Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа
Кофейный бум, захвативший Америку, а затем и Россию, докатился и до нас. Объясняется это тем, что рост популярности бодрящего напитка среди населения, помноженный на очевидную доходность кофеен, все больше привлекает внимание к данному бизнесу.
Существующие заведеняя можно условно разделить на три категории:
Кофейня, так сказать, в чистом виде, где посетителю предлагают несколько сортов кофе и кондитерские изделия.
— Этому есть объяснение: кофейня, или "кав'ярня", — новый общепитовский формат, который Украина для себя только открывает. Мы больше привыкли к кафе.
— Кафе — место, где кофе может и не пахнуть. Поэтому правильно делают владельцы заведений, вплетая в само название кофейную тематику: "Дом кофе", "Кава i чай", "Будинок кави", "Каффа". Кроме того, дополняют дизайн коллекциями старинных кофемолок, картинами, книгами; дарят посетителям буклеты, в которых рассказывается о том сорте кофе, который предлагают попробовать. В некоторых киевских кофейнях к чашечке кофе подают печенье в виде кофейного зерна. Я уже не говорю о том, что персонал должен свободно общаться на "кофейные" темы.
— Это то, что на виду. А как должна выглядеть идеальная кофейня, если заглянуть за барную стойку?
— Кофе — продукт гигроскопичный. Во-первых, персоналу кофейни не разрешается пользоваться косметикой и парфюмом, а баристо через каждые 3-4 часа работы должен принимать душ. Во-вторых, вопреки сложившемуся мнению о "дружбе" кофе с сигареткой, в настоящих кофейнях не курят, чтобы не перебивать аромат напитка. Или отделяют залы для курящих, встраивая там мощное вентиляционное оборудование.
Даже если кофе — одна из составляющих общепитовского формата, следует особо отметить, что кофейня — это бар, кофейная стойка, кофе-машина, аксессуары. И все. Сколько таких примеров: стоит кофеварка, а в метре от нее — разделочная линия для рыбы.
ОБ АВТОМАТИЗАЦИИ
— Что же умеет кофеварочная машина — эспрессо, вернее, какой ассортимент она "выдает"?
— Эспрессо
— основная ее специализация, а также
капуччино, если в автомате предусмотрен
капуччинатор для взбивания молока. На
основе этих напитков можно готовить американо,
латге, глясе, доппио, коретто, романо,
по-венски и т.д. Добавляя разные составляющие,
приправы, баристо формирует меню (кофейную
карту) сообразно своему умению и фантазии.
В школе баристо я даю ученикам рецепты
более 40 кофейных напитков. Одна из кофеен
почти все их предлагает в своем меню.
Через две недели после открытия оказалось
— пробуют и пьют все!
Капуччино
Американо
Латте
Романо
по-венски
А если говорить об эффективности, то при переходе заведения на метод эспрессо в 2-3 раза увеличиваются продажи кофе.
— Я так понимаю, кофе-машина в кофейне — основа основ. Что вы посоветуете тому, кто решит выбрать кофеварку?
— Какого бы уровня ни было кофейное заведение, определяющим является качество напитка. Ведь 30 г классического эс-прессо — результат сложной технологической операции, и она должна быть выполнена безукоризненно. Вкус кофейного налитка определяется тремя составляющими: смесь кофейных зерен, правильно настроенное оборудование, профессионализм бармена. Поэтому ни на чём из перечисленного экономить не стоит, особенно на комплектации оборудования и его обслуживании. Некоторые устанавливают "бэушную" кофеварку, но кофе — дело тонкое. Без контроля со стороны профессионала может оказаться, что напиток не будет безукоризненным, и заведение потеряет клиентов.
— На какие типы делятся кофейные автоматы?
— Бывают машины полуавтоматические (бармен должен следить за процессом и вовремя его остановить), автоматические (получается готовая порция) и суперавтоматы. Все зависит от формата заведения и того, на какое количество посетителей рассчитана кофейня. К тому же профессиональные кофе-машины комплектуются кофемолками различной производительности. В среднем, оборудование для кофейни (включая кофемолку) стоит $2-2,5 тыс.
ных зерен, в среднем, стоит 100 грн., его хватает на 140 чашечек). Плюс вода, сахар, энергия, амортизация — 30 коп. Итого себестоимость чашки — 1 грн. А продают ее в кафе почем?
