Формирование человеческого капитала в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы является человеческий капитал Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы выступает человеческий капитал и его роль в современной экономке.
Целью курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты организации формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и определить его значения в современной экономике страны. Задачами курсовой работы являются: анализ состояния человеческого капитала в Республике Беларусь, дать оценку его состояния, предложить пути совершенствования формирования и использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
1. Человеческий капитал: сущность и виды. Инвестиции в человеческий капитал
.1 Понятие человеческого капитала. Его характеристика
1.2 Классификация человеческого капитала
.3 Инвестиции в человеческий капитал
. Анализ проблем формирования и использования человеческого капитала
.1 Проблема формирования человеческого капитала в белорусской экономике
.2 Оценка состояния человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития
.2.1 Анализ состояния человеческого капитала в сфере науки в РБ
.2.2 Анализ состояния человеческого капитала в сфере образования
.2.3 Анализ состояния человеческого капитала в сфере здравоохранения
. Проблемы и перспективы формирования и использования человеческого
.1 Особенности человеческого капитала
.2 Негативные факторы влияния на формирование человеческого капитала
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Капитал.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Человеческий капитал: сущность и виды. Инвестиции в  человеческий капитал

.1 Понятие человеческого  капитала. Его характеристика 
1.2 Классификация человеческого капитала  
.3 Инвестиции в человеческий капитал

. Анализ проблем формирования  и использования человеческого  капитала

.1 Проблема формирования  человеческого капитала в белорусской  экономике

.2 Оценка состояния человеческого  капитала в Республике Беларусь  и его влияние на уровень  социально-экономического развития

.2.1 Анализ состояния человеческого  капитала в сфере науки в  РБ

.2.2 Анализ состояния человеческого  капитала в сфере образования

.2.3 Анализ состояния человеческого  капитала в сфере здравоохранения

. Проблемы и перспективы  формирования и использования  человеческого

.1 Особенности человеческого  капитала

.2 Негативные факторы  влияния на формирование человеческого  капитала

Заключение

Список использованных источников

человеческий капитал экономический

ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческий капитал в современной экономической системе становится главным фактором экономического роста, он обеспечивает повышение производительности труда, эффективность общественного производства в целом, а его совершенствование является главной целью концепции устойчивого развития.

И в абсолютном, и в относительном выражении все больше финансовых, материальных и трудовых усилий, все больше совокупного рабочего времени общества направляется именно на совершенствование человека: рост его образования, охрану здоровья, выявление и развитие творческих способностей. Этот процесс характерен в большей степени для развитых стран, но и в развивающихся побеждает тенденция не утилитарного использования работников как простой рабочей силы, а роста образовательного уровня народа, возможность его самореализации.

Особенно актуальна эта тема для Республики Беларусь в настоящее время. Реализация современной парадигмы социально-экономического развития белорусского государства, заключающейся в стремлении к социально ориентированной рыночной экономике, требует новых подходов к анализу процесса формирования, развития и эффективного использования человеческого капитала. Низкий уровень жизни, неравномерное распределение доходов, препятствия на пути получения образования и низкая продолжительность жизни сдерживают реализацию возможностей человека и свободу его жизненного выбора. В данной работе рассматривается широкий круг вопросов, влияющих на формирование человеческого капитала: динамика рождаемости, смертности и миграции, положение дел в области образования и здравоохранения. Предлагаются пути решения проблем, которые могут стать преградами для дальнейшего развития человеческого потенциала страны.

Объектом курсовой работы является человеческий капитал Республики Беларусь.

Предметом курсовой работы выступает человеческий капитал и его роль в современной экономке.

Целью курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты организации формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и определить его значения в современной экономике страны. Задачами курсовой работы являются: анализ состояния человеческого капитала в Республике Беларусь, дать оценку его состояния, предложить пути совершенствования формирования и использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, материалы периодической печати, посвященные данной проблеме.

 

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

 

.1 Понятие человеческого  капитала. Его характеристика

 

В настоящее время страны, переходящие к постиндустриальной экономике, остро ставят перед собой вопрос о проблеме интеллектуальных ресурсов. На современном этапе развития человечества интеллектуальный потенциал стал наиболее важным фактором экономического, политического, а также культурного роста и развития стран. Следует отметить, что экономика как способ хозяйствования всегда основывалась на знаниях. Знания - это те первичные факторы, которыми располагает общество.

