Адаптация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

Оглавление

1. Введение
2. Теоретические основы управления адаптацией персонала
Сущность адаптации
2.2. Цели адаптации
2.3. Особенности управления адаптацией
2.4. Классификация адаптации
3. Система управления адаптацией персонала
3.1. Понятия и сущность системы адаптации персонала
3.2. Факторы и процесс адаптации персонала
3.3. Виды адаптации сотрудников организации
3.4. Направление деятельности и организационные решения процесса адаптации персонала
3.5. Заключающая ступень работы по адаптации персонала

4.Отчет о практике
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и  значительной степени обусловливается  его включением в межличностные отношения с коллегами.

     Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается  процесс адаптации, он характеризуется  постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и  переходом к стабильной работе. Как  правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Такой адаптационный период способен принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

     Результаты  адаптации молодого специалиста отражаются на показателях работы всей организации в виде потерь рабочего времени, дополнительных издержек, связанных с переквалификацией и др.

     Комплексный подход к организации работы с  молодыми специалистами, а также  планирование ее на перспективу являются основой успешной их адаптации.

     Для молодого специалиста в период адаптации  большую опасность представляет некомпетентный первый руководитель, безразличный к его нуждам вместо помощи.

     Процесс адаптации молодых специалистов состоит из этапов:

     Первый этап. Служба управления персоналом информирует о коллективе в целом, о будущей работе. Более подробные сведения он получает от руководителя подразделения.

     Второй  этап. Расширяется круг знакомых, выбранных  по общности интересов, с которыми устанавливаются нормальные деловые взаимоотношения.

     Третий  этап. Молодой специалист быстро улавливает общее настроение, сам настроен благожелательно  по отношению к коллективу.

     Четвертый этап. Молодой специалист принимает  участие в общественной жизни, нововведениях, предлагает новые идеи.

     Пятый этап. Все успехи и неудачи коллектива воспринимает как личные. Часто выступает  на собраниях коллектива, где отстаивает свою точку зрения. С его мнением  начинают считаться.

     Шестой  этап. Демонстрирует хорошую работу по специальности.

     Процесс адаптации можно считать завершенным.

     Если  адаптация проходит успешно, то достигается  стабилизация коллектива.

      3.3. Виды адаптации сотрудников организации

    Профессиональная  ориентация и адаптация выступают  важным составным элементом системы  подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.

Профессиональная  адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в  стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения  опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

     Сложность профессиональной адаптации зависит  от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

     В процессе психофизиологической адаптации  происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное  психофизиологическое воздействие  на работника во время труда.

     К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень  монотонности труда, санитарно –  гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).

     В процессе социально-психологической  адаптации происходит включение  работника в систему взаимоотношений  коллектива с его традициями, нормами  жизни, ценностными ориентациями.

     Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой – либо формальной группой.

     В процессе организационно – административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера).

     Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

     В процессе санитарно – гигиенической  адаптации работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившейся в организации условиях производства, придерживаясь гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономической безопасности окружающей среды.

     Несмотря  на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс  управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.

     3.4. Направление деятельности и организационные решения процесса адаптации персонала.

     К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:

  • организация семинаров, курсов и  по различным вопросам адаптации;
  • проведение индивидуальных бесед с новым сотрудником;
  • интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;
  • специальные курсы подготовки наставников;
  • использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;
  • выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
  • выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);
  • подготовка замены кадров при их ротации;
  • проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитии групповой динамики.

     Руководитель  осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные  и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации».

     Непосредственно процесс адаптации также значительно  облегчается участием в нем руководителя. В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с  работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.

     Руководителю  целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором — оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем — смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.

     Со  всеми этими выводами сложно не согласиться, так как в современных российских условиях, когда большая часть  организаций не может себе позволить  не то что организовать отдельное  подразделение, выполняющее исключительно функции адаптации персонала, а даже нормально функционирующий кадровый отдел, который бы состоял из квалифицированных сотрудников, в этих условиях на плечи непосредственных руководителей ложиться гораздо больше функций.

     Адаптация работников является логическим продолжением процедуры отбора персонала.

     Поэтому для каждого вновь принятого  на работу целесообразно составлять индивидуальный план адаптации, который  в зависимости от должности, личностных свойств работника включает проведение различных мероприятий.

     Одной из основных форм адаптации работника  является наставничество. В качестве наставников могут выступать  как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет  в организации и положительно зарекомендовавшие себя.

     Другой  формой адаптации является метод  постепенного усложнения заданий, выполняемых  новым работником, который сочетают с контролем и конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий.

     В ходе адаптации новым сотрудником целесообразно давать разовые общественные поручения по организации работы органа управления, например, производственного совещания, совета директоров.

     Следующий этап технологической схемы процесса адаптации – контроль, который  осуществляет непосредственный руководитель нового сотрудника. В результате контроля процесса адаптации выявляются проблемы, возникающие у новых работников.

     На  стадии проведения корректирующих мероприятий  устраняются факторы, мешающие закреплению  новичка в коллективе.

     Оценка  работника проводится по завершении адаптационного периода. Результаты адаптации  отражаются в характеристике, которую  пишет непосредственный руководитель. Все документы отражающие ход  адаптационного периода (план адаптации, учетные формы, характеристика) хранятся в личном деле работника.

     Адаптационные программы работников разных категорий  будут иметь различия. Для должностей разного уровня уместно создание отдельных программ, учитывающих  следующие факторы: содержание работы; статус и уровень ответственности; разное рабочее окружение; личностные особенности сотрудника.

     Участниками процесса адаптации являются новый  работник и сама организация, так  как адаптация - это взаимное приспособление работника и организации.

     В течение всего адаптационного периода  руководитель должен неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.

     Периодически (не менее двух раз в первый месяц  и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам.

     В случае увольнения сотрудника во время  адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение  двух недель в службу по персоналу  для собеседования.

     Успешность  адаптации зависит от характеристик  производственной среды и самого работника. Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание.

     3.5. Заключающая ступень  работы по адаптации  персонала

     Адаптация работника на производстве, эффективное  управление этим процессом требуют большой организационной работы, поэтому на многих предприятиях страны создаются службы адаптации кадров.

     Службы  адаптации работника могут выступать  как самостоятельные структурные  подразделения (отдел, лаборатория) или  же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур.

Информация о работе Адаптация персонала