- повышение уровня и качества
жизни населения;
- повышение эффективности государства,
в том числе в сфере управления;
- обеспечение динамичного и
устойчивого экономического роста;
- диверсификация экономики и
создание постиндустриальной экономики;
- создание эффективных инновационного
и информационного секторов экономики;
- развитие человеческого капитала;
- развитие образования, науки
и высоких технологий;
- создание конкурентоспособной
экономики.
Главным индикатором эффективности
программы определенно удвоение ВВП за
10 лет. Должна быть решена задача резкого
повышения конкурентоспособности трех
составляющих:
- человека;
- государственных институтов;
- бизнеса.
Программа содержит меры по
повышению эффективности государственного
управления, роста качества и условий
предоставления государственных услуг,
созданию условий и стимулов развития
человеческого капитала, созданию и совершенствованию
институтов и инфраструктуры, обеспечивающих
конкурентоспособность национального
бизнеса.
3.2 Приоритеты социально-экономического
развития РФ в среднесрочной перспективе
В программе главным приоритетом
являются реформы секторов, связанных
с развитием человеческого потенциала,
прежде всего образования и здравоохранения.
Человеческий капитал высокого
уровня и качества – основное требование
и условие самой возможности создания
постиндустриальной экономики, инновационной
экономики, современной национальной
информационной системы. Главное конкурентное
преимущество современной высокоразвитой
страны связано с человеческой личностью
и теми факторами, которые непосредственно
связаны с жизнедеятельностью человека.
К ним относятся, в том числе состояние
сферы образования, здравоохранение, жилье.
К этим перечисленным в программе Правительства
РФ составляющим человеческого капитала
необходимо еще добавить еще науку, безопасность
граждан и бизнеса, информационное обеспечение
работников интеллектуального труда и
доступность информации, воспитание, свободу
перемещения труда, менталитет, идеологию
государства и нации, направленную на
созидание.
- Образование. Поставлена задач повышения уровня и качества российского образования. С этой целью планируется реформировать всю систему образования.
Основные инструменты реформирования
и повышения уровня и качества образования:
- усовершенствование образовательных
программ и стандартов;
- информатизация образования;
- четкое определение обязательств
государства и области образования на
разных его уровнях;
- проведение реструктуризации
сети образовательных организаций;
- совершенствование системы
бюджетного и внебюджетного финансирования
за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование;
- внедрение образовательных
кредитов.
В 2005 году финансирование Министерство
образования и науки составило 89 млрд,
в 2006 г. – 122,3 млрд руб. (рост на 37%). За счет
существенного роста финансирования в
2006 г. увеличилось, например, число преподавателей,
ежегодно проходящих переподготовку,
с 60 тыс. человек до 250-300 человек, возросло
финансирование других направлений системы
образования.
- Здравоохранение. Планируется повышение эффективности
функционирования системы здравоохранения
за счет внедрения оптимальных финансовых
механизмов обеспечения здравоохранения,
способов оплаты медицинской помощи, ориентированных
на конечный результат.
Инструменты реализации:
- конкретизация государственных
гарантий в области здравоохранения;
- реорганизация системы оказания
медицинской помощи за счет усиления роли
первичной медико-санитарной помощи в
соответствии с имеющимися ресурсами;
- модернизируется система образовательного
медицинского страхования, внедряются
новые организационно-правовые формы
медицинских организаций, обладающих
большей самостоятельностью в использовании
ресурсов и применении новых методов оплаты труда
медицинских работников.
- Борьба с бедностью. Планируются и осуществляются
следующие меры:
- повышается эффективность программ
в области социальной политики в части
совершенствования механизмов предоставления
социальной помощи;
- создаются условия для вовлечения
бедных трудоспособных граждан в экономическую
деятельность;
- осуществляется предоставление
жилищных субсидий и иных форм социальной помощи бедным;
- повышается внутрирегиональная и межрегиональная трудовая мобильность.
- Повышение эффективности
государства. Это одна из сложнейших и актуальнейших
проблем России. Инструменты ее решения:
- повышение эффективности государства,
отвечающего потребностям общества через
реализацию административной реформы,
а также реформы государственной службы;
- обеспечение публичности своей
деятельности;
- эффективная регламентация
деятельности;
- дальнейшее сокращение избыточных
функций;
- переход к ориентации на достижение
результатов;
- создание стимулов для привлечения
квалифицированных работников, а также
повышение качества их работы;
- реформирование системы социального
обеспечения государственных служащих;
- реализация судебной реформы
и реформы правоохранительных органов.
- Создание инновационного
сектора экономики. Решение данной задачи определяет
возможности диверсификации российской
экономики, создания собственных высоких
технологий, создание конкурентоспособной
экономики, повышения уровня и качества
жизни населения, развитие науки и образования.
Инструменты решения проблемы:
- повышение роли научных исследований
и разработок в экономическом развитии
страны и отдельных предприятий;
- превращение научного потенциала
в один из основных ресурсов диверсификации
и роста экономики;
- реформа науки и стимулирование
инноваций должны быть нацелены на стимулирование
роста предложения инновационной продукции
и услуг;
- формирование рынков инновационного
капитала и информационно-консультационных
услуг в инновационной сфере;
- развитие нормативно-правовой
системы оборота интеллектуальной собственности
и ее защиты;
- расширение системы подготовки
инновационных менеджеров и инженеров;
- развитие венчурного технологического
бизнеса.
- Развитие регионов. Планируется поддержка региональных стратегий социально-экономического развития, переход от «малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты федерации и муниципальные образования к мобилизации доступных им ресурсов экономического роста».
Инструменты решения региональных
задач:
- повышение качества управления
на субфедеральном уровне;
- содействие распространению
лучшей практики;
- содействие формированию и
развитию региональных экономических
кластеров;
- увеличение ориентации межбюджетных
трансфертов на стимулирование реформ
в регионах.
- Развитие инфраструктуры. Развитие инфраструктуры должно способствовать повышению устойчивости развития экономики, способствовать росту товарооборота,
объемов передачи информации, производственных
мощностей, изменению структуры экономики
в пользу наукоемких отраслей. Поставлена
задача расширения участия бизнеса и развития
инфраструктуры.
- Конкуренция. Необходимо создавать условия для перетока капитала из несырьевых секторов в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Основной инструмент – создание инвестиционной привлекательности этих отраслей и предприятий.
3.3 Направления
перехода к инновационному социально-ориентированному
типу развития
Особенность перехода к инновационному
социально-ориентированному типу развития
состоит в том, что России предстоит одновременно
решать задачи и догоняющего, и опережающего
развития. В условиях глобальной конкуренции
и открытой экономики невозможно догнать
развитые страны мира по уровню благосостояния
и эффективности, не обеспечивая опережающего
прорывного развития в тех секторах российской
экономики, которые определяют ее специализацию
в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной
степени реализовать национальные конкурентные
преимущества.
Переход от экспортно-сырьевого
к инновационному типу экономического
роста связан с формированием и нового
механизма социального развития. Одно
из внутренних противоречий сложившейся
модели роста состоит в том, что значительный,
опережающий увеличение ВВП, рост доходов
и благосостояния населения во многом
опирается на присвоение природной ренты
– сверхдоходов от экспорта углеводородов
и сырья. Такой рост благосостояния неизбежно
сопровождается усилением экономической
дифференциации населения, нарушением
принципов социальной справедливости,
критически важных для российского общества.
При этом, объективно растут социальные
запросы разных социальных групп, в том
числе, и не участвующих в распределении
и присвоении природной ренты. Снятие
этого противоречия требует формирования
новых механизмов социального развития,
сбалансированных с ресурсными возможностями
экономики и ее инновационной эффективностью.
Основа такого баланса – соединение предпринимательской
свободы, социальной справедливости и
национальной конкурентоспособности.
Такой подход требует реализации
комплексных, взаимоувязанных по ресурсам,
срокам и этапам, преобразований по следующим
направлениям перехода российской экономики
к инновационному социально-ориентированному
типу развития.
Первое направление – развитие
человеческого потенциала России. С одной
стороны, это обеспечение благоприятных
условий для развития способностей каждого
человека, улучшение условий жизни людей
и качества социальной среды, с другой
– повышение конкурентоспособности человеческого
капитала и обеспечивающих его социальных
секторов экономики как ключевого фактора
инновационного развития:
- преодоление сложившихся негативных
демографических тенденций, стабилизация
численности населения и создание условий
для ее роста, повышения уровня и качества
жизни в целом;
- формирование условий для устойчивого
роста заработной платы сбалансированной
с повышением производительности труда
и качества рабочей силы, создание эффективных
механизмов регулирования рынка труда,
обеспечивающих сочетание конкуренции
на рынке труда с партнерскими отношениями
работников, работодателей и государства;
- укрепление связи трудовых
пенсий с заработной платой, повышение
пенсий, с учетом развития добровольных
накопительных пенсионных сбережений,
до уровня, обеспечивающего достойный
уровень жизни пенсионеров;
- обеспечение доступности качественных
услуг образования, здравоохранения и
культуры на основе глубокой структурной
и технологической модернизации этих
сфер;
- переход от системы массового
образования, характерной для индустриальной
экономики, к необходимому для создания
инновационной социально-ориентированной
экономики непрерывному индивидуализированному
образованию для всех; развитие образования,
неразрывно связанного с мировой фундаментальной
наукой, ориентированного на формирование
творческой социально-ответственной личности;
- обеспечение населения доступным
и качественным жильем, создание комфортной
городской среды для человека и эффективного
жилищно-коммунального хозяйства, формирование
гибкой системы расселения населения,
учитывающей многообразие региональных
и национальных укладов жизни;
- создание эффективной адресной
системы поддержки бедного населения
и предоставления социальных услуг для
пожилых людей, инвалидов и детей;
- создание экономических условий
сохранения и умножения культурных и духовных
ценностей российского народа;
- улучшение качества окружающей
среды и экологических условий жизни человека,
снижение уровня преступности;
- обеспечение высокой профессиональной
и территориальной мобильности трудовых
ресурсов, формирование профессиональной
культуры, трудовых и предпринимательских
ценностей.