Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:44, курсовая работа
В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. Сущность банкротства………………………………………………….…..6
1.1 Процедура банкротства………….…………………………………8
1.2 Причины банкротства….…………………………………….……14
1.3 Условия и критерии банкротства …….…………………………..16
Банкротство как институт рыночного хозяйства ………………………18
3. Экономика и методика предсказания российских банкротств………...21
3.1 Основные тенденции в применении процедур банкротства….…22
3.2 Проблемы развития правоприменительной инфраструктуры
в сфере несостоятельности…………………………………………………. 24
3.3 Методика оценки и прогнозирования риска банкротства
предприятия……………………………………..……………………………25
3.3.1 Российская методика предсказания банкротств…….….…..…..26
3.3.2 План финансового оздоровления предприятия………………...27
3.3.3 Финансовый анализ - основа мониторинга
финансово-хозяйственной деятельности………………..….………………28
Заключение……………….…………
В последние годы количество дел о банкротстве динамично росло - по состоянию на 1 января 1998 г. в производстве находилось примерно 4200 дел о банкротстве, на 1 января 2000 г. - около 15200, а на январь 2002 г. - уже порядка 52500. Стремительно увеличилось и количество подаваемых заявлений о признании должника банкротом - в мае 2001 г. к производству было принято примерно 477692 дела о банкротстве по сравнению с 19041 в 2000 г.
Внешне резкий рост количества дел о банкротстве мало связано с несостоятельностью реально функционирующих предприятий. Основная часть принятых в 2000-2002 гг. заявлений касалась реализации упрощенных процедур банкротства отсутствующих должников, что не имеет отношения к проблемам нанесения ущерба крупным предприятиям, переделу собственности, умышленным банкротствам. Так, удельный вес принятых к производству дел в отношении отсутствующих и ликвидируемых должников в общем числе дел о признании должника банкротом в 2001 г. составил свыше 80% по сравнению с немногим более 40% в 1998 г.
По интенсивности своего применения процедуры банкротства носят «точечный» характер и не решают на макроуровне задачу вывода неэффективных предприятий с рынка. Удельный вес предприятий, в отношении которых проводятся процедуры банкротства, в общем количестве хозяйствующих субъектов весьма незначителен (в среднем из 2000 предприятий только примерно одно находится в состоянии банкротства).
Однако «точечность» и вызывает основную критику, так как процедуры банкротства нацелены на крупные предприятия. Кроме того, очень существенен и усиливается разброс в интенсивности применения процедур банкротства по регионам. Например: по состоянию на 1 января 2001 г. количество дел о банкротстве, приходящихся на 1000 предприятий, составляло в Москве 0,92, в С-Петербурге - ,85, тогда как в Республике Алтай достигал - 65,9.Таким образом, на уровне отдельных российских регионов масштабы банкротств весьма значительны.
Рассмотрим теперь результаты применения различных процедур банкротства к должникам. Основная тенденция в осуществлении процедуры наблюдения - увеличении доли решений по открытию конкурсного производства и уменьшение доли решений по введению внешнего управления. В целом по результатам 2001 г. не более 14% предприятий «вышли из-под банкротства», 13% - вошли в реорганизационную процедуру (внешнее управление), однако большинство перешло в стадию ликвидации.
Результаты применения процедуры внешнего управления представляются неоднозначными. Расширилась практика заключения мировых соглашений, однако возможности восстановления платежеспособности должников были ограниченными. Около 20% предприятий «вышли из-под банкротства», более 30% остались в этой процедуре, в силу ее продления, примерно 48% перешли в стадию ликвидации.
Что касается процедуры конкурсного производства, то шансы предприятии выйти из процесса ликвидации минимальны - лишь 0,5% таких процедур завершилось заключением мирового соглашения. Это связано с тем, что именно в процедуру конкурсного производства «вливается» минуя прочие процедуры поток дел в отношении отсутствующих и ликвидируемых должников. Если исключить из рассмотрения должников, проходящих по упрощенной процедуре банкротства, то все равно конкурсное производство завершается мировым соглашением не более чем в 1-2 случаях из 100.
