизмов государственно-частного партнерства,
создания территориально-производственных
кластеров, поддержки экспорта высокотехнологичной
продукции и продукции с высокой добавленной
стоимостью и рациональной защиты внутренних
рынков с учетом международной практики
в данной области;
- обеспечение отраслей экономики
высокопрофессиональными кадрами менеджеров,
инженеров и рабочей силы;
- расширение доступа российских
компаний к источникам долгосрочных инвестиций.
Четвертое направление – закрепление
и расширение глобальных конкурентных
преимуществ России в традиционных сферах
(энергетика, транспорт, аграрный сектор,
переработка природных ресурсов):
- обеспечение стабильности и
расширение поставок энергоресурсов
крупнейшим мировым потребителям, географическая
и продуктовая диверсификация энергетического
экспорта;
- развитие крупных узлов международной
энергетической инфраструктуры на территории
России, основанных на использовании новых
энергетических технологий;
- формирование конкурентоспособной
транспортной инфраструктуры, обеспечивающей
реализацию транзитного потенциала российской
экономики;
- укрепление позиций России
на мировом рынке продукции лесопромышленного
комплекса на основе углубления переработки
леса и устойчивого воспроизводства
лесного богатства страны,
- реализация водного потенциала
российской экономики - вовлечение в хозяйственный
оборот неосвоенных водных ресурсов России, способствующее изменению мировой
структуры потребления пресной воды, при
обязательном соблюдении природоохранных
требований;
- реализация аграрного потенциала
в части развития экспорта зерна и других
сельскохозяйственных продуктов, производства
экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.
- Пятое направление – расширение
и укрепление внешнеэкономических позиций
России, повышение эффективности ее участия
в мировом разделении труда:
- расширение возможностей реализации
сравнительных преимуществ России на
внешних рынках и использования возможностей
глобализации для привлечения в страну
капиталов. технологий и квалифицированных
кадров;
- поэтапное формирование интегрированного
евразийского экономического пространства
совместного развития, включая превращение
России в один из мировых финансовых центров;
- выстраивание стабильных диверсифицированных
связей с мировыми экономическими центрами,
обеспечивающее устойчивость развития
российской экономики в долгосрочной
перспективе при растущих глобальных
рисках;
- усиление роли России в решении
мировых глобальных проблем и формировании
мирового экономического порядка.
Шестое направление – переход
к новой модели пространственного
развития российской экономики:
- формирование новых центров
социально-экономического развития в
Поволжье и на Урале, Юге России, в Сибири
и на Дальнем Востоке, опирающихся на развитие
энергетической и транспортной инфраструктуры
и создание сети территориально-производственных
кластеров, реализующих конкурентный
потенциал территорий;
- выравнивание условий социально-экономического
развития регионов страны, сокращение
избыточной экономической дифференциации
территорий, преодоление зон отсталости
и низкого уровня жизни на территории
России;
- укрепление системы стратегического
управления региональным развитием, обеспечивающим
повышение комплексности и сбалансированности
развития регионов и размещения производительных
сил, повышение сбалансированности обязательств
региональных и муниципальных властей
и их финансовых возможностей.
3.4 Развитие
человеческого капитала в регионах
Развитие человеческого капитала
в регионах – ключевой приоритет стратегии
развития РФ. В предыдущих разделах уже
делалась ссылка на работы А. Тойнби, в
которых он доказал, что решающее значение
для успехов нации имеют качество,
энергия, активность и компетентность
ее элиты.
Элита нации, элита регионов
играет решающую роль в современной конкурентной
борьбе в мировой политике и экономике,
в национальной политике и экономике.
Именно она руководит страной, регионами,
нанимает и формирует команды технократов,
которые разрабатывают программы и стратегии
развития и реализуют их на практике.
В российской практике последних
лет были унифицированы в условиях мониторинга
Правительства РФ региональные законы,
программы, концепции и стратегии развития.
Однако этот процесс принял в некоторых
регионах характерный и традиционный
для России формально-бюрократический
характер: все есть и ничто не работает.
По внешним и формальным признакам в программах
и других документах все элементы правительственных
программ присутствуют, но они не работают,
не реализуются, не приводят к повышению
эффективности экономики и становлению
гражданского общества.
В ХХ веке в Италии часто использовался
специфический метод борьбы профсоюзов
за свои права, который получил название
«забастовки по-итальянски». Работники,
например, железной дороги начинали буквально
и скрупулезно исполнять все без исключения
правила и инструкции. И это приводило
к остановке движения поездов. Можно всегда
найти несущественное или устаревшее
отклонение от правил и инструкций и на
основании его прекратить активную деятельность,
хотя и присутствовать на работе.
Так и в некоторых регионах
произвели массу программ и заполнили
их инвестиционными проектами, не прошедшими
качественную стандартную рыночную экспертизу
и процедуру инвестиционного анализа
и отбора. И смысл этих программ потерялся.
Эти проекты не были лучшими, не были прибыльными
и не привели к росту экономики и развитию
региона. В ряде случаев проекты оказались
ложными или некачественными, и средства
на них были потрачены крайне неэффективно.
Тем не менее прошедший этап
трансформационного периода привел к
унификации региональной законодательной,
программной и нормативной базы. Это укрепило
единое законодательное и экономическое
пространство России. И это положительный
результат. Далее предстоит гораздо более
трудный этап – этап содержательного
и реального наполнения этих документов
и их эффективной реализации на практике,
что возможно только при обновлении элиты
многих регионов, где местные лидеры не
способны к самообразованию, к обучению,
к работе в новых условиях.
В связи с изложенным можно
сказать, что одним из основных тормозов
развития некоторых регионов РФ стало
низкое качество и криминализация этих
элит, которые определяют в значительной
степени низкое качество совокупного
человеческого капитала этих регионов.
Процессы межрегионального обмена человеческим
капиталом пока недостаточно развиты.
В то же время клановость и коррумпированность
региональной элиты одно из главных препятствий
в РФ на пути создания эффективной
экономики, эффективного государства
и гражданского общества.
В программе Правительства
РФ для развития человеческого капитала
в регионах определенны несколько направлений.
- Переход на новые направления
миграционной политики с целью активного
привлечения мигрантов в экономику ряда
регионов России.
- Эффективная политика в области
профессионального образования с учетом
особенностей региона и потребностей
страны в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе
я рассмотрел следующие вопросы:
- основные понятия национального
богатства и человеческого капитала;
- методы оценки стоимости человеческого
капитала как составляющей национального
богатства;
- роль в историческом развитии
цивилизаций и стран мира;
- детерминанты накопления и развития
человеческого капитала;
- проблемы роста человеческого
капитала;
- некоторые пути и методы повышения
уровня и качества российского человеческого
капитала;
- основные цели и задачи развития
РФ;
- приоритеты социально-экономического
развития РФ в среднесрочной перспективе;
- Направления перехода к инновационному
социально-ориентированному типу развития
- развитие ЧК в регионах.
Из вышеизложенного можно сделать
вывод, что человеческий капитал формируется
за счет инвестиций в повышение уровня
и качества жизни населения, в том числе
в воспитание, образование, здоровье, знания,
предпринимательскую способность, информационное
обеспечение, безопасность и экономическую
свободу населения, а также в науку, культуру
и искусство.
Человеческий капитал как запас
знаний, умений, навыков, опыта способен
не только накапливаться в процессе инвестирования,
но и материально и морально изнашиваться.
Доходность от инвестиций в
человеческий капитал возрастает со
временем. На него не распространяется
закон убывающей отдачи при верно выбранной
стратегии развития человеческого капитала.
Основным показателем, который
снижает индекс развития человеческого
потенциала России (и человеческий капитал),
является низкая продолжительность жизни,
особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно
низкий ВВП на душу населения. Продолжительность
жизни населения – индикатор «воли к жизни»,
индикатор уровня и качества предприимчивости
населения (важнейшего экономического
ресурса – предпринимательской способности),
творческого потенциала страны, индикатор
качества труда.
Базой роста уровня и качества
человеческого капитала является культура
и менталитет нации, на формирование которых
решающее влияние оказывала национальная
религия. Этика труда, которая во многом
определяет качество современного труда,
человеческий потенциал нации, формировался
многими поколениями под воздействием
того или иного религиозного мировоззрения.
Отсюда и происходят различия в возможностях
развития стран из различных цивилизаций.
Существует проблема, которую
приходится разрешать любому государству
с развивающейся экономикой: какую часть
инвестиций вкладывать в ЧК, не дающий
быстрой отдачи? Ясно, что эти инвестиции
в развивающейся экономике на первом этапе
осуществляются в основном из бюджетов
всех уровней за счет экономики на других
статьях расходов. Необходимо также налоговое
и прочее стимулирование вложений в ЧК
со стороны частного бизнеса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Нестеров Л., Ашерова Г. Национальное богатство и человеческий капитал//ВЭ. 2003, № 2.
- Экономическая теория. Трансформирующая
экономика/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.:
ЮНИТИ, 2004; Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал// ВЭ 2003, № 2.
- Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. М.: Прогресс, 1976; Он же. Экономический рост и формирование капитала // Вопросы экономики. 1976, № 11.
- Mincer J. The Production of Human Capital and The Lifccycle of Earnings: Variations on Theme. – Working Paper of the NBER, No 48-38 (Aug. 1994).
- Корчагин Ю. А., Шамардин Д. Г. Человеческий капитал и рост экономики / «Промышленник России». 2004, № 4.
- Егоров С. Человеческий фактор
и экономический рост в условиях постиндустриализации // ВЭ. 2004, № 5.
- Стратегический ответ России
на вызовы нового века / Под. Ред. академика Л. Абалкина.
– М.: Экзамен, 2004.
- Егоров С. Человеческий фактор
и экономический рост в условиях постиндустриализации // ВЭ. 2004, № 5.
- Мельянцев В. Счастье от ума // Известия. 2000,
17 мая.
- Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // ВЭ, 2006.
- Нестеров Л., . Национальное
богатство и человеческий капитал // ВЭ,
2006. № 2.
- Марцинкевич В., Соболева И.
Экономика человека. – М.: Аспект пресс,
2005.