— По 5-7 грн. Чего там, и по 20 грн. Это ж какая рентабельность!
— Есть
такое. В Клеве "накрутка" , может
достигать от 300% ш
до 1900%. В ресторанах, барах, на- tfS пример,
самые % ШЛ большие зара-
фе - 60-65%
ЩЩ ШЯ&Г
оборота предпри- ^^^^^^^ ятия. Но не забывайте
условие — ее- *в ли выпивается энное количество
ча- V шек. Мы ведем статистику потребления
кофе: некоторые ко- «М фейни "выпивают"
по I кг в день, некоторые — 280 г, есть и
такие, где "идет" 100 г в день и меньше.
По нашим наблюдениям, каждый день в Киеве
открывается заведение, предусматривающее
по- ДМ дачу кофе. По сколько открывает-
^54 ся, столько же и закрывается. Если технологическая
цепочка где-то нару- Ш
шена, ожидать окупаемости можно долго
и закрыться, так и ле дождав- щ
шись.
КАК "ПОСТАВИТЬ" КОФЕЙНЮ И КОМУ ЕЕ ДОВЕРИТЬ
— Вы перекидали на своем веку немало кофеен. Поставляя сырье и оборудование, уже видите, "что такое хорошо и что такое плохо"...
— Хорошо
— когда "от и до" выдерживается концепция
заведения.
Подразумевается особая атмосфера кофейни, ее дизайн, логотип, мебель, посуда. И ценовая политика в том числе.
Это
стильная кофейня
с дорогой посудой,
хорошей подачей.
В то же время кофе
там недорогое. Дешевизна
и высокое качество
несовместимы.
Или взять
ассортимент. Для хорошего заведения,
где декларируют культуру кофепития,
большая кофейная карта к месту.
А там, где на кофе не акцентируют
внимание, стоит остановиться на 6-8 видах
напитков, чтобы не усложнять работу бармена.
Большая кофейная карта ни к чему в диско-,
коктейль-барах. Зачем она там, если люди
пришли за другим?
РОМАНО (кофе - 7 г, вода - 40 г, сахар — 5 г, долька лимона). АМЕРИКАНО (кофе - 7 г, вода -100 г, сахар — Юг). ДЕКАФИНАТО (кофе без кофеина).
БИЗНЕС №42 (561). 20 октября 2003 года I 7M |
место, помещение, а что с этим добром делать, толком не знают. Прежде всего, необходима концепция будущего заведения. Здесь фантазии нет предела, можно ориентироваться на конкретную целевую аудиторию или придумать "фишку", которая понравится всем. А дальше все определяется меню: средний счет, предполагаемое количество клиентов и т.д. Если "кофейня оператора" (Оборудование и сырье поставляет определенная фирма), он предлагает свои решения. По-хорошему, концепция должна строиться исходя из субъективных пожеланий владельца и профессиональных рекомендаций оператора.
— А как быть с персоналом? С одной стороны, кофейный автомат можно освоить за день-два...
— Если речь идет о бармене, то он должен | уметь не только управляться с кнопками. Нужны азы "кофейных" знаний. Я преподаю в школе баристо и вижу, что для смекалистых людей трех недель учебы достаточно. К конму занятий они уже могут опрсаслггь основные сорта кофе, отличи* хорошие зерна от плохих, готовы ответить на любые вопросы по теории
I вофепитня. Мой ученик подаст кофе I по-венски в Irish-бокале, а не в чашке. I Если он захочет внедрить новую позицию I в меню, потребует у хозяина подходящую I посуду. Бармен должен уметь "выставить помол" (нападать кофемолку). Кстати, девушек обучать работе баристо почему-то сложнее. Профессия эта пока редкая, и потому "мир" кофейных барменов узкий — ушел из одной кофейни, перешел в другую. Таких специалистов в Киеве до двух десятков. Поэтому в уважающем себя заведении работа баристо оценивается в $350-400. В обычных кофейнях платят вполовину меньше. В России еще больше — от $800 до $1500.
— Вечная проблема — контроль за персоналом.