В современном мире интеллект, несомненно, преобладает над традиционными средствами производства, и является основным. В крупных компаниях около 80% всего, что делается работниками, делается непосредственно с помощью интеллекта.

В результате накопления знаний, их передачи и усовершенствования появилось такое понятие, как «человеческий капитал». Современная неоклассическая теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в работах Гэри Беккера, Джорджа Минцера, Теодора Шульца, Бартона Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. Исторические корни данной теории могут быть найдены в работах Адама Смита и Уильяма Петти, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля, Генри Сиджвика и Альфреда Маршалла, Генриха Рошера и Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля и Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого.А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал».

Носителями и создателями знаний являются люди. Именно поэтому в современных условиях еще больше возрастает роль управления человеческими ресурсами организации.

Первоначально определение и измерение человеческого капитала осуществлялось на основе приобретённых навыков и знаний, но позднее стало использоваться более широкое понятие человеческого капитала, включающее в себя природные данные человека, характеристики его здоровья и т.д.

Человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом: это имеющийся у индивида запас знаний, здоровья, навыков, умений, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Важно так же и то, что человеческий капитал, накапливаясь в экономике, обеспечивает все условия для создания, приумножения и сохранения других видов капитала, сохраняет и переносит стоимость этого капитала на создаваемые товары, блага. Широко распространенными также стали представления, что человеческий капитал, воплощенный в людях, является продуктивным не только в рыночном смысле, т.е. в получении доходов от его применения, но и в производстве и развитии созидательных способностей самих людей, его носителей, при его использовании в свободное (личное) время человека. В том числе при производстве услуг в домохозяйствах для внутрисемейного потребления, в воспитании детей и т.п.

Суть теории человеческого капитала заключается в том, что одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к труду.

Следует также различать такие понятия, как «человеческий потенциал» и «человеческий капитал». Человеческий потенциал рассматривается как отдельная социально- экономическая единица, и трактуется не только как мера воплощённых в человеке способностей к трудовой деятельности, но и как мера для раскрытия творческого потенциала человека как члена социума.

Человеческий капитал обладает рядом характеристик, которые позволяют выделить его в самостоятельный вид капитала:

человеческий капитал нельзя отделить от человека- собственника рабочей силы;

человеческий капитал нельзя продать, а доход от его продажи нельзя использовать как жизненные средства на какой-либо период времени, так как человек и его навыки неразделимы;

цель использования человеческого капитала заключается в получении средств существования по жестким системам оплаты и нормам, которые устанавливаются собственником реального капитала;

человеческий капитал наёмных работников не может управлять процессом производства и реализации продукции;

наёмный работник продаёт свою силу работодателю, но если она по каким-либо причинам становится ненужной, работника увольняют.

Человеческий капитал представляет собой ограниченный и специальным образом накапливаемый ресурс, но он обладает относительно низкой ликвидностью. Для человеческого капитала неприемлемы обычные понятия отчуждения и приобретения. Человеческий капитал обладает способностью к конвертации в другие формы капитала и возрастать в процессе его использования [2, с. 137].

Таким образом, можно отметить, что человеческий капитал является особым видом капитала, имеющим ряд своих закономерностей развития и особенностей. В современном мире развития инновационных технологий человеческий капитал является пользователем и генератором идей, знаний, навыков, способностей, и, конечно же, ни одно современное предприятие не сможет полноценно функционировать, если не будет уделять внимание развитию этого важного фактора производства.

1.2 Классификация человеческого  капитала

 

Человеческий капитал можно классифицировать по различным факторам. Результаты интеллектуальной деятельности людей могут фиксироваться на электронных носителях, использоваться как интеллектуальная собственность, включаться в хозяйственные операции в виде продажи лицензий, вложений в капитал и т.д. Благодаря успешным исследованиям интеллектуальный капитал в настоящее время может эффективно использоваться в экономике, что позволяет проанализировать и другие виды человеческого капитала.

