Формирование человеческого капитала в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы является человеческий капитал Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы выступает человеческий капитал и его роль в современной экономке.
Целью курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты организации формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и определить его значения в современной экономике страны. Задачами курсовой работы являются: анализ состояния человеческого капитала в Республике Беларусь, дать оценку его состояния, предложить пути совершенствования формирования и использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
1. Человеческий капитал: сущность и виды. Инвестиции в человеческий капитал
.1 Понятие человеческого капитала. Его характеристика
1.2 Классификация человеческого капитала
.3 Инвестиции в человеческий капитал
. Анализ проблем формирования и использования человеческого капитала
.1 Проблема формирования человеческого капитала в белорусской экономике
.2 Оценка состояния человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития
.2.1 Анализ состояния человеческого капитала в сфере науки в РБ
.2.2 Анализ состояния человеческого капитала в сфере образования
.2.3 Анализ состояния человеческого капитала в сфере здравоохранения
. Проблемы и перспективы формирования и использования человеческого
.1 Особенности человеческого капитала
.2 Негативные факторы влияния на формирование человеческого капитала
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Капитал.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

 

.3 Инвестиции в человеческий  капитал

 

Под инвестициями в человеческий капитал подразумевается любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом можно отметить, что под инвестициями в человеческий капитал понимаются затраты на поддержание здоровья человека, на получение образования - общего и специального. Это также затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей и т.д.

Экономисты К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;

расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

расходы на мобильность, благодаря, которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью [6, с. 400].

Оригинальный подход к изучению этой проблемы разработал Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций он классифицировал следующим образом:

вещественные, воплощенные в людях;

вещественные, не воплощенные в людях;

невещественные, воплощенные в людях;

невещественные, не воплощенные в людях [7, с. 275].

К вещественным инвестициям относят все затраты, необходимые для физического развития человека.

К невещественным инвестициям относят накопленные затраты на образование и специальную подготовку человека, а так же частично затраты на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Источником инвестиций в человеческий капитал может выступать как государство, так и частные фирмы, организации, общественные фонды и организации, международные фонды и организации, домохозяйства, а также образовательные учреждения.

В современном мире роль государства в инвестирование человеческого капитала постоянно увеличивается. Особенно велика роль государства на инвестирование образования и здравоохранения, ведь эти два показателя являются наиболее значимыми для развития человека и его способности к труду.

Не менее важную роль в инвестировании человеческого капитала играют домохозяйства, или, проще говоря, семья. Накопление знаний и опыта в семье является фундаментом для дальнейшего развития и роста человеческого капитала индивида.

В современной экономике проблема любых инвестиций рассматривается инвесторами очень серьёзно. Инвесторы будут вкладывать во что-то средства только в том случае, если будут уверены в том, что инвестиции будут обладать достаточно высоким уровнем окупаемости. Речь идёт об эффективности. Критерии эффективности человеческого капитала представлены в таблице 1.

Обобщённый критерий эффективности человеческого капитала можно представить следующим образом:

= f(W1, W2, W3, W4), (1.1.3)

 

где W - обобщённый критерий эффективности человеческого капитала;- частный критерий эффективности образования в интегративном эффекте человеческого капитала;- частный критерий здоровья;-частный критерий профессиональной подготовки;- частный критерий миграции .

Критерий эффективности человеческого капитала это и есть показатель его эффективности, который зависит от частных критериев, каждый из которых определяет интегративное качество одного из аспектов человеческого капитала. Конкурентоспособность формы человеческого капитала целесообразно оценивать, как отмечалось выше, по следующим частным критериям: образованию, здоровью, профессиональной подготовке, миграции.

 

Таблица 1.1: Критерии эффективности человеческого капитала

1 Критерии эффективности  человеческого капиталаХарактеристики критериев эффективности человеческого капитала2 Индивид3 Фирма4 Государство1 1.Образование 1.Уровень формального образования (количество лет обучения). 2.Знания и интеллект. 3.Научные результаты и статус.1.Численность и доля специалистов с высшим образованием. 2.Образовательная ёмкость производства.1.Численность выпускников учебных заведений 2.Доля лиц с высшим и средним специальным образованием. 3.Средняя продолжительность обучения.2.Здоровье1.Наследственность. 2.Образ жизни. 3.Экологические условия. 4.Эффективность системы здравоохранения1.Количество оздоровительных и спортивных мероприятий для сотрудников. 2.Число мероприятий по охране труда.1.Средняя ожидаемая продолжительность жизни. 2.Экологические условия жизни. 3.Масштабы профилактических мероприятий. 4.Уровень развития физической культуры и спорта.1 3.Производственная подготовка2 1.Уровень грамотности. 2.Продолжительность обучения на производстве.3 1.Фонд времени подготовки на рабочем месте.4 1.Профессионально-квалификационная структура. 2.Ожидаемая продолжительность трудовой жизни4.Миграция 1.Личная мобильность. 2.Средний стаж работы на одном месте. 1.Внутрифирменная мобильность (ротация кадров). 2.Текучесть кадров. 3.Средний производственный стаж персонала.1.Масштабы профессиональной,межотраслевой, территориальной мобильности. 2.Масштабы международной мобильности. 3.Средняя продолжительность работы на одном рабочем месте. Примечание : Источник - [8, с. 241].

Делая вывод об изложенном выше, можно отметить, что человеческий капитал формируется только благодаря инвестициям, которые способствуют его развитию. Образование является одним из важнейших факторов формирования человеческого капитала, и инвестиции в образование ведут к развитию человека не только как работника, но и как обучающегося, то есть образование ускоряет процесс дальнейшего накопления знаний и навыков человеком. И стоит отметить, что инвестирование в человеческий капитал будет целесообразно только в том случае, если инвесторы будут иметь высокую «отдачу», то есть получать доход от инвестиций.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

 

.1 Проблема формирования  человеческого капитала в белорусской  экономике

 

Следует заметить, что демографическая проблема состоит не в том, как меняются общие показатели воспроизводства населения, а в том, за счет каких причин и какими темпами это происходит. Следствием такой демографической ситуации может стать количественное сокращение трудового потенциала Беларуси, так как численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, значительно превысит численность входящей на рынок труда молодежи.

Основной тенденцией рождаемости в республике в 2007 - 20011 гг. было увеличение числа рождений, в результате суммарный коэффициент рождаемости или среднее число рождений в расчете на одну женщину, увеличился с 1,429 в 2007 г. до 1,515 в 2011 г. Для обеспечения простого воспроизводства данный коэффициент должен быть не менее 2,15.

В настоящее время по этому показателю Беларусь занимает одно из последних мест в мире. Снижение темпов рождаемости на современном этапе имеет под собой вполне объективные причины, обусловленные сложным экономическим положением переходного периода, снижением доходов и благосостояния, ухудшением условий жизни и медицинского обслуживания большей части населения. Только стабилизация и подъем экономики страны способны повысить уровень и качество жизни населения, изменить ценностные ориентации в отношении семьи и большего количества детей.

Существенным проявлением неблагополучного демографического развития является прогрессирующий рост смертности, причем у наиболее трудоспособной части населения. Особую тревогу вызывает интенсивность смертности населения в возрастных группах 35 - 39 и 40 - 44 лет. Это наиболее активный и работоспособный контингент, составляющий основной компонент совокупного капитала страны. Если в 2008 г. в расчете на 1000 населения в возрасте 35 - 44 лет умирало 6,8 человека, то в 2011 г. - 9,6 человека. Причем в сельской местности уровень смертности превышает средний по республике. Неблагоприятные тенденции смертности оказывают крайне негативное влияние не только на сокращение трудового потенциала страны, но и на увеличение диспропорций в половозрастной структуре населения и связанное с ним нарастание явлений овладения и безотцовщины.

Существенное влияние на социально-экономическое развитие страны оказывает состав населения по возрасту. Численность и доля населения старше трудоспособного возраста в Беларуси постоянно увеличивается. В настоящее время каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте, в сельской местности - каждый третий. На начало 2008 г. лица в возрасте старше 65 лет составляли 30,1 % всего населения (в 2011 г. - 31,8%).

В целом демографическая ситуация в Беларуси кризисная и чрезвычайно опасная. Демографические тенденции характеризуется достаточно высокими темпами снижения рождаемости и ростом смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Стабилизация ситуации требует выработки адекватной государственной политики. В сфере здравоохранения следует обеспечить дальнейшее совершенствование системы выявления и лечения социальноопасных заболеваний, укрепление первичного звена медицинской помощи, оптимизацию работы стационарных медицинских учреждений. При этом необходимо помнить, что существующие угрозы для здоровья населения носят в большей мере социальный, чем медико-биологический характер. Следовательно, меры по совершенствованию системы медицинского обслуживания должны сопровождаться профилактическими усилиями, что, в конечном счете, невозможно без улучшения морально-нравственного климата в обществе.

Для характеристики демографической структуры представляет интерес показатель среднего возраста занятого населения, составляющий 39,7 года. Причем этот показатель у мужчин (40,1 года) несколько превышает средний возраст женского занятого населения (39,5 года). Это объясняется разницей в верхней границе трудоспособного возраста [9, c. 125].

