Анализ эффектисности труда персонала на предприятиях сферы торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обосновать и разработать предложения по повышению эффективности труда персонала в ООО «Владметаллторг».
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
Рассмотреть сущность и значение эффективности труда и определить методологическую базу для её определения;
Определить особенности оценки эффективности использования трудовых ресурсов в торговых организациях;
Дать общую характеристику организации ООО «Владметаллторг», и проанализировать ее технико-экономические показатели.
Разработать предложения по повышению эффективности труда в организации и рассчитать экономическую и социальную эффективность от предложенных мероприятий;

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты оценки эффективности труда персонала 6
1.1 Сущность и значение показателей оценки эффективности труда персонала 6
1.2 Специфика оценки эффективности труда персонала на предприятиях сферы торговли 9
1.3 Методы оценки эффективности труда персонала 11
2 Анализ экономических показателей и эффективности труда персонала ООО «Владметаллторг» 17
2.1 Общая характеристика ООО «Владметалторг» 17
2.2 Анализ эффективности труда персонала ООО «Владметаллторг» 22
3 Предложения по повышению эффективности оценки труда персонала в ООО «Владметаллторг» 27
3.1 Мероприятия по увеличению эффективности труда персонала 27
3.2 Расчёт экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий 29
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Анализ эффектисности труда персонала.docx

— 97.69 Кб (Скачать)

Чтобы дать более  полное представление дадим характеристику рабочим процессам и управленческой структуре ООО «Владметллторг». Визуально управленческая структура представлена на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Упраленческая структура ООО «Владметаллторг»

Главной задачей  руководителя ООО «Владметаллторг» является анализ ситуации на рынке. Руководитель сосредоточен на процессе ценообразования. Он собирает информацию о прайс-листах конкурентов, непосредственно контактируя с другими организациями или используя материалы которые те свободно предоставляют в интернете. Важно учитывать не только ценовую политику других форм, но и наличие ассортимента на их складах.

Ещё один важный аспект – закупка металла. Один из самых  сложных и важных процессов. Закупка  металла по большим ценам может  быть также невыгодна, как и отсутствие товара в ассортименте. Ситуация осложняется  и мировым финансовым кризисом. Цены, по которым заводы поставляют металл, то увеличиваются, то уменьшаются, и  как следствие на рынке появляется внушительный разброс цен. Сегодня, когда предложение превышает  спрос, особенно важно закупить металл по самым низким ценам.

Остальной персонал разделён на две рабочие команды:

1. Реализационная. Эта команда осуществляет реализацию  товара. Состоит из пяти человек,  которые находиться в одном  офисе с аналитической командой, и активно с ней контактирует, предоставляя информацию об уровне  продаж  и потребительском спросе. Лидером группы является старший  менеджер. Эта команда работает  с основной клиентской базой,  правда коммуникация осуществляется  только по телефону. «Владметаллторг» размещает информацию о себе в различных информационных службах газетах, где предоставляет телефоны офиса реализации. Любой из членов команды может ответить на телефонный звонок, так что изначально все в равных условиях. В фирме присутствует соревновательный элемент. Чем большую прибыть твои клиенты (у каждого работника есть своя внушительная клиентская база) принесли фирме, тем на большую премию может рассчитывать работник.

Эта команда обладает общим сервером, так что каждый работник, может мгновенно воспользоваться  информацией или результатами работы других работников. Это сильно повышает скорость коммуникации внутри коллектива.

2. Товарная. Эта  команда состоит из трёх человек  и является самоуправляемой. Находиться  за городом, на базе, где хранится  металл фирмы. На базу приходит  весь металл, который фирма заказывала  на разных металлургических комбинатах. Когда вагон приходит, необходимо  проверить наличие товара, и пометить, что это металл «Владметаллторга», ведь на базе находиться и металл конкурентов.

Эта группа работает напрямую с клиентами, которые приезжают на базу, чтобы получить металл или сразу купить и отгрузить металл. Если реализационная команда осуществляет весь безналичный расчёт, то на базе, где стоит кассовый аппарат, проводят все операции по кассе. Товарная команда имеет общий сервер с офисом во Владивостоке, так что может использовать их работу так же как если бы они были в одной комнате. В конце рабочего дня один из членов команды отвозит наличные деньги и документы в офис. На следующий день реализационная команда обработает эту информацию и подошьёт всю необходимую информацию.

Руководитель является таким же членом рабочего коллектива, с той разницей, что решает вопросы  на совершенно другом уровне. За работой  всего коллектива осуществляется непосредственный и постоянный контроль, и даже конфликты, которые возникают в процессе рабочей деятельности, обычно приходится решать самому руководителю. Контроль и точность во всем – основа философии  организации. Руководитель пользуется неоспоримым авторитетом и компетентностью, что он не раз доказывал всем работникам в организации. Он искренне пытается научить чему-то сотрудников, прилагая много усилий, к тому, чтобы сделанные  ошибки не повторялись вновь.

Нынешняя организационная  культура в корне отличается от той, что была раньше, так как сформировалась не под чётким надзором хранителей культуры, а стихийно, под воздействием общей апатии и стагнации рынка. В ней нет духа соперничества, в ней не поощряется высокая работоспособность, и данное явление скорее воспринимается, как вызов системе. Так же в  коллективе не существует тех дружеских  доверительных отношений.

Для более подробной  характеристики организации в табл. 2.1 представлены основные технико-экономические показатели.

 

Таблица 2.1 – Технико-экономические показатели ООО «Владметаллтор» за период 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011г.

Выручка (млн. р.)

160

190

126

Себестоимость (млн. р)

148,8

178,6

119,7

Чистая прибыль (млн. р)

11,2

11,4

6,3

Рентабельность продаж (%)

0,07

0,06

0,05

Фонд оплаты труда (млн. р.)

4,5

4,8

4,0

Средняя численность персонала (чел.)

14

13

11

Средняя заработная плата (руб.)

26700

30700

27700


 

Как видно из приведённых  в табл. 2.1 данных,  в 2011 году произошло  резкое падение всех технико-экономических  показателей. При этом в 2009 и 2010 годах  этих показатели были на примерно одном  и том же уровне, за исключением  увеличившейся себестоимости. Причиной такого роста затрат является инфляция, увеличение цен на металлопрокатную продукцию поставляемую металлургическими  комбинатами. Рост цен вынудил руководство  пойти на снижение объёмов закупок, что и привело к снижению себестоимости  в 2011 году ниже уровня 2009 года. При этом рентабельность продаж оставалась практически  без изменения, хоть и сохраняла  тенденцию к незначительному  снижению каждый год на 0.01 процента. Кроме того, хотелось бы отметить относительную  низкую текучесть кадров в организации. Наблюдается отток персонала из организации, но на смену им новые сотрудники не приходят.

Не смотря на тяжёлую экономическую  ситуацию на рынке и проблемы внутри организации, компания сохраняет лидирующие позиции на рынке региона. Организационный  процесс чётко налажен, а появляющиеся проблемы быстро решаются, так что  можно сделать вывод, что «Владметалторг» обладает большим потенциалом для дальнейшего развития.

 

 

2.2 Анализ эффективности труда персонала ООО «Владметаллторг»

 

ООО «Владметаллторг»  – это торговая организация, поэтому результаты деятельности работников отражаются, прежде всего, на объеме выручки. Основными действующими лицами в данной организации являются менеджеры по продажам, которые осуществляют непосредственную связь с клиентом.

Основными показателями результатов эффективности труда персонала организации являются плановые бухгалтерские отчеты, которые составляются за месяц, квартал, год. В этих отчетах можно проследить изменения прибыли и убытков за определенный период, а также выявить причину увеличения/ уменьшения прибыли. К примеру, если поднялась цена на какой-то товар, то увеличение прибыли может быть связано именно с этим, а не с качественной работой персонала. И наоборот, если никаких изменений в цене товара не было, не было специальных рекламных акций, а количество продаж увеличилось, то это свидетельствует о хорошей работе, которую проделали менеджеры по продажам.

Для всесторонней оценки эффективности  деятельности проведен анализ основных финансово-экономических показателей  деятельности, результаты представлены в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2 – Экономические показатели ООО «Владметаллторг»  за период 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011г.

Объем реализованной продукции (т.)

4730

4680

3240

Розничный товарооборот (млн. р.)

160

190

126

Темп роста розничного товарооборота

0,9

1,2

0,6

Расходы (млн. р)

148,8

178,6

119,7

Темп роста общих расходов

0,8

1,2

0,7

Прибыль (млн. р)

11,2

11,4

6,3

Прибыль (%)

7,4%

6,3%

5,1%

Темп роста прибыли

0,9

1

0,6


 

Проанализировав полученные в ходе исследования данные можно  проследить общую тенденцию к сокращению прибыли от реализации товаров. Основной причиной такого сокращения является снижение потребительского спроса на металлопрокатную продукцию. Причиной снижения спроса является низкий уровень гражданского и частного строительства не только в стране, но и с регионе. Большое количество строительных объектов ведущихся в ходе подготовки к саммиту АТЭС – лишь иллюзия такого строительства, так как материалы для этих строек поставляются по госзаказам непосредственно с металогических заводов.

Резкий рост товарооборота  на 30 млн. р. В 2010 году по сравнению с 2009 связан с большим скачком цен, а не с увеличением уровня прибыли, так как если посмотреть на общий уровень расходов, то он так же вырос на 29 млн. р., при этом объем реализованной продукции остался практически на таком же уровне. Несмотря на все эти факторы, в 2010 году «Владметаллторгу» удалось сохранить такой же уровень продаж, как в предыдущие годы, то уже в 2011 году видно резкое падение темпов роста по всем показателям.

Основной причиной резкого  падения можно назвать лишь усугубившееся  положение на рынке, а так же сохранение достаточно высокого уровня цен на металлопрокатную продукцию. В этой связи важно отметить аномально  резкое падение расходов, которые  по всей логике должны были увеличиваться, но они упали на целых 50 млн. р. Причина в снижении закупок металлопроката у металлургических комбинатов, вызванная резким снижением потребительской способности. Основной мерой принятой руководством было снижений закупок в 2011 году и продолжение этой политики в 2012 году, и распродажа накопившегося старого ассортимента.

Теперь перейдём к показателям  непосредственно характеризующих  эффективность труда работников. Объём продаж – главный и основной показатель из которого рассчитывается эффективность труда работника. Это самый простой в подсчётах и отслеживании, и фиксировании показатель является основным для любых торговых компаний. Если для других профессий вопрос эффективности может быть неочевидным (например, когда мы имеем дело со сложно поддающимися оценке показателями), то оценка уровня продаж является простым и наглядным способом оценки эффективности.

Этот метод активно  и успешно используется в ООО  «Владметаллтогр». В организации существует своего рода соревнование, на лучшего работника месяца. Чтобы мотивировать работников на данное соревнование в организации существует сдельно-прогрессивная заработная плата. Отмечу, что в данной ситуации это очень эффективный инструмент, имеющий под собой соревновательный элемент, заключающийся в том, кто больше заработает за месяц. От объёма продаж зависит заработная плата работника, поэтому каждый пытается продать как можно больше.

Рост производительности труда сам по себе не является самоцелью, важно обеспечить рост выработки  при одновременном повышении  культуры торговли.

 Основываясь на вышесказанном, для оценки эффективности труда персонала проведен анализ объёмов продаж и заработной платы работников в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3 – Показатели эффективности труда персонала за период 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Расходы на заработную плату (млн. р.)

4,5

4,8

4,0

Темп роста расходов на заработную плату

1

1,1

0,8

Средняя численность персонала

14

13

11

Средняя заработная плата (руб.)

26700

30700

27700

Темп роста заработной платы 

1,1

1,2

0,9

Объём продаж на работника (млн. р.)

11,4

14,6

10,5

Темп роста объёмов  продаж на работника

0,9

1,3

0,7

Эффективность труда по прибыли (млн. р.)

0,8

0,9

0,5

Темп роста эффек. труда по прибыли (млн р.)

1

1,1

0,5


 

Теперь сопоставим полученные в ходе исследования данных об эффективности  труда персонала и о тенденциях в изменении заработной платы.

Основной показатель на который следует обратить внимание – это темпы роста объёмов продаж, которые резко изменялся в течение отчётного периода. Если в 2009 он составлял 09, в 2010 году он резко подскочил до 1,3, а в 2011 году упал до 0,5. Такие большие колебания легко объяснить с экономической точки зрения.

Резкий рост объёмов продаж в 2010 году объясняется, всё той же инфляцией, о которой говорилось выше, так как объём реализованной  продукции остался на том же уровне, на каком он был ещё в 2009 году, говорить о реальном росте уровня продаж не приходиться, так как темп роста прибыли так резко не изменился, что и позволяет нам  сделать такой вывод.

Информация о работе Анализ эффектисности труда персонала на предприятиях сферы торговли