Человеческий капитал и его формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей России в среднесрочной перспективе является выход на траекторию устойчивого развития за счет машиностроения и других высокотехнологичных отраслей. Другими словами, перед страной остро встала проблема производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Стоит проблема инициирования перетока капиталов из сырьевых отраслей в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Проблема трансформации доходов от экспорта природных ресурсов в качественный человеческий капитал, в эффективные производства с высокими технологиями, в развитии инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 174.37 Кб (Скачать)
        • повышение уровня и качества жизни населения;
        • повышение эффективности государства, в том числе в сфере управления;
        • обеспечение динамичного и устойчивого экономического роста;
        • диверсификация экономики и создание постиндустриальной экономики;
        • создание эффективных  инновационного и информационного секторов экономики;
        • развитие человеческого капитала;
        • развитие образования, науки и высоких технологий;
        • создание конкурентоспособной экономики.

Главным индикатором эффективности программы определенно удвоение ВВП за 10 лет. Должна быть решена задача резкого повышения конкурентоспособности трех составляющих:

    • человека;
    • государственных институтов;
    • бизнеса.

Программа содержит меры по повышению эффективности государственного управления, роста качества и условий предоставления государственных услуг, созданию условий и стимулов развития человеческого капитала, созданию и совершенствованию институтов и инфраструктуры, обеспечивающих конкурентоспособность национального бизнеса.

3.2 Приоритеты социально-экономического развития РФ в среднесрочной перспективе

 

В программе главным приоритетом являются реформы секторов, связанных с развитием человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения.

Человеческий капитал высокого уровня и качества – основное требование и условие самой возможности создания постиндустриальной экономики, инновационной экономики, современной национальной информационной системы. Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с человеческой личностью и теми факторами, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. К ним относятся, в том числе состояние сферы образования, здравоохранение, жилье. К этим перечисленным в программе Правительства РФ составляющим человеческого капитала необходимо еще добавить еще науку, безопасность граждан и бизнеса, информационное обеспечение работников интеллектуального труда и доступность информации, воспитание, свободу перемещения труда, менталитет, идеологию государства и нации, направленную на созидание.

  1. Образование. Поставлена задач повышения уровня и качества российского образования. С этой целью планируется  реформировать всю систему образования.

Основные инструменты реформирования и повышения уровня и качества образования:

    • усовершенствование образовательных программ и стандартов;
    • информатизация образования;
    • четкое определение обязательств государства и области образования на разных его уровнях;
    • проведение реструктуризации сети образовательных организаций;
    • совершенствование системы бюджетного и внебюджетного финансирования за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование;
    • внедрение образовательных кредитов.

В 2005 году финансирование Министерство образования и науки составило 89 млрд, в 2006 г. – 122,3 млрд руб. (рост на 37%). За счет существенного роста финансирования в 2006 г. увеличилось, например, число преподавателей, ежегодно проходящих переподготовку, с 60 тыс. человек до 250-300 человек, возросло финансирование других направлений системы образования.

  1. Здравоохранение. Планируется повышение эффективности функционирования системы здравоохранения за счет внедрения оптимальных финансовых механизмов обеспечения здравоохранения, способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на конечный результат.

Инструменты реализации:

    • конкретизация государственных гарантий в области здравоохранения;
    • реорганизация системы оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи в соответствии с имеющимися ресурсами;
    • модернизируется система образовательного медицинского страхования, внедряются новые организационно-правовые формы медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и применении новых методов оплаты труда медицинских работников.
  1. Борьба с бедностью. Планируются и осуществляются следующие меры:
  • повышается эффективность программ в области социальной политики в части совершенствования механизмов предоставления социальной помощи;
  • создаются условия для вовлечения бедных трудоспособных граждан в экономическую деятельность;
  • осуществляется предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи бедным;
  • повышается внутрирегиональная и межрегиональная трудовая мобильность.
  1. Повышение эффективности государства. Это одна из сложнейших и актуальнейших проблем России. Инструменты ее решения:
    • повышение эффективности государства, отвечающего потребностям общества через реализацию административной реформы, а также реформы государственной службы;
    • обеспечение публичности своей деятельности;
    • эффективная регламентация деятельности;
    • дальнейшее сокращение избыточных функций;
    • переход к ориентации на достижение результатов;
    • создание стимулов для привлечения квалифицированных работников, а также повышение качества их работы;
    • реформирование системы социального обеспечения государственных служащих;
    • реализация судебной реформы и реформы правоохранительных органов.
  1. Создание инновационного сектора экономики. Решение данной задачи определяет возможности диверсификации российской экономики, создания собственных высоких технологий, создание конкурентоспособной экономики, повышения уровня и качества жизни населения, развитие науки и образования. Инструменты решения проблемы:
    • повышение роли научных исследований и разработок в экономическом развитии страны и отдельных предприятий;
    • превращение научного потенциала в один из основных ресурсов диверсификации и роста экономики;
    • реформа науки и стимулирование инноваций должны быть нацелены на стимулирование роста предложения инновационной продукции и услуг;
    • формирование рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере;
    • развитие нормативно-правовой системы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты;
    • расширение системы подготовки инновационных менеджеров и инженеров;
    • развитие венчурного технологического бизнеса.
  1. Развитие регионов. Планируется поддержка региональных стратегий социально-экономического развития, переход от «малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты федерации и муниципальные образования к мобилизации доступных им ресурсов экономического роста».

Инструменты решения региональных задач:

    • повышение качества управления на субфедеральном уровне;
    • содействие распространению лучшей практики;
    • содействие формированию и развитию региональных экономических кластеров;
    • увеличение ориентации межбюджетных трансфертов на стимулирование реформ в регионах.
  1. Развитие инфраструктуры. Развитие инфраструктуры должно способствовать повышению устойчивости развития экономики, способствовать росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики в пользу наукоемких отраслей. Поставлена задача расширения участия бизнеса и развития инфраструктуры.
  1. Конкуренция. Необходимо создавать условия для перетока капитала из несырьевых секторов в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Основной инструмент – создание инвестиционной привлекательности этих отраслей и предприятий.

3.3 Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития

 

Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан с формированием и нового механизма социального развития. Одно из внутренних противоречий сложившейся модели роста состоит в том, что значительный, опережающий увеличение ВВП, рост доходов и благосостояния населения во многом опирается на присвоение природной ренты – сверхдоходов от экспорта углеводородов и сырья. Такой рост благосостояния неизбежно сопровождается усилением экономической дифференциации населения, нарушением принципов социальной справедливости, критически важных для российского общества. При этом, объективно растут социальные запросы разных социальных групп, в том числе, и не участвующих в распределении и присвоении природной ренты. Снятие этого противоречия требует формирования новых механизмов социального развития, сбалансированных с ресурсными возможностями экономики и ее инновационной эффективностью. Основа такого баланса – соединение предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Такой подход требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам, преобразований по следующим направлениям перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Первое направление – развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития:

  • преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышения уровня и качества жизни в целом;
  • формирование условий для устойчивого роста заработной платы сбалансированной с повышением производительности труда и качества рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;
  • укрепление связи трудовых пенсий с заработной платой, повышение пенсий, с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений, до уровня, обеспечивающего достойный уровень жизни пенсионеров;
  • обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры на основе глубокой структурной и технологической модернизации этих сфер;
  • переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности;
  • обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;
  • создание эффективной адресной системы поддержки бедного населения и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и  детей;
  • создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;
  • улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, снижение уровня преступности;
  • обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей.

Информация о работе Человеческий капитал и его формирование