Одним из характеристик степени рыночных преобразований экономики служит показатель доли занятых в негосударственном секторе экономики. За 2007 - 2011 гг. удельный вес занятых в негосударственном секторе увеличился с 47,8 % до 54, 5 %. В то же время в обеспечении занятости преобладающим остается государственный сектор экономики, в котором в 2007 году работало 2,2 млн. человек или 50,7 % всех занятых, а в 2011 г. -2,0 млн. человек или 43, 4 % всех занятых.

Структура занятости населения по формам собственности представлена на рисунке 2.2.1

 

 

 
Примечание: Источник -[8, с. 250].  
Рисунок 1.2 - Структура занятости населения по формам собственности

Наиболее распространенной формой интеллектуальной миграции в настоящее время является временная работа по контрактам и грантам, а также стажировки. Особенно активным был поток работающих за границей по контрактам в середине 1990-х гг. В последние годы поток научных и научно-педагогических работников, выезжавших за рубеж для работы по контрактам, сократился. Увеличиваются масштабы международной трудовой миграции. Для Беларуси пока характерны небольшие объемы регистрируемой трудовой миграции. Более половины всех выехавших на основе официально подписанных договоров и контрактов на работу в другие страны составляет молодежь в возрасте до 24 лет. Основными государствами трудоустройства для трудящихся-мигрантов из республики становятся Россия, Молдова, Чехия, Украина, Венгрия. Преобладающими сферами деятельности для белорусских граждан за границей являются сельскохозяйственное производство и строительство.

Численность трудовых ресурсов в 2011 г. достигла 6031,4 тыс. человек, или 60,4 % населения страны.

Численность работающих в экономике в 2010 г. увеличилась до 4665,9 тыс. человек, что на 150, 6 человек выше от уровня 2007 г. При этом уровень занятости остается достаточно высоким и составляет 73,2 % от численности трудоспособного населения [9, c. 51, 114].

При переходе к новой, социально ориентированной экономической модели, базирующейся на инновационном типе развития, качественное формирование человеческого капитала зависит от изменений в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы. За период с 1990 по 2005 г. Численность занятого населения Беларуси уменьшилось на 801,5 тыс. человек (более чем на 15 %). Среди отраслей непроизводственной сферы наибольший урон понесла отрасль «наука и научное обслуживание», где численность персонала уменьшилась в 2,8 раза, что связано, в первую очередь, с сокращением финансирования науки и ухудшения условий научной деятельности. Массовый отток ученых и высококвалифицированных специалистов в результате их внутренней и внешней миграции, снижая эффективность использования научных кадров, негативно отразился на научно-техническом потенциале страны в целом[9, c. 119].

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что человеческий капитал Республики Беларусь имеет целый ряд проблем, которые необходимо устранить, постараться минимизировать негативное влияние некоторых факторов.

 

.2 Оценка состояния человеческого  капитала в Республике Беларусь  и его влияние на уровень  социально-экономического развития

 

.2.1 Анализ состояния человеческого  капитала в сфере науки в  РБ

По данным государственной статистики, среднегодовая численность занятых в отрасли "Наука и научное обслуживание" увеличилась с 2005 г. по 2011 г. в абсолютном значении в 1,2 раза, а относительно численности занятых в экономике - в 2 раза.

В 2011 г. численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила 31194 человек, из которых 19668 человека (59,6%) - исследователи, 2236 (7,3%) - техники, 9290 (20,9%) - вспомогательный персонал и 3933 человека (12,2%) - прочие работники. Среди исследователей - 831 доктор наук и 3693 кандидата наук, составляющих вместе 23,5%; 76,5% исследователей не имеют ученой степени.

К началу 2012 г. в области технических наук было сосредоточено 54,1% исследователей, естественных наук - 23,9%, общественных наук - 7,3%, медицинских - 6,2%, сельскохозяйственных - 5,7%, гуманитарных наук - 2,8%.

Внутренняя структура научной отрасли во многом отражает то состояние науки, которое досталось республике после распада СССР. Советская наука в значительной мере была милитаризована и тематика исследований для нужд военно-промышленного комплекса преобладала над гражданской. Это и предопределяло концентрацию исследователей в технических и естественных науках. Напротив, исследования, ориентированные на потребительский сектор, были развиты недостаточно. В отличие от многих развитых стран с мощной технологической базой, работающей на потребительский рынок, Беларусь такую базу только начинает создавать. Ранее современные машины и оборудование для легкой и пищевой промышленности импортировались или ввозились из других регионов бывшего СССР. Поэтому сегодня особенно трудно выстраивать отраслевую структуру науки, ориентированную на обеспечение устойчивого развития производственной и социальной сфер и повышение на этой основе жизненного уровня населения.

Информация о работе Формирование человеческого капитала в национальной экономике