Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:59, курсовая работа
Объектом курсовой работы является человеческий капитал Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы выступает человеческий капитал и его роль в современной экономке.
Целью курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты организации формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и определить его значения в современной экономике страны. Задачами курсовой работы являются: анализ состояния человеческого капитала в Республике Беларусь, дать оценку его состояния, предложить пути совершенствования формирования и использования человеческого капитала в Республике Беларусь.
Введение
1. Человеческий капитал: сущность и виды. Инвестиции в человеческий капитал
.1 Понятие человеческого капитала. Его характеристика
1.2 Классификация человеческого капитала
.3 Инвестиции в человеческий капитал
. Анализ проблем формирования и использования человеческого капитала
.1 Проблема формирования человеческого капитала в белорусской экономике
.2 Оценка состояния человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития
.2.1 Анализ состояния человеческого капитала в сфере науки в РБ
.2.2 Анализ состояния человеческого капитала в сфере образования
.2.3 Анализ состояния человеческого капитала в сфере здравоохранения
. Проблемы и перспективы формирования и использования человеческого
.1 Особенности человеческого капитала
.2 Негативные факторы влияния на формирование человеческого капитала
Заключение
Список использованных источников
Для характеристики демографической структуры представляет интерес показатель среднего возраста занятого населения, составляющий 39,7 года. Причем этот показатель у мужчин (40,1 года) несколько превышает средний возраст женского занятого населения (39,5 года). [13, c. 125] Это объясняется разницей в верхней границе трудоспособного возраста.
Одним из важнейших показателей развития человеческого капитала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования населения.
В целом, высоко образовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. В целях наилучшего использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда.
С определенной долей уверенности можно констатировать тот факт, что каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. Это с особой остротой ставит на повестку дня необходимость осуществления комплекса мер по развитию профилактической медицины, культивированию здорового образа жизни. Каждому жителю Беларуси должно быть морально и экономически выгодно быть здоровым. В этом плане значительные резервы имеются в развитии платных медицинских услуг, но при непременном условии сохранения и качественного улучшения бесплатного медицинского обслуживания населения по строгим медицинским показаниям.
Необходимо отметить и то, что сравнительно низкий уровень жизни в Беларуси сочетается с очень высокой грамотностью и образованностью населения. В результате возникает проблема сохранения человеческого капитала в стране. Необходимо учитывать, что не избежать иммиграционного оттока кадров без проведения миграционной политики, учитывающей состояние, особенности и перспективы накопления и оптимального использования человеческого капитала, поднятия заработной платы, престижности и социальной комфортности труда научных работников, высококвалифицированных специалистов, людей творческих профессий и особенно молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ, проведенный в данной курсовой работе, показал, что категория «человеческий капитал» определяется в современной науке как совокупность хозяйственных отношений по вложениям в формирование высококвалифицированной рабочей силы, а также производственных отношений по реализации способностей, навыков, знаний и других качеств работника в трудовом процессе.
По своему содержанию эта категория близка к категориям «рабочая сила» или «труд как ресурс», применяемых в различных направлениях экономической науки. Однако, категория «человеческий капитал» отражает непосредственно сложный труд, в который были вложены (причем вкладывались длительное время) значительные инвестиции. Именно такой труд становится сегодня массовым.
Проведенный анализ позволил, также, сделать ряд выводов по поводу роли и места человеческого капитала в современной экономической системе. Современная экономика, характеризующаяся увеличением доли нематериального производства в общей структуре хозяйства, делает высококвалифицированный труд массовым и повышает роль образовательного потенциала, как важнейшего производительного фактора. Улучшение условий труда, рост заработной платы, кардинальное изменение содержания деятельности, в которой все в большей мере присутствуют элементы творческой самореализации, постепенно модифицируют отношения эксплуатации капиталистом наемного работника. Кроме того, ввиду нетоварной природы основных постиндустриальных продуктов (знания, информация) подрываться будут и товарные отношения.
Главным результатом теории человеческого капитала, безусловно, необходимо считать признание затрат на производство и воспроизводство знаний, навыков, способностей человека производительными затратами. Образовательные инвестиции теперь во всем мире рассматриваются как один из важнейших источников экономического роста. Умственный труд становится массовым, знание превращается в основной продукт производства в современном обществе, а вложения в образование, здоровье и другие элементы человеческого капитала значительно увеличиваются как в стоимостном выражении, так и в астрономическом времени. Однако умственный труд имеет специфику по сравнению с физическим. Поэтому необходимы специальные исследования массового применения его в производстве и модификации экономических отношений связанных с этим процессом.
Анализ сложных и многоплановых проблем состояния и развития человеческого капитала в нашей стране показывает, что назрела необходимость разработки и реализации принципиально новой государственной политики в области воспроизводства человеческого капитала, адекватной целям социально ориентированной рыночной экономики и отражающей интересы общества в целом и каждого человека в отдельности. Укрепление здоровья человека, совершенствование и эффективное использование его профессионального и творческого потенциала, развитие человеческих созидательных способностей и поиск путей их активизации, повышение общей и нравственной культуры представляют собой ведущий комплексный резерв при переходе страны к устойчивому социально-экономическому развитию. Поэтому в современных условиях необходимо закладывать позитивные тенденции формирования человеческого капитала с тем, чтобы не только предотвратить его деградацию, но и создать условия для сохранения, приумножения и повышения эффективности использования совокупного человеческого капитала страны
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. - М.: «Дело ЛТД», 2003. - С. 147.
. Базылева:, М.Н. Человеческий, социальный и интеллектуальный капитала: соотношений понятий и роль в развитии трудовых отношений/ М.Н. Базылева// Экономика и управление. - 2008. - №2. - С.134-140.
. Андреев, Б.ф. Системный курс экономической теории. - С. - Пб.: Лениздат, 2003 - С. 181.
. Бондарь, А.В. Человеческий
капитал - ключевой ресурс
. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире. Ч. 2. Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. С. 98.
. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - Т.2. - М: Республика, 1992. -С. 400.
. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. - М.: Прогресс, 1978. -С. 275.
. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. - М.: «Дело ЛТД», 2003. - С. 241.
. Аширова Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. - 2003. - № 3 - с. 34 - 40.
.Бондарь А. В. Человеческий
капитал в контексте
.Статистический ежегодник
Республики Беларусь, 2006. Министерство
статистики и анализа
.Бондарь А. В. Человеческий
капитал в контексте
.Экономика и общество Республики Беларусь: диспропорции и перспективы развития. Национальный отчет о человеческом развитии 2004 - 2005. - Минск: «Альтиора - Живые краски», 2005. - С. 47
.Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты. - М., 2003. - С. 193.
.Статистический ежегодник
Республики Беларусь, 2006. Министерство
статистики и анализа
Информация о работе Формирование человеческого капитала в национальной экономике