Формирование человеческого капитала в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы является человеческий капитал Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы выступает человеческий капитал и его роль в современной экономке.
Целью курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты организации формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и определить его значения в современной экономике страны. Задачами курсовой работы являются: анализ состояния человеческого капитала в Республике Беларусь, дать оценку его состояния, предложить пути совершенствования формирования и использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
1. Человеческий капитал: сущность и виды. Инвестиции в человеческий капитал
.1 Понятие человеческого капитала. Его характеристика
1.2 Классификация человеческого капитала
.3 Инвестиции в человеческий капитал
. Анализ проблем формирования и использования человеческого капитала
.1 Проблема формирования человеческого капитала в белорусской экономике
.2 Оценка состояния человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития
.2.1 Анализ состояния человеческого капитала в сфере науки в РБ
.2.2 Анализ состояния человеческого капитала в сфере образования
.2.3 Анализ состояния человеческого капитала в сфере здравоохранения
. Проблемы и перспективы формирования и использования человеческого
.1 Особенности человеческого капитала
.2 Негативные факторы влияния на формирование человеческого капитала
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Капитал.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

Для характеристики демографической структуры представляет интерес показатель среднего возраста занятого населения, составляющий 39,7 года. Причем этот показатель у мужчин (40,1 года) несколько превышает средний возраст женского занятого населения (39,5 года). [13, c. 125] Это объясняется разницей в верхней границе трудоспособного возраста.

Одним из важнейших показателей развития человеческого капитала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования населения.

В целом, высоко образовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. В целях наилучшего использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда.

С определенной долей уверенности можно констатировать тот факт, что каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. Это с особой остротой ставит на повестку дня необходимость осуществления комплекса мер по развитию профилактической медицины, культивированию здорового образа жизни. Каждому жителю Беларуси должно быть морально и экономически выгодно быть здоровым. В этом плане значительные резервы имеются в развитии платных медицинских услуг, но при непременном условии сохранения и качественного улучшения бесплатного медицинского обслуживания населения по строгим медицинским показаниям.

Необходимо отметить и то, что сравнительно низкий уровень жизни в Беларуси сочетается с очень высокой грамотностью и образованностью населения. В результате возникает проблема сохранения человеческого капитала в стране. Необходимо учитывать, что не избежать иммиграционного оттока кадров без проведения миграционной политики, учитывающей состояние, особенности и перспективы накопления и оптимального использования человеческого капитала, поднятия заработной платы, престижности и социальной комфортности труда научных работников, высококвалифицированных специалистов, людей творческих профессий и особенно молодежи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ, проведенный в данной курсовой работе, показал, что категория «человеческий капитал» определяется в современной науке как совокупность хозяйственных отношений по вложениям в формирование высококвалифицированной рабочей силы, а также производственных отношений по реализации способностей, навыков, знаний и других качеств работника в трудовом процессе.

По своему содержанию эта категория близка к категориям «рабочая сила» или «труд как ресурс», применяемых в различных направлениях экономической науки. Однако, категория «человеческий капитал» отражает непосредственно сложный труд, в который были вложены (причем вкладывались длительное время) значительные инвестиции. Именно такой труд становится сегодня массовым.

Проведенный анализ позволил, также, сделать ряд выводов по поводу роли и места человеческого капитала в современной экономической системе. Современная экономика, характеризующаяся увеличением доли нематериального производства в общей структуре хозяйства, делает высококвалифицированный труд массовым и повышает роль образовательного потенциала, как важнейшего производительного фактора. Улучшение условий труда, рост заработной платы, кардинальное изменение содержания деятельности, в которой все в большей мере присутствуют элементы творческой самореализации, постепенно модифицируют отношения эксплуатации капиталистом наемного работника. Кроме того, ввиду нетоварной природы основных постиндустриальных продуктов (знания, информация) подрываться будут и товарные отношения.

Главным результатом теории человеческого капитала, безусловно, необходимо считать признание затрат на производство и воспроизводство знаний, навыков, способностей человека производительными затратами. Образовательные инвестиции теперь во всем мире рассматриваются как один из важнейших источников экономического роста. Умственный труд становится массовым, знание превращается в основной продукт производства в современном обществе, а вложения в образование, здоровье и другие элементы человеческого капитала значительно увеличиваются как в стоимостном выражении, так и в астрономическом времени. Однако умственный труд имеет специфику по сравнению с физическим. Поэтому необходимы специальные исследования массового применения его в производстве и модификации экономических отношений связанных с этим процессом.

Анализ сложных и многоплановых проблем состояния и развития человеческого капитала в нашей стране показывает, что назрела необходимость разработки и реализации принципиально новой государственной политики в области воспроизводства человеческого капитала, адекватной целям социально ориентированной рыночной экономики и отражающей интересы общества в целом и каждого человека в отдельности. Укрепление здоровья человека, совершенствование и эффективное использование его профессионального и творческого потенциала, развитие человеческих созидательных способностей и поиск путей их активизации, повышение общей и нравственной культуры представляют собой ведущий комплексный резерв при переходе страны к устойчивому социально-экономическому развитию. Поэтому в современных условиях необходимо закладывать позитивные тенденции формирования человеческого капитала с тем, чтобы не только предотвратить его деградацию, но и создать условия для сохранения, приумножения и повышения эффективности использования совокупного человеческого капитала страны

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. - М.: «Дело ЛТД», 2003. - С. 147.

. Базылева:, М.Н. Человеческий, социальный и интеллектуальный капитала: соотношений понятий и роль в развитии трудовых отношений/ М.Н. Базылева// Экономика и управление. - 2008. - №2. - С.134-140.

. Андреев, Б.ф. Системный  курс экономической теории. - С. - Пб.: Лениздат, 2003 - С. 181.

. Бондарь, А.В. Человеческий  капитал - ключевой ресурс постиндустриального  общества/ А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец// Вестник БГЭУ 2006. - №1 . - С.5-11

. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире. Ч. 2. Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. С. 98.

. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - Т.2. - М: Республика, 1992. -С. 400.

. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. - М.: Прогресс, 1978. -С. 275.

. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. - М.: «Дело ЛТД», 2003. - С. 241.

. Аширова Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. - 2003. - № 3 - с. 34 - 40.

.Бондарь А. В. Человеческий  капитал в контексте макроэкономической  стабилизации и конкурентоспособности  национальной (малой открытой) экономики - Минск: «Настаунiцкая газета», 2006 - С. 41-42.

.Статистический ежегодник  Республики Беларусь, 2006. Министерство  статистики и анализа Республики  Беларусь. - Минск, 2006 - С. 95.

.Бондарь А. В. Человеческий  капитал в контексте макроэкономической  стабилизации и конкурентоспособности  национальной (малой открытой) экономики - Минск: «Настаунiцкая газета», 2006 - С. 45-46

.Экономика и общество  Республики Беларусь: диспропорции  и перспективы развития. Национальный  отчет о человеческом развитии 2004 - 2005. - Минск: «Альтиора - Живые краски», 2005. - С. 47

.Трудовая миграция в  СНГ: социальные и экономические  эффекты. - М., 2003. - С. 193.

.Статистический ежегодник  Республики Беларусь, 2006. Министерство  статистики и анализа Республики  Беларусь. - Минск, 2006 - С.125.

 


Информация о работе Формирование человеческого капитала в национальной экономике