Формирование человеческого капитала в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы является человеческий капитал Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы выступает человеческий капитал и его роль в современной экономке.
Целью курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты организации формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и определить его значения в современной экономике страны. Задачами курсовой работы являются: анализ состояния человеческого капитала в Республике Беларусь, дать оценку его состояния, предложить пути совершенствования формирования и использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
1. Человеческий капитал: сущность и виды. Инвестиции в человеческий капитал
.1 Понятие человеческого капитала. Его характеристика
1.2 Классификация человеческого капитала
.3 Инвестиции в человеческий капитал
. Анализ проблем формирования и использования человеческого капитала
.1 Проблема формирования человеческого капитала в белорусской экономике
.2 Оценка состояния человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития
.2.1 Анализ состояния человеческого капитала в сфере науки в РБ
.2.2 Анализ состояния человеческого капитала в сфере образования
.2.3 Анализ состояния человеческого капитала в сфере здравоохранения
. Проблемы и перспективы формирования и использования человеческого
.1 Особенности человеческого капитала
.2 Негативные факторы влияния на формирование человеческого капитала
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Капитал.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

Одним из главных стоимостных показателей научно-технического потенциала республики является доля расходов на научные исследования и разработки в ВВП, составившем в 2011 г. 16912,6 млрд. руб. В 2011 г. ассигнования на науку из бюджета составили 67,7 млрд. руб. (0,4% от ВВП), а затраты на научные исследования и разработки из всех источников финансирования - 139,2 млрд. руб. (0,82% от ВВП). Для сравнения укажем, что в Великобритании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2%, а в США и Германии - около 3%.

Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой помещения капитала. В развитых странах ассигнования в науку не снижались даже в периоды экономических спадов и отличались более высокими темпами роста, чем в производство. Согласно мировому опыту, доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3%, несмотря на неоднозначность представлений об эффективности этих затрат. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки, по отношению к ВВП, как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2%[11, с.67].

Из этого следует, что достигнутый в республике общий уровень развития научно-технической деятельности не может быть оценен как достаточный для государства, стремящегося к экономической и политической независимости в условиях ограниченных собственных сырьевых и энергетических ресурсов и сложной экологической обстановки. Соотношение фактического и порогового значений показателя затрат на научные исследования и разработки в процентах к ВВП составляет в Беларуси 0,4%.

Другим стоимостным показателем научно-технического потенциала выступает структура затрат на научные исследования и разработки по областям науки. В Беларуси высока доля затрат на технические науки (почти 60% против, например, 50% в США), относительно низок удельный вес расходов на естественные науки (22,7% в 2001 г.) и очень низок - на сельскохозяйственные, медицинские и гуманитарные науки (около 5%). Очевидно, что нынешняя структура научного потенциала республики не способствует социальной переориентации ее экономики .

Третьим стоимостным показателем, отражающим состояние научной сферы в республике, является структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ. Оценка затрат на научные исследования и разработки по видам работ свидетельствует о том, что в технических науках 3/4 затрат направляется на разработки (в частности на создание новой продукции и технологий), включающие в себя проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ. На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, в технических науках затрачивается менее 1/10 выделяемых средств. В естественных науках на фундаментальные исследования, нацеленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества и искусственно созданных объектов, затрачивается свыше 1/2 средств. В сельскохозяйственных, медицинских и общественных науках основной упор делается на финансирование прикладных научных исследований, направленных на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач[10, с. 48].

Соотнесение затрат на научные исследования и разработки и стоимости объема выполненных работ, по отношению к ВВП, позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств. Так, объем работ, выполненный научными организациями в 2011 г., составил 0,81% от валового внутреннего продукта, или 137,7 млрд. руб.

Итак, на основании анализа состояния человеческого капитала в сфере науки Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что общие затраты на научные исследования и разработки практически окупаются стоимостью объема выполненных работ. Однако о большем пока говорить не приходится. Очевидно, что экономический оборот человеческого капитала за последнее десятилетие обусловлен заменой традиционно применяемой технологии и техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне. Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей научно-технического развития свидетельствует об экономическом обороте человеческого капитала, настроенном на воспроизведение традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого капитала его научно-технический потенциал представляется недостаточным, поскольку показатели этого потенциала ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.