— Эти вопросы регулирует владелец или директор заведения. Могу сказать одно — бесполезно пытаться контролировать опытного бармена. Если вступать с ним в конфронтацию, он или технологию нарушать будет, или "свой" кофе закладывать. Бывает, при обслуживании в кофемолках находят монеты и даже ключи от квартиры, попавшие туда из карманов бармена вместе со "своим" зерном. Поэтому лучше искать в работе с персоналом разумный компромисс.
0 КОФЕ
— Валерий, давайте поговорим собственно о кофейных зернах. Я читала, что 93% пьющих кофе не различают сорта ■арабика" и "робуста"... Я тоже из этого большинства.
#IU«JUlVj*l ««V^'VJVfV* fLn^W^VAAdV* ^*V*V W£SJ.4* **£^V
израстают в горных районах на высоте 800-2000 м над уровнем моря. Робуста растет на высоте 500-600 м и имеет несколько другой, шоколадный привкус. Реже представлены на рынке сорта "либерика" и "эксие-ла". О вкусе, аромате кофейных зерен, выращенных в разных частях земли, не расскажешь и за день.
— А как тогда разобраться в изобилии натурального кофе, который предлагают торговые и кофейные заведения?
; — Это смеси различных сортов, подобранные специалистами кофеперерабатыва-ющих предприятий. Там кофе купажируют (обжаривают по особым технологиям, подбирают соотношение арабики и робусты). в результате чего получается новый сорт Признанные кофейные производители — 2 итальянцы.
щ Кстати, в Украине также есть заводы
^ по производству кофе, продукцию кото-
^^ рых можно встретить в супермаркетах
^^ и в заведениях общественного пита-
В ния.
Н — Что бы вы посоветовали хозяину ^Ш кофейни, выбирающему поставщика ^^^ кофейного сырья?
— Принцип
работы на кофейном рынке следующий: поставщик
кофейного сырья является одновременно
и поставщиком оборудования; он же обеспечивает
его сервис и контролирует качество напитка.
При реализации больших ресторанных или
гостиничных проектов, выбирая оператора,
устраивают тендеры: проводят дегустации,
оценивают технические характеристики
кофе-машин, сравнивают условия поставки
сырья, i
Предполагается
получить кофеварочную
машину бесплатно
в обмен на обещание
стать постоянным
потребителем кофейного
сырья.
Но это ненадежный вариант.
Лучше наладить партнерские отношения с солидным кофейным оператором. Такое сотрудничество позволит правильно подобрать оборудование и обеспечит его последующее обслуживание, снимет проблемы разработки кофейной карты и подготовки персонала. Не говоря уже о том, что кофейня будет стабильно получать кофейное зерно. Хочу подчеркнуть, что необходимо использовать только смеси, составленные для приготовления в эспрессо-машинах.
— Валерий, ответьте, как специалист, — кофе пить вредно?
— По словам врачей, натуральный кофе полезен, но в разумных пределах. 3-4
к чашки
эспрессо в день пойдут, скорее, г
на пользу. А кому кофе не рекомендуется,
я советую пить декафинато (кофе без кофеина).
на опыт российского "кофейнестроительства':
В том, что Москва переживает нынче бум "кофейнестроительства", может убедиться каждый, кто пройдет хотя бы несколько /петров по центру белокаменной. в некоторых особо оживленных исторических или деловых местах кофейни либо выстроены в ряд на одной стороне улицы с промежутком в несколько домов, либо почти упираются друг в друга "лбами" фасадов, разделенных лишь узкой проезжей (или пешеходной) частью. Все это выглядит очень по-европейски, поскольку у большинства московских кофеен три четверти, а то и четыре пятых фасада занимают прозрачные витрины, через которые прохожие могут вволю разглядывать стильный интерьер и многочисленных (как правило) посетителей.
КЛИЕНТЫ
Зайдя в одну из самых популярных в Москве кофеен, автор этих строк не только увидел разномастных представителей так называемого "низшего среднего класса" российской столицы, но даже смог приблизительно прикинуть, у каких сегментов "общепитовского рынка" недавно открывшееся заведение отобрало тех или иных сегодняшних своих посетителей.
" Вот эта группа громко разговаривающих иностранцев, — прикидывал автор, — еще полгода назад наверняка пошла
бы. скрепя ^Ябше^^М
Информация о работе Бизнес план кофейни «под ключ» за $50-100 тыс