Исходя из этого, виды человеческого капитала можно представить так:

все виды человеческого капитала можно разделить на неотчуждаемые виды человеческого капитала (неликвидные), и отчуждаемые виды человеческого капитала (ликвидные). К неликвидному виду капитала относят:

капитал здоровья;

интеллектуальный капитал;

культурно-нравственный капитал;

трудовой капитал;

организационно-предпринимательский капитал.

К ликвидному виду капитала, в свою очередь, относят:

структурный капитал;

организационный капитал;

клиентский капитал;

социальный капитал [3, с. 181].

Человеческий капитал представляет собой затраты на образование, здравоохранение, специальную подготовку, перемещение рабочей силы. Современные экономисты классифицируют виды человеческого капитала по видам затрат и инвестициям в человеческий капитал. И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие человеческого капитала: капитал здоровья, образования и капитал культуры. По Ильинскому, формула человеческого капитала представляет собой следующее:

 

ЧК= Кз + Кк + Ко, (1.1.2)

 

где ЧК - человеческий капитал;

Кк - капитал культуры;

Ко - капитал образования;

Кз - капитал здоровья.

Важной составляющей человеческого капитала является капитал здоровья. Капитал здоровья представляет собой инвестиции человека с целью формирования, поддержания и улучшения его здоровья, и тем самым улучшения его работоспособности. Охрана человеческого здоровья способствует сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, и, тем самым, продлению времени функционирования человеческого капитала. В течение жизни человеческий капитал постепенно изнашивается, и инвестиции в капитал здоровья позволяют замедлить этот процесс. Следует отметить, что капитал здоровья является национальным достоянием, и государство должно делать всё, чтобы сохранить здоровье граждан и тем самым способствовать развитию и усовершенствованию человеческого капитала. С учётом того, что затраты на охрану и укрепление здоровья не накапливаются, то есть являются частью текущих, а не капитальных затрат, они направлены на текущее воспроизводство человеческого капитала определённого качества и способствуют поддержанию нормальной жизнедеятельности её носителя - человека [4, с. 7].

Трудовой капитал - это совокупность знаний и способностей человека выполнять тот или иной вид работы. Стоит заметить, что, чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации работника, к его навыкам и опыту. Например, в сельском хозяйстве по мере роста уровня технологий и оборудования, к рабочим предъявляются всё более высокие требования, возрастает роль их навыков и знаний.

Интеллектуальный капитал овеществлён в изобретениях, моделях, фирменных наименованиях, а также товарных знаках и знаках обслуживания, и отражается на счёте нематериальных активов предприятий.

Структурный капитал является тем элементом интеллектуального капитала, который имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура.

Клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

Организационно-предпринимательский капитал базируется на предпринимательских и организаторских качествах человека. Этот вид капитала становится совершенно особым видом человеческого капитала в современной экономике. Находчивость, изобретательность, предприимчивость, решительность, организаторский талант - всё это те качества, без которых не сможет обойтись ни один работник на современном этапе.

По сравнению с другими видами человеческого капитала, культурно-нравственный капитал направлен более не на экономическую, а на культурную сферу жизнедеятельности, и рассматривает его культурные, духовно-нравственные ценности. Но, тем не менее, этот вид человеческого капитала так же важен, как и предыдущие.

Социальный капитал есть потенциал социального взаимодействия, заложенный в человеке.

Другим критерием, по которому можно различать виды человеческого капитала, является различие между формами капитала, в которых он воплощается. Согласно этому, человеческий капитал делят на:

живой капитал, включающий в себя знания, воплощённые в человеке;

неживой капитал, который создаётся, когда знания воплощаются в материальной форме;

институциональный капитал, состоящий из живого и неживого капитала, связанных с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества [5, с. 98].

Из этого можно сделать вывод, что по каким бы признакам мы не классифицировали человеческий капитал, все показатели характеризуют человека вместе с его способностям, знаниями, талантом, уровнем образования и другими факторами. И для успешного функционирования экономики и используются все подходы к человеческому капиталу, которые дают возможность глубже изучить его сущность.

Информация о работе Формирование человеческого капитала в национальной экономике