 

.2.2 Анализ состояния человеческого  капитала в сфере образования

Уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых показателей, характеризующих человеческий капитал в образовательной сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило, согласно нашим расчетам по результатам переписи населения 2009 г., 10,0 лет, в России, по опубликованным материалам, число лет обучения составляет 10,3 года и в настоящее время имеет тенденцию к снижению. Это намного ниже требований, предъявляемых к образованию современным этапом научно-технического развития. В ведущих капиталистических странах средняя подготовка рабочей силы достигла уровня 14 лет обучения.

Что же касается образовательной структуры человеческого капитала в Республике Беларусь, то лица с высшим образованием составляют 14,0% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним специальным - 22,3%; с начальным профессиональным образованием - 9,2%; со средним общим - 26,2%; с базовым общим - 13,5%; с начальным образованием - 14,8%. Таким образом, доля лиц с высшим и средним специальным образованием составляет в республике 36,3% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше

Между тем, в США, например, доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигает 60%. Подобное отставание белорусов в уровне образования во многом объясняется тем, что распределение учащихся по видам образования носит традиционный характер, типичный для индустриального общества, и изменяется очень медленно. Так, за истекшее десятилетие доля учащихся средних специальных учебных заведений среди всех обучающихся возросла всего лишь на 0,7%, а доля студентов высших учебных заведений - на 5,0%. Возрастающие инвестиции в сферу образования могут дать положительный эффект только в случае радикальной перестройки внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения доли, главным образом, высшего образования.

Одним из главных стоимостных показателей состояния человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь. Обращает на себя внимание положительная динамика роста расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на социально-культурные мероприятия (в 1,35 раза за истекшее десятилетие) и более высокие темпы роста расходов на образование (в 1,5 раза). Образовательная часть в 2001 г. составила 6,6%. Отметим, что в настоящее время наиболее развитые страны тратят свыше 10% ВВП на нужды образования, а страны со средним уровнем развития - от 4 до 7%. Эти показатели являются порогом эффективности, который позволяет обеспечивать экономический рост на инновационной основе. Если по образовательной емкости ВВП Беларусь соответствует требованиям инновационного оборота человеческого капитала для стран со средним уровнем развития, то по структуре образования явно отстает от этих требований.

Другим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в образовательной сфере выступает структура затрат на различные виды образования. Анализ статданных свидетельствует о росте затрат в последние годы на дошкольное образование (в 1,5 раза). Вместе с тем, колеблется в режиме флуктуации доля затрат на высшее образование и несколько уменьшается доля затрат на среднее специальное образование, так что в сумме они составили в 2011 г. 15,2% выделенных средств. Таким образом, затраты на дошкольное и общее среднее образование составляют в республике 2/3 всех затрат на образование, а затраты на высшее и среднее специальное - всего 1/6, что не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в сферах инновационной деятельности.

 

.2.3 Анализ состояния человеческого  капитала в сфере здравоохранения

Основным показателем эффективности инвестиций в здравоохранение выступает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Республика Беларусь в 2012 г заняла 65-е место по ИРЧП, который равняется 0,756, наша союзница Россия - занимает 66-е место.

Сравнение Республики Беларусь со странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала демонстрирует основные различия в показателях здравоохранения. Прежде всего наблюдается разница почти в 10 лет в ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Она определяется даже не количеством врачей на 100 тыс. человек (в Канаде и Японии это количество в 2,5 раза меньше), а здоровым образом жизни и устойчивым доступом практически всего населения к основным лекарственным препаратам (в Беларуси они доступны примерно половине населения). Эта разница определяется также уровнем младенческой смертности, превышающей смертность в высокоразвитых странах в 4 раза, уровнем детской смертности, превышающей смертность в этих странах в 3-6 раз. Наконец, эта разница определяется важнейшими стоимостными показателями - ВВП на душу населения (в 3 раза меньше, чем в высокоразвитых странах) и расходами на здравоохранение (в 5 раз меньше)[10, c. 119].

Характерно, что основной прогресс в росте уровня здравоохранения наблюдался в высокоразвитых странах в период с 1970 по 2000 год. В 1970 г. Беларусь обладала в области здравоохранения близкими к ним показателями, но не прогрессировала, а с 1990 г. буквально "откатилась" с 42-го на 57-е место в рейтинге стран по ИРЧП. В этом году впервые негативные тенденции преодолены и республика занимает 53-е место. Что же касается стран с высоким уровнем человеческого развития, то за 30 лет они совершили качественный скачок, увеличив продолжительность жизни населения в 1,1 раза и сократив младенческую и детскую смертность в 4 - 5 раз. Очевидно, что ресурсы и целенаправленная социальная политика, реализуемая в специальных программах, позволили им сделать такой рывок в будущее.

На протяжении 1990-х годов в республике наблюдался "откат" почти по всем показателям здравоохранения. Так, уровень заболеваемости, составлявший в 2005 г. 0,55, возрос в 2011 г. до 0,72; прирост населения, составивший в 2005 г. 0,32%, с 2008 г. пошел на убыль, составившую в 2011 г. 0,49%[11].

Важнейшим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в рассматриваемой сфере является доля расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь. Постоянный, с небольшими отклонениями, рост доли затрат на здравоохранение и физическую культуру из консолидированного бюджета Республики Беларусь (более чем в 2 раза за 10 лет) свидетельствует о том, что снижение средней продолжительности жизни населения происходило во многом из-за резкого уменьшения доходов населения при повышении цен на основные лекарственные препараты, а также из-за снижения уровня и качества жизни. Отметим, что страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала вкладывают в здравоохранение в 7 раз, а США как самая богатая страна - в 11,5 раз больше, нежели Беларусь.

Основные цели, задачи и механизмы их реализации в виде специальных программ заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь». Целью развития здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения путем повышения доступности широким слоям населения медицинской помощи и улучшения качества оказываемых медицинских услуг, а также снижения за счет сокращения заболеваемости и смертности прямых и косвенных потерь общества.

Приоритетным направлением развития охраны здоровья станет формирование здорового образа жизни; обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения; расширение мероприятий по профилактике заболеваний; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники. В этих целях разработаны Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения, а также Концепция лекарственного обеспечения республики. В рамках закона Республики Беларусь "О здравоохранении" планируется разработка Государственной программы по реорганизации первичной медицинской помощи населению республики и формированию категории врачей общей практики, а также программ, направленных на преодоление вредных привычек (наркомания, алкоголизм и др.).

Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением в государственных масштабах стратегии и тактики инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развертывания новых технологических укладов производства и перестройки научно-технической сферы. В сфере науки - это повышение ее финансирования и одновременно - оптимизация отраслевой структуры для концентрации усилий на прорывных направлениях новых технологических решений. В сфере образования - перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом, высшего и поствысшего образования. В сфере здравоохранения - это ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами. Действия, предпринимаемые в этих направлениях, имеют стратегической целью создание нормальной по мировым стандартам системы научной деятельности, а также систем образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и эффективного использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

Завершая анализ состояния человеческого капитала в Республике Беларусь, следует отметить, что высокий уровень грамотности и образования свидетельствует об достаточно широких возможностях жителей Беларуси по освоению современных технологий, включая высокие, информационные и нанотехнологии. Вместе с тем на пути накопления и оптимального использования человеческого капитала имеются определенные барьеры, без преодоления которых весьма проблематично выйти на адекватные современным требованиям его параметры.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

 

.1 Особенности человеческого  капитала 

 

Возможности и перспективы устойчивого социально-экономического развития страны во многом определяются процессами формирования человеческого капитала, степенью его реализации в общественном производстве, созданием условий для сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет около 60 %. [13, с. 34]

В современной теории человеческий капитал рассматривается как адекватная постиндустриальном этапу развития общества форма организации и функционирования производительных сил (качеств, свойств, способностей, функций, ролей) человека, включенных в систему социально ориентированной экономики рыночного типа в качестве ведущего элемента общественного воспроизводства и решающего фактора экономического роста. Человеческий капитал, как фундаментальная экономическая категория современности, отражает глубинные изменения в производительных силах и экономических отношениях и раскрывает новые социально значимые характеристики человека в условиях современного инновационно развивающегося производства при обеспечении гармоничного функционирования всей экономической системы. При таком характере экономики актуальным для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития страны становится накопление человеческого капитала, которое характеризует состояние здоровья населения, его научно-образовательный, профессиональный, культурный уровни с экономической точки зрения, т.е. с позиции его способностей к воспроизводству общественного капитала. К важнейшим активам человеческого капитала относятся все элементы, соответствующие основным формам инвестиций в человека: здоровье, рождение и воспитание детей, общее и специальное образование, миграция, поиск экономически значимой информации, духовная стабильность и интеллектуальная мобильность человека и др.

Информация о работе Формирование человеческого капитала в национальной экономике