В большинстве случаев процедуры банкротства заканчиваются распродажей активов должника в ходе конкурсного производства.
В целом в рамках процедур как внешнего управления, так и особенно наблюдения отмечается увеличение удельного веса решений, связанных с открытием конкурсного производства. К росту количества решений об открытии конкурсного производства в отношении «содержательных» должников приводит не столько увеличение числа соответствующих заявлений, сколько усиление конкурсной направленности процедуры наблюдения в последние годы.
Чем крупнее и значимее бизнес, тем более «щадящий» характер носят применяемые к нему процедуры банкротства. Так, в 2001 г. процедуры банкротства в отношении крупных, экономически или социально значимых предприятий завершились конкурсным производством примерно в каждом четвертом случае, тогда как применительно ко всему кругу «содержательных» должников - в двух случаях из трех.
Процедуры
банкротства оказались малоэффективными
с позиции возврата долгов кредиторам.
3.2.Проблемы
развития правоприменительной инфраструктуры
в сфере несостоятельности.
Было бы неправильным все беды российского института несостоятельности связывать исключительно с несовершенством законодательства. Цивилизованному развитию института банкротства в России препятствует недостаточное развитие инфраструктуры правоприменения. Это приводит к снижению качества реализуемых процедур, повышению риска злоупотреблений и усилению их непредсказуемости.
Несовершенство и нечеткость процедур несостоятельности в сочетании со стремлением использовать их в недобросовестных целях обусловливают высокую спорность их реализации. На первом месте остаются споры сторон в рамках процедуры внешнего управления. Значительное число конфликтов было связано с назначением арбитражных управляющих.
В то же время в последние годы наблюдается процесс постепенной адаптации всех сторон к действующему регулированию несостоятельности и повышению качества правоприменительной практики - уровень конфликтности процедур банкротства стал снижаться.
С 1998 года применение процедуры банкротства с каждым годом растет. Во-первых это связано с тем, что все больше дел о банкротстве переходит на следующий год, что связано как с относительным удлинением собственно процедур (даже конкурсного производства), так и с опережающим ростом количества находящихся в производстве дел о банкротстве по сравнению с «пропускной способностью» арбитражной системой.
Во-вторых, динамично растет количество подаваемых заявлений о признании должников банкротами. Судя по всему, государство действительно будет стремиться сдержать свое обещание применять процедуры банкротства в отношении предприятий, которые не реструктурировали свою задолженность по налогам и иным обязательным платежам.
В-третьих, в новом Законе о банкротстве есть положения, уравнивающие государство (как кредитора по обязательным платежам) в правах с конкурсными кредиторами по принятию решений в ходе банкротства должников. Вследствие этого резко возрастает нагрузка на представителей государства в проводимых процедурах банкротства, повысятся требования к их квалификации.
Все это определяет необходимость кардинального развития инфраструктуры исполнения законодательства о банкротстве. В качестве основных элементов такой инфраструктуры можно выделить: систему арбитражных управляющих; ФСФО; систему арбитражных судов.
Система арбитражных управляющих. Роль арбитражных управляющих в реализации процедур банкротства очень велика. По мнению представителей Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ, именно некомпетентность арбитражных управляющих, отсутствие эффективных мер контроля за их деятельность зачастую приводят к ликвидации предприятий. Второй Закон о банкротстве не содержал даже требования о наличии высшего образования для получении лицензии арбитражного управляющего.
Не лучшую роль в решении этой проблемы играло и Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, которое содержало ряд норм, необоснованно ограничивающих привлечение квалифицированных специалистов. Положение устанавливало выдачу лицензий трех категорий в зависимости от сложности объекта управления. Первая категория была необходима для проведения процедур в отношении отсутствующих должников и малых предприятий, а для работы на крупном предприятии арбитражный управляющий должен был иметь лицензию третьей категории. Этот подход представлялся бы совершенно нормальным, если бы не сочетался с требованием наличия опыта работы арбитражным управляющим в течение определенного времени с лицензией одной категории для обеспечении возможности получения лицензии следующей категории.
К началу 2001 г. было выдано 12238 лицензий арбитражного управляющего, из них первой категории - 9883, а второй - 2355 (Отчет ФСФО по итогам работы за 2000 г.) Отсутствие необходимого числа арбитражных управляющих с лицензией соответствующей категории привело к тому, что некоторым из них пришлось вести судебные процедуры на большом количестве (до 10) крупных предприятий. Эта ситуация сложилась из-за желания заставить их заниматься банкротством отсутствующих должников и малых предприятий. С 1 июля 2002 года лицензирование деятельности арбитражных управляющих (в расчете о принятии нового Закона о банкротстве) было прекращено.
Система арбитражных судов. В связи со значительным ростом количества рассматриваемых дел о банкротстве, усиление конфликтности и повышением сложности этих дел, объективной необходимостью активизации роли арбитражных судов в принятии решений по делам о банкротстве требования как к количеству, так и к квалификации зарубежных судов становятся очень жестоким.
Одна из наиболее серьезных проблем - зависимость арбитражных судов от местных органов власти. Решение этих проблем невозможно без проведения судебной реформы. В то же время можно отметить позитивное воздействие на правоприменение законодательства о банкротстве окружных арбитражных судов, которые в гораздо меньшей степени подвержены влиянию органов власти субъектов РФ.
В
настоящее время в российских регионах
сложилась различная судебная практика
в отношении банкротства (например, в Волгограде,
Краснодаре или Москве). ВАС РФ выступил
более, чем с 60 протестами на решения арбитражных
судов по делам о банкротстве. Не в последнюю
очередь проблема единства правоприменения
связана с недостаточной разъяснительной
работой со стороны ВАС РФ и ФСФО. Так,
здесь весь период действия Второго Закона
о банкротстве ВАС РФ подготовил лишь
два письма. ФСФО имеет право давать обязательные
разъяснения по вопросам реализации процедур
банкротства, но их очень мало.
3.3.
Комплексная методика оценки и прогнозирования
риска банкротства предприятий.
В современной экономической науке в последнее время появились многочисленные разработки в сфере анализа и прогноза банкротства предприятий. Наиболее широкое распространение получили многофакторные модели Альтмана, Бивера, Таффлера и др., прогнозирующие банкротство предприятия на базе расчета нескольких текущих финансовых показателей.
Применение данных моделей в российских условиях обычно дает искаженный результат, так как условия функционирования российских предприятий нередко отличаются от западных.
Однако российскими учеными были предложены различные способы адаптации «импортных» моделей к российским условиям, а также разработаны собственные методы предсказания банкротства.
3.3.1. Российская
методика предсказания банкротств.
Исследования отечественных ученых отличаются от зарубежных и между собой количеством показателей, входящих в модель, и весовыми значениями коэффициентов. Однако определение коэффициентов экспертным путем не обеспечивает их достаточной точности.
Для эффективного управления предприятием необходимо построение нижеследующей комплексной методики оценки и прогнозирования риска банкротства:
Как правило, банкротству предшествует полоса финансовых затруднений и последующее ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому для выявления определенных тенденций необходимо проведение финансового анализа предприятия за определенный период времени, как минимум за последние три года, по следующей схеме:
- структурный анализ активов и пассивов;
- анализ прибыльности предприятий;
- анализ финансовых коэффициентов;
- анализ движения денежных средств;
- обобщающий результата проведенного анализа.
Совокупность указанных методов финансового анализа позволяет определить основные тенденции в развитии предприятия, выявить слабые места его в экономике, охарактеризовать платежеспособность, финансовую устойчивость, эффективность и достойность деятельности, перспективы развития, распознавать назревание кризисных тенденций уже на ранней стадии, устанавливать их причины и предпринимать антикризисные меры.
Для более высокой точности прогноза и вероятности банкротства необходимо сопоставить финансовые показатели данного предприятия с показателями аналогичных предприятий той же отрасли, обанкротившихся или избежавших банкротства, а так же со среднеотраслевыми показателями.
Информация о работе Банкротство как составная часть рыночного механизма