Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:52, дипломная работа
Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
- овладеть достаточными теоретическими знаниями в области товарного ассортимента и ассортиментной политики;
- определить особенности товарного ассортимента пива и его значение на розничном предприятии торговли ЗАО «ТД Альбатрос»;
- проанализировать качество продукции на предприятии и управление им;
- привести предложения по совершенствованию работы предприятия, и доказать актуальность и полезность совершенствования.
Введение
1. Состояние вопросов, формирования ассортимента и управления им в розничной торговле
1.1 Ассортимент и показатели его оценки
1.2 Управление ассортиментом в деятельности предприятия розничной торговли
1.3 Ассортиментная политика как фактор стратегического управления
1.4 Качество товаров на предприятии розничной торговли ЗАО ТД Альбатрос. Управление качеством.
2. Практика деятельности базового предприятия в области ассортиментной политики и управления качеством реализуемого пива
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия по товарной группе пива
2.3 Анализ качества и управления товаров группы пива
Заключение
Приложение
Список использованных источников
Ассортиментная матрица – это перечень всех товарных позиций, включая и сезонные товары, которые временно могут отсутствовать в магазине. Но это не просто список товаров – матрица строится на основе классификатора и является результатом структурирования ассортимента. К уровням деления в классификаторе добавятся субкатегории, бренды и иные единицы учета.
Все товары в матрице утверждены для продажи, и сюда может быть дополнительно внесена информация о поставщиках, условиях поставки, упаковки, габаритах, свойствах. Разрабатывается ассортиментная матрица на основе документа об ассортиментной политике, в котором отражен порядок работы с ассортиментом. По сути, грамотно составленная матрица – это основной документ, на базе которого строится вся работа с ассортиментом.
На основании существующей ассортиментной матрицы составляется ассортиментный минимум. Ассортиментный минимум (перечень) – минимальное допустимое количество товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
Ассортиментный перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два – три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющий профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Достижение соответствия между структурно-
ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей.
Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное и денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
Выбор показателей структуры
ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских помещениях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуры ассортимента в денежном выражении.
Рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов покупателей.
Коэффициент рациональности - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на коэффициенты весомости.
Коэффициенты весомости определяют экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров.
Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации или использования. Если предприятие стремится к завоеванию позиции в какой-то одной сфере, то она может целенаправленно добиваться большей гармоничности между различными ассортиментными группами. Если же стремится действовать сразу в нескольких сферах, то гармоничность, наоборот будет меньшей.
На настоящий момент рынок заполнен большими объемами товаров разных производителей, как отечественных, так и импортных.
Каждый взрослый человек является покупателем товаров и услуг, выбирая их в соответствии со своим вкусом, социальным уровнем, учитывая свои финансовые возможности.
У каждого покупателя есть внутренние потребности. Когда покупатель приобретает товар, он рассуждает по принципу: нравится –не нравится, хочу – не хочу. Его потребности проявляются на интуитивном, бессознательном уровне. Потребности – это истинные причины покупки товара.
Влиять на потребности, формировать их может продавец - методом грамотной постановки вопроса, интересным для покупателя предложением и высокой осведомлённостью о товаре. Товар может продавать сам себя, именно так происходит в магазинах самообслуживания и с товарами первой необходимости.
Если продавец квалифицированный, то он имеет большую власть над покупателем. Каждый покупатель сталкивался с ситуацией, когда он не планировал покупать товар, просто зашёл в магазин присмотреться, а вышёл с покупкой. В этом заслуга не только и не столько товара, а работы персонала. Если покупатель после покупки доволен, то персонал заслуживает похвалы. Такой покупатель ещё вернётся в случае необходимости в этот магазин.
У каждого посетителя магазина существуют свои требования к тому, где должен находится продавец в тот момент, когда он осматривает товар. Реакция покупателя на взаимодействие с продавцом разная, кто-то из покупателей не приемлет за своей спиной надзор продавца, кто-то на надзор не реагирует, а кто-то с удовольствием вступает в беседу с продавцом. Физическая дистанция определяется отношением людей друг к другу: чем меньше дистанция, тем люди симпатичнее друг другу на профессиональном и личном уровне.
Уровень работы магазина зависит от персонала, и каждый посетитель оценивает уровень сервиса по привлекательности или непривлекательности в зависимости от того, в чём он больше нуждается, - в общении или в самообслуживании. В задачи персонала входит организация комфорта для посетителей. Ведь если покупатель испытывает дискомфорт, вряд ли у него возникнет желание совершить покупку.
На сегодняшний день покупатели достаточно хорошо осведомлены в области качества товаров по средствам доступности и разнообразия продуктов, за счет рекламы. Поэтому продавцу необходимо постоянно следить за полнотой, широтой и новизной ассортимента.
1.2 Управление ассортиментом в деятельности предприятия розничной торговли
Управление ассортиментом на предприятиях розничной торговли - это основной и один из самых сложных процессов
протекающих в коммерческой деятельности, направленный на достижение требований рациональности ассортимента. В нем очень тесно взаимоувязаны такие этапы коммерческой деятельности, как: информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, установление хозяйственных связей между партнерами, организация оптовых закупок полуфабрикатов и комплектующих, организация оптовой продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и управление товарными запасами. Поэтому процесс управления ассортиментом является центральным звеном в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности предприятия. От его результатов зависит, какой товар и в каком объеме будет предложен потребителю.
Основополагающими элементами управления являются установление требований по показателям к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента. Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение). Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателя, социально-экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды).
Возрастающая роль исследования систем управления определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций:
продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в их деятельности;
усложнением технико-организационной среды как системной совокупности методов и технических средств управления.
Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:
обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий - больше;
быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
учитывать изменение структуры издержек производства;
принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.
Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.
Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом, что требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений,
Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством и методом
управления ассортиментом.
Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Таким образом, управление ассортиментом следует понимать как комплекс функций управления, к которым на промышленном предприятии относятся: планирование; организация; контроль, направленный на изучение эффективности планирования и организации мероприятий в рамках ассортиментной политики предприятия.
Процесс управления ассортиментом товаров, как видно из вышесказанного, довольно трудоемкий и сложный. В нем находят применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который обеспечивает жизнестойкость предприятию, но и как основу повышения его конкурентоспособности. Все этапы процесса управления ассортиментом товаров необходимо проводить последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь.
Управление ассортиментом должно базироваться на определенных принципах. К ним относятся:
1. Системность, в соответствии с которой все функции управления ассортиментом должны рассматриваться во взаимосвязи;
2. Комплексность, предполагающая учет факторов, влияющих на процесс управления ассортиментом;
3. Эффективность, подразумевающая, прежде всего, экономию на пути к созданию конкурентоспособного ассортимента;
4. Гибкость и динамизм, основными требованиями которых являются оперативность в реагировании на меняющуюся конъюнктуру рынка, а также экономико-политическую обстановку в стране;
5. Научность, которая предполагает, что управленческие решения относительно ассортимента должны базироваться на объективной, полной и достоверной информации о состоянии и перспективах развития потребности, с одной стороны, и возможностях по ее удовлетворению, с другой стороны.