Банкротство как составная часть рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:44, курсовая работа

Краткое описание

В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3

1. Сущность банкротства………………………………………………….…..6
1.1 Процедура банкротства………….…………………………………8
1.2 Причины банкротства….…………………………………….……14
1.3 Условия и критерии банкротства …….…………………………..16
Банкротство как институт рыночного хозяйства ………………………18

3. Экономика и методика предсказания российских банкротств………...21
3.1 Основные тенденции в применении процедур банкротства….…22
3.2 Проблемы развития правоприменительной инфраструктуры
в сфере несостоятельности…………………………………………………. 24
3.3 Методика оценки и прогнозирования риска банкротства
предприятия……………………………………..……………………………25
3.3.1 Российская методика предсказания банкротств…….….…..…..26
3.3.2 План финансового оздоровления предприятия………………...27
3.3.3 Финансовый анализ - основа мониторинга
финансово-хозяйственной деятельности………………..….………………28
Заключение……………….…………

Файлы: 1 файл

банкротство.doc

— 336.46 Кб (Скачать)

      Крупные коммерческие банки и аудиторские компании располагают огромным количеством информации о своих клиентах и постоянно ведут их кредитную историю. Поэтому их специалисты могут использовать для целей сравнения базы данных своих организаций.

      Остальные специалисты могут использовать базу данных Национального кредитного бюро, созданного в 2004 году Ассоциацией Российских банков совместно с Госкомстатом России и корпорацией «Дан энд Брэдстрит» - ведущего мирового кредитного агентства.

  1. Прогнозирование финансового состояния предприятия на длительную перспективу на базе плана развития предприятия и построения финансовой модели предприятия.

      В случае положительных результатов проведенного финансового анализа необходимо спрогнозировать финансовое состояние предприятия на длительную перспективу на основе разработанного бизнес-плана и выяснить, сможет ли оно в будущем расплачиваться по своим обязательствам.

      Бизнес-план является основным и обязательным документом внутрифирменного планирования. В нем описывается процесс функционирования фирмы и планируется хозяйственная деятельность предприятия на долгосрочный период в состоянии со стратегией развития фирмы и спецификой отрасли предприятия.

    1. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
 

      3.3.2 План финансового оздоровления. 

      В случае выявления неблагоприятных тенденций в развитии предприятия необходимо разработать план финансового оздоровления в зависимости от степени кризисной ситуации, на основе которого спрогнозировать дальнейшую деятельность предприятия.

      План финансового оздоровления разрабатывается в соответствии с финансово-хозяйственным состоянием конкретного предприятия, степенью кризиса, отраслевой  спецификой, масштабом и т.п.

      Обязательной составляющей плана финансового оздоровления являются первоочередные и стратегические мероприятия по финансовому оздоровлению;

      Первоочередные мероприятия разрабатываются в зависимости от отраслевой специфики, типа производства, финансово-хозяйственного состояния предприятия, степени кризисной ситуации и других факторов на основе анализа его финансово-хозяйственной деятельности.

      К числу первоочередных мероприятий можно отнести:

    · усиленный контроль за потоком денежных средств (четкое прогнозирование поступления денежных средств и планирование платежей);

    · нормализацию дебиторской и кредиторской задолженности (уменьшение доли просроченной задолженности);

    · реструктуризацию просроченных обязательств;

    · анализ текущих издержек и эксплуатационных затрат с целью выявления резервов их снижения;

    · оптимизацию запасов товарно-материальных ценностей и продажу излишнего имущества, прежде всего, «неликвидов»;

    · выработку маркетинговой стратегии предприятия, связанную с выживанием предприятия в условиях кризисной ситуации.

      Стратегические мероприятия разрабатываются одновременно с первоочередными и должны обеспечить окончательный вывод предприятия из кризисного состояния и достижение прибыльного и конкурентоспособного развития:

    · конверсию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды;

    · продажу дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

    · продажу незавершенно строительства;

    · прогрессивные технологии, механизацию, автоматизацию производства;

    · капитальный ремонт, модернизацию основных фондов, замену устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов;

    · проведение рыночных исследований в целях увеличения доли продаж на действующих рынках, поиска новых «ниш», новых рынков сбыта;

    · выявление всевозможных заказчиков с требованиями, наиболее соответствующими своему профилю и потенциалу;

    · максимальное привлечение потенциально платежеспособных заказчиков;

    · совершенствование организационной структуры и структуры управления предприятием;

    · оптимизацию количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;

  1. привлечение инвестиционных средств (долгосрочные кредиты, возвратный лизинг), получение отсрочки и рассрочки платежей, а также государственную финансовую поддержку, необходимые для реализации намеченных мероприятий.

      Грамотно разработанный план финансового оздоровления позволяет не только восстановить платежеспособность предприятия и предотвратить полное банкротство, но одновременно с этим позволяет определить оптимальную стратегию дальнейшего развития предприятия. 

3.3.3 Финансовый анализ - основа мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 

      По мере реализации бизнес-плана или плана финансового оздоровления необходимо постоянно осуществлять (раз в квартал) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

      Процесс мониторинга должен строиться на процедуре финансового анализа и его целью является отслеживание изменения финансового состояния предприятия и определение необходимых действий в случае отклонения от прогнозных показателей финансовой модели. Ключевым моментом данной процедуры является своевременное выявление негативных отклонений от плановых показателей и принятие оперативных решений по их ликвидации.

      Аналитические приемы, применяемые в финансовом анализе, используются в мониторинге дл отслеживания динамики показателей и анализа изменения финансового состояния предприятия. Платежеспособность, структура баланса, рентабельность должны являться предметом анализа. Особого внимания требует анализ слабых мест, выявленных в ходе финансового анализа.

      От того, насколько своевременно будут выявлены негативные тенденции и как оперативно будут приняты необходимые меры по их преодолению, зависит платежеспособность предприятия. Таким образом, финансовый мониторинг является наиважнейшим аспектом в ходе реализации плана финансового оздоровления (бизнес-плана) предприятия.

      Предложенная комплексная методика оценки и прогнозирования риска банкротства предприятия позволяет заблаговременно осуществлять диагностику возможного наступления кризисной ситуации на предприятии и своевременного, до начала судебного разбирательства о банкротстве, принимать меры по его предотвращению путем использования различных антикризисных стратегий. Что весьма актуально, поскольку любое предприятие для сохранения своей деловой репутации предпочтет избежать судебных процедур.     
 

        
 
 
 
 
 

Заключение.

     В настоящее время российское законодательство предусматривает целый комплекс правовых норм, направленных на сохранение предприятия-должника путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа.

     На пути к достижению главных целей, используя различные юридико-технические приемы, законодательство решает ряд практически важных вопросов:

    -охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника;

    -охрана интересов одних от недобросовестных действий других кредиторов;   

    -охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов.

      Банкротство - это правовой процесс. Неспособность предприятия эффективно функционировать, снижение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, высокая степень предпринимательского риска, все эти факторы могут привести к банкротству предприятия. Основной целью банкротства является не столько финансовое наказание неплатежеспособного предприятия, сколько реорганизация несостоятельного предприятия в иную организационно-правовую форму коммерческой деятельности.

     Возврат долгов - задача сложная и специфичная, поэтому требует индивидуального подхода к каждому должнику. При этом необходимо учитывать причины несвоевременного возврата долгов и платежей. Причины банкротства зависят от внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятия.    

     Как правило, тем клиентам, которые добровольно и активно хотят выйти из положения должника и сотрудничают с судебными органами, временным администратором и т. д. органы по банкротству идут навстречу.

     Применяют также реструктуризацию долга, то есть изменяется структура долга в различных формах, например, изменение условий: размера платежа, процентной ставки, регулярность внесения оплаты и другие формы.

     Применяется также возможность погашения долга товаром, акциями предприятия, продажа кредитных обязательств через аукцион.

     В отношении недобросовестных должников начинается долгий, изнуряющий обе стороны процесс взыскания задолженности путем обращения с исковым требованием в судебные органы.   
 
 
 
 
 

Литература. 

  1. Конституция РФ 1993 г.
  2. Гражданский кодекс РФ «Новая волна» 1997 г., 512 с.
  3. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 5 апреля 1995 г.  
  4. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Принят ВС РФ 19 ноября 1992 г.
  5. Закон  РФ «о несостоятельности (банкротстве)» 1998 г.
  6. Закон  РФ «о несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.
  7. Положение о Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве).
  8. Антикризисное управление производством. Ростов-на-Дону, март 2002 г.
  9. Кожевникова Н. М. Основы антикризисного производства. 2005 г.
  10. Кузнецов Б., Симачев Ю. Практика и результаты банкротства. В кн. Российское промышленно-институциональное развитие. МГУ - ВШЭ, 2002 г.
  11. Сафронова М. А. Экономика предприятий. Москва, 2002 г.
  12. Головачев В. Банкротство по заказу. «Труд-э» 2001 г.
  13. Банковские услуги № 6 2005 г. с. 21-24
  14. Банковские услуги № 7 2006г. с. 2-13
  15. Вопросы экономики № 4 2003 г. с. 62-82
  16. Вопросы экономики № 4 2004 г. с. 118-135
  17. Деньги и кредит № 10 2005 г. с. 33-36
  18. Обзор экономики России. Основные тенденции развития № 3

         2002 г. с 268-280

  1. Финансы № 6 (июнь) 2005г. с. 72-74
  2. Пресс-релиз ВАС РФ от 19 февраля 2001 г. Деятельность арбитражных судов  России в 2001 г.
  3. Трефилова Т. Спасать бизнес в ущерб интересам кредиторов неверно. Интервью агентству АК&М 28 июня 2001 г.   

Информация о работе Банкротство как составная часть рыночного механизма