Бизнес-планирование в инновационном проектировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – изучить сущность внутрифирменного планирования, его принципы и методы, а также проанализировать основные финансовые планы (бюджеты) составляемые на конкретном предприятии и дать по ним заключение о финансовой политике предприятия.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….3

1. Содержание и принципы внутрифирменного планирования…...5

2. Методы финансового планирования……………………………..7

3. Совершенствование финансового планирования на основе бюджетов. Виды финансовых планов (бюджетов) действующих предприятий………………………………………………………13

4. Практический пример внутрифирменного планирования……..22

4.1. Характеристика ПСБ – филиала ОАО «Тулаоблгаз».22

4.2. Методологические основы составления финансового плана на предприятии……………………………………..23

4.3. Пути улучшения финансового планирования на предприятии………………………………………………..35

Заключение ……………………………………………………………...41

Список используемой литературы……………………………………..44

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

    Например, в качестве критерия выбора принимается  минимум приведённых затрат, которые представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле:

    И + Ен * К = min,                             

    где И – текущие затраты, руб.;

    К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.;

    Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.

    В настоящее время нормативный  коэффициент капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует  нормативному сроку окупаемости 6,6 года.

    5. Экономико-математическое моделирование

    Сущность  экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

      Модель может строиться по  функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

    Y = f(x),                        

    где Y – показатель;

           х – факторы. 

    Алгоритм  разработки планового показателя может  быть представлен в виде следующей  схемы (рис. 2). 

    Отчётные данные за пред-плановый период 
        
      Построение  экономико-математи-ческих моделей  планового показателя Прогнозирование   показателя на основе экономико-математической модели и разра-ботка различных вариантов  плано-вого показателя    Экспертная оценка перспектив развития   Принятие планового  решения, выбор одного варианта планового  показателя
 

    Рис. 2. Процесс разработки планового  показателя с применением экономико-математической модели 

    В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.  
 
 

 

3. Совершенствование  финансового планирования на  основе бюджетов. Виды финансовых  планов (бюджетов) действующих предприятий. 

    В современных быстроменяющихся условиях долгосрочные планы теряют свою актуальность без соответствующих управленческих воздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важной методологической особенностью формирования системы стратегического планирования становится механизм адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям развития. Адаптивный характер планов предполагает, что они должны быть достаточно гибкими, легкоприспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешних факторов. Следовательно, чтобы обеспечить адаптивный характер стратегического планирования, все виды планов должны предусматривать действия на случай непредвиденных обстоятельств.

    Для обеспечения устойчивой работы предприятия  должна быть создана система гибкого адаптивного трехуровневого планирования (СГАТП) (рис. 3):

    1. Выбранная стратегия отражает основные направления развития предприятия.
    2. Согласно выбранной стратегии развития формируются годовые планы действий (бюджеты).
    3. Относительно годовых планов формируются тактические планы действий (бюджеты) на квартал, месяц и т. д.

    Тактические бюджеты содержат те мероприятия, которые  должны быть выполнены в конкретных условиях для обеспечения реализации годового бюджета. Именно при помощи тактических бюджетов происходит  координация текущей деятельности таким образом, чтобы  в случае отклонения от поставленных задач в одном периоде можно было достичь намеченных в годовом бюджете целей за счет более интенсивной работы в другом периоде.

              Стратегия

  

Бюджет  на 1-й год   Бюджет на 2-й  год  
Бюджет на 3-й год

Бюджет  на 1-й кв.   Бюджет на 2-й  кв.   Бюджет на 3-й  кв.   Бюджет на 4-й  кв.
 

     

Рис. 3. Система  гибкого адаптивного трёхуровневого планирования  

    Годовой бюджет нуждается в корректировке (или даже в полной модификации) только в том случае, если выполнение поставленных в нем задач становится невозможным в зависимости от изменений внешней и внутренней среды предприятия и не может быть обеспечена посредством соответствующих тактических бюджетов. В этой ситуации изменению подлежат годовые бюджеты, чтобы не сорвать исполнение стратегических задач развития предприятия.

    Стратегические  цели развития предприятия могут  быть пересмотрены только тогда, когда  изменение годовых бюджетов не способно в намеченные в стратегии сроки устранить возникшее отклонение и вернуть деятельность предприятия в планируемые рамки.

      Ядром СГАТП является финансово-экономическая  модель, в рамках которой на  уровне ключевых показателей  происходит увязка хозяйственных  и финансовых процессов, то есть планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи – корректировки планов для достижения намеченного общего результата. В структуре СГАТП бюджеты становятся связующим звеном между стратегическим управлением, осуществляемым высшим руководством, и оперативным управлением, реализуемым преимущественно на нижнем уровне. СГАТП, ориентированная на достижение целей компании, - это инструмент управления, который дает возможность изменять ее деятельность.

    Для повышения эффективности управления предприятием на основе СГАТП, цели развития должны стать вполне конкретными  и осязаемыми, то есть материализованными в конкретных контрольных показателях, находящихся в компетенции конкретных менеджеров и исполнителей.

    1. С позиции финансового управления целесообразно разрабатывать СГАТП как систему взаимосвязи контрольных индикаторов, например, требуемых в определенные периоды времени объемов финансовых ресурсов. В этом случае конечный требуемый объем финансовых ресурсов для реализации стратегии выступит индикатором, относительно которого необходимо регулировать текущую деятельность предприятия.

    Отношение конечного требуемого объема денежных ресурсов к валюте баланса на начало реализации стратегии можно назвать индексом динамики финансового развития хозяйствующего субъекта (И дфр), который характеризует долю требуемого прироста в общем объеме имеющихся активов.

    Для расчета И дфр следует использовать следующую формулу:

                                    Требуемый объем финансовых ресурсов

            И дфр = 1+ ————————————————                         

                                            Валюта баланса

    Индекс  динамики финансового развития способствует определению реалистичности поставленной задачи. Для выявления перспективы достижении цели, его можно сравнивать с динамикой развития предприятия прошлых периодов, прогнозом развития отрасли, промышленности, региона, изменения макроэкономических показателей и т.д. Чем выше индекс динамики финансового развития предприятия, тем больше рисков может встретиться на пути реализации проекта.

    Незначительный  индекс динамики финансового развития может со временем сделать предприятие  неконкурентоспособным из-за несоответствия темпов развития изменениям внешней среды.

    1. СГАТП необходимо понимать как инициативную деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений по предвидению (прогнозированию) перспектив своего будущего развития, предназначенному для принятия решений в целях его устойчивого развития. Поэтому в выработке перспектив развития предприятия (структурных подразделений) важна коллегиальность в соизмерении доходов и риска. Реальность этого положения зависит от наличия систем процедур координации и ответственности за выполнение каждого плана.

    СГАТП, основанная на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и  в настоящее время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых методов управления предприятием. И ее применение эффективно во многих областях управления:

  • в области финансового менеджмента этот метод является единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование;
  • в области управления коммерческой деятельностью этот метод вынуждает руководителей систематически заниматься маркетингом (изучать свою продукцию и рынки сбыта) для разработки более точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации на предприятии; определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления;
  • в области организации общего управления этот метод четко определяет значение и место каждой функции (коммерческой, производственной, финансовой, административной и т.д.), осуществляемой на предприятии, и позволяет обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием, заставляет эти службы действовать совместно для достижения утвержденных результатов;
  • в области управления затратами этот метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той определенной цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства разрешениями;
  • в области общей стратегии развития предприятия этот метод является средством количественной оценки деятельности, независимой от эмоционального восприятия руководителей, непосредственно отвечающих за достижения поставленных целей, и сигнализирует руководству предприятия о неблагоприятных изменениях ситуации путем сообщения об отклонениях фактических результатов от прогнозных показателей.

     В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

     - последовательное планирование (новый  план составляется по истечении  срока действия предыдущего),

Информация о работе Бизнес-планирование в инновационном проектировании