Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:57, курсовая работа
Как показывает правоприменительная практика, именно неразработанность вопросов, касающихся определения понятия и сущности доменного имени как в России, так и за рубежом, не позволяет в полной мере обеспечить судебную защиту их правообладателям, если речь идет о конфликтах вокруг широко известных фирменных наименований, товарных знаков и других средств индивидуализации.
На практике предпочитают выкупать доменные имена, чем обращаться за судебной защитой своих прав.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Доменные имена как объект интеллектуальной собственности…………………………………………………………………5
Доменные имена как средства индивидуализации……………………………………………………………13
Порядок рассмотрения споров о доменных именах………………………………………………………………………...16
Практика рассмотрения судами дел, связанных с использованием доменных имен……………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………38
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБУ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра международного и частного предпринимательского права
Курсовая работа
На тему: «Защита доменного имени: законодательство и судебная практика»
Выполнил:
Студент магистратуры
Проверил:
Краснодар – 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………38
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня информатизации общества, в том числе, посредством сети «Интернет», придает особую актуальность и важность проблеме определения понятия доменного имени, осуществление прав, приобретаемых на него, и правовому обеспечению отношений, возникающих по поводу доменных имен, в предпринимательской деятельности.
Использование сети Интернет невозможно без использования доменных имен. Роль доменных имен в сети Интернет огромна; между тем ни в теории, ни на практике многие вопросы, касающиеся прав на доменные имена, не имеют ответа. Объясняется это не только новизной объекта, но и трансграничностью сети Интернет. Последнее определяет проблему применимого законодательства - различные государства стремятся применять национальные правовые нормы к отношениям, связанным с использованием доменных имен.
Специфика правоотношений, возникающих в сети «Интернет», позволяет выделить доменные имена, как объекты гражданского права, на правомерное использование которых необходимо приобретать права. В настоящее время в рамках гражданского права существуют многоаспектность понимания и различные точки зрения, относительно понятия доменного имени и характеристики прав, приобретаемых на такие объекты, которые в некоторых случаях являются взаимоисключающими.
В российском законодательстве правовая природа доменного имени не определена, отсутствует также законодательное регