Человеческий капитал и его формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей России в среднесрочной перспективе является выход на траекторию устойчивого развития за счет машиностроения и других высокотехнологичных отраслей. Другими словами, перед страной остро встала проблема производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Стоит проблема инициирования перетока капиталов из сырьевых отраслей в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Проблема трансформации доходов от экспорта природных ресурсов в качественный человеческий капитал, в эффективные производства с высокими технологиями, в развитии инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 174.37 Кб (Скачать)

Базой роста уровня и качества человеческого капитала является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала национальная религия. Этика труда, которая во многом определяет качество современного труда, человеческий потенциал нации, формировалась многими поколениями  под воздействием того или иного религиозного мировоззрения. Отсюда и происходят различия в возможностях развития стран из различных цивилизаций.

А. Мень писал: «Религия, как мы отметили, оказывает воздействие не  только на духовную жизнь общества, но и на экономику». Так, Макс Вебер установил, что условия для возникновения капитализма были еще в Античности и в Средневековье, но только с появлением протестантизма он стал развиваться бурно и быстро. Исследуя раннюю протестантскую литературу, Вебер заметил, что в самом мировоззрении лютеран находился тот идеологический импульс, который способствовал прогрессу капиталистического способа производства. Применяя

 статистический метод, Вебер показал, что капитализм наиболее процветал именно в странах протестантизма. И наоборот у непротестантских наций он развивался значительно медленнее.

Протестантизм внес глубокие изменения в систему ценностей и породил новые традиции. Простота, рационализм во многом определил новое мышление миллионов людей различных стран мира. Для них жизнь стала осознанным долгом, а добродетелями – трудолюбие, бережливость, аккуратность, пунктуальность. Вера же стала глубоко индивидуальным делом.

В заключение подчеркнем, что менталитет нации пока не учитывался ни при оценках ИРЧП, ни при оценках человеческого капитала. Мешают этому на уровне мировых институтов, вероятно, этические проблемы. Вместе с тем это необходимо делать поскольку в противном случае, используемые методики, прежде всего для развивающихся и слаборазвитых стран, дают ложные результаты.

2.2 Российский человеческий капитал и проблемы его роста

 

Инвестиции в экономику и государство являются лишь необходимым фактором роста экономики и развития страны, но отнюдь недостаточным. В 1991 – 1992 гг. инвестиции в СССР достигали 35% ВВП, а прирост ВВП оказался отрицательным. И таких примеров много для стран СА неэффективными государственными и экономическими системами. Это является конкретным примером истощения действия экстенсивных факторов роста и неготовности страны и ее экономики к развитию за счет интенсивных факторов, включая ЧК5.

Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал), является низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности),  творческого потенциала страны, индикатор качества труда.

Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует жизнь за счет распродаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет и его извечный патернализм.

Во многом с выводами экспертов ООН можно согласиться. Страна действительно живет в основном за счет доходов от продаж нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, леса и т.д. Сильно деградировала фундаментальная наука, причем во многом и за счет физической потери ЧК: лучшие ученые страны работают за границей. Соответственно, без науки деградировало образование, причем на всех уровнях.

Егоров С. пишет: «Российская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 405% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает  свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. С 1992 г. размеры расходов на науку и образование в России были уменьшены почти вдвое, однако механизмы разгосударствления образования пока развиты слабо. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы»6.

Немалую роль в этом сыграло крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства. Быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные еще во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны.

В настоящее время в России существую две экономики, две культура, два типа образования и два слоя людей с противоположенным отношением к жизни, труду, предпринимательству, менеджменту, рынку, науке и культуре. Первая часть российского общества – это люди, живущие прошлым, живущие ностальгией по временам СССР, не принявшие изменений в экономике и обществе и не желающие меняться. В тоже время молодые и зрелые люди, сумевшие найти свое место в рыночной экономике, создают новую экономику страны, получают современное образование и опыт, стремятся заработать деньги и комфортно устроить свою жизнь. Число студентов в России удвоилось. Граждане России стремятся учиться.

Выше уже отмечалось, что в составе  стартового ЧК России при переходе к рынку отсутствовала такая составляющая ЧК как предпринимательская способность

 – важнейший экономический  ресурс, без которого невозможно  эффективное функционирование рыночной  экономики. Не было в России  и экономической науки как  таковой по причине отсутствия  экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался  также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д.

Во-вторых, за границу в развитые страны на постоянную работу приглашаются (или сами пробиваются) только избранные, особо талантливые и известные специалисты, главным образом, в области естественных наук и инженерных профессий. А также молодые и пробивные таланты, которые составляют наибольшую долю российской молодежи.

Таким образом, авторами работы стоимость образования и воспитания как составляющей российского ЧК завышена в несколько раз.

Дополнительно необходимо учитывать отток ЧК в другие страны. Для России он велик. А это прямые потери значительной части инвестиций в ЧК, причем отток ЧК приводит также к потере части инвестиций в науку.

Многочисленные примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и других сферах российского государства есть прямое следствие сравнительно низкого качества российского ЧК и , соответственно, его низкой отдачи. Законы Российского государства копируются с законов развитых стран мира, но они не работают в российской действительности, которая продолжает функционировать «по понятиям».

Увеличение государственных и частных инвестиций в ЧК и их эффективное использование только и может поправить положение и вывести Россию из глубокого полисистемного кризиса. И в первую очередь из кризиса духовного, кризиса нравственного. Даст возможность преодолеть перманентный  раскол в российском обществе, противостояние государства и населения, которые в последние десятилетия усилились. Другого пути повышения качества жизни, эффективности экономики, формирования гражданского общества, формирования предпринимательской этики, возвращения населения к цивилизованным этическим нормам у страны просто нет.

Увеличение инвестиций в ЧК и поддержание их на высоком уровне в долях от ВВП, даже в ущерб другим сферам деятельности, является стратегически необходимым (наряду с другими)и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если такую задачу перед страной ставить), пусть в отдаленной перспективе. В монографии под редакцией академика Л. Абалкина7 человеческий ресурс, человеческий потенциал, человеческое развитие рассматриваются не столько как факторы развития, сколько как цели этого развития. Однако в экономике знаний, в интеллектуальной экономике первенство будет за теми странами, которые используют человеческий капитал как фактор развития, который дает новый прирост как самому себе, так и качеству жизни населения.

2.3 Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала

 

Существует проблема, которую приходится разрешать любому государству с развивающейся экономикой: какую часть инвестиций вкладывать в ЧК, не дающий быстрой отдачи? Ясно, что эти инвестиции в развивающейся экономике на первом этапе осуществляются в основном из бюджетов всех уровней за счет экономики на других статьях расходов. Необходимо также налоговое и прочее стимулирование вложений в ЧК со стороны частного бизнеса.

Опыт создания рыночной экономики в России показал со всей очевидностью, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского ЧК невозможно решить главные проблемы страны. Проблемы эффективного институционального преобразования, диверсификации экономики и повышения эффективности государства, причем решить проблему диверсификации экономики РФ в направлении ее технологического, технического и информационного обновления. Решить задачи создания национальных инновационных и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики, проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан. И, наконец, решить главную задачу государства как такового – проблему повышения уровня и качества жизни населения.

Егоров считает главным условием роста ЧК в России рост заработной платы. Другим условием роста ЧК он считает высокие инвестиции в образование. Здесь он выделяет проблему «утечки мозгов»8. Очевидно, что эти проблемы необходимо решать комплексно, системно параллельно с решением проблемы декриминализации страны и обеспечения безопасности населения и бизнеса.

В целом для решения проблемы роста российского ЧК и необходимо следующее:

    • разработать концепцию и комплексную программу финансирования и стимулирования роста величины и качества российского ЧК. Начало этой программы – решение государством задач перевода на современные принципы и базу воспитания и образования. Венец завершения программы – создание эффективной инновационной системы и инновационной экономики, создание эффективного государства;
    • разработать общую идеологию государства;
    • осуществить декриминализацию России (в условиях криминально-бюрократического государства решить проблему роста ЧК в принципе невозможно);
    • кардинально увеличить прямые государственные и частные   инвестиции в ЧК;
    • предоставить льготы и преференции юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиции в ЧК;
    • кардинально увеличить государственные инвестиции в дошкольное и школьное образование;
    • увеличить целевые образовательные детские и юношеские пособия;
    • осуществить компьютеризацию образования;
    • реформировать систему образования в направлении подавления коррупции и закрытия слабых коммерческих вузов;
    • опережающее увеличивать финансирование образования в области естественных наук;
    • консолидировать научные и образовательные силы в области естественных наук на приоритетных направлениях, в которых сохранились еще передовые позиции России;
    • опережающее увеличить финансирование фундаментальных естественных наук;
    • целевым и адресным образом финансировать возврат ведущих российских ученых на родину;
    • опережающее увеличивать финансирование труда эффективных научных работников;
    • ускоренно создавать национальную инновационную и венчурную систему;
    • создать эффективную государственную просветительскую систему, направленную на пропаганду знаний, рост авторитета профессионалов высокой квалификации, рост значимости образования по естественным специальностям и экономике. Использовать для этих целей государственные каналы телевидения и другие средства массовой информации;
    • создавать технополисы, в том числе, на базе существующих академгородков и университетских городков;
    • осуществить эффективную трансформацию медицинского обслуживания населения.

Некоторые из приведенных задач уже решаются, но необходим системный подход к решению проблемы развития ЧК. В развитии российского ЧК имеют место положительные тенденции, а именно:

    • формирование новой элиты с рыночным мировоззрением;
    • формирование слоя топ- менеджеров, в том числе получивших образование и  опыт в развитых странах;
    • появление значительного слоя молодых образованных людей с новым рыночным мировоззрением, способных к предпринимательству. Эти молодые люди прошли школу малого и среднего бизнеса и при условии выполнения государством своих обязанностей, способны постепенно формировать бизнес-элиту российского государства;
    • ослабление влияния на население остатков советской идеологии;
    • понимания ряда проблем, стоящих перед страной в высшем руководстве страны;
    • благоприятная мировая ценовая конъюнктура на природные ресурсы;
    • благодаря этому, наличие огромных свободных средств у российского государства в мировых валютах 9золотовалютные резервы, стабилизационный фонд, другие фонды и резервы);
    • рост тяги населения к образованию, включая высшее образование;
    • переход системы образования в экономике, в гуманитарных дисциплинах на стандарты, близкие к общепринятым в развитых странах;
    • предоставление в этой сфере разнообразных образовательных продуктов и услуг,  государственных и частных;
    • быстрое развитие сферы платных медицинских услуг и приближение их качества к мировым уровням;
    • постепенный переход на прозрачную отчетность юридических лиц по мировым стандартам;
    • постепенное изменение менталитета населения в лучшую сторону в части его рыночных составляющих. Молодые россияне почти и не знают особенностей действительности советской эпохи и выросли в основном «рыночниками», насколько это возможно в российских условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глава 3. РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

3.1 Основные цели и задачи развития РФ

 

Среднесрочная программа социально-экономического развития РФ определяет ключевые направления  деятельности Правительства РФ, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны:

Информация о работе Человеческий капитал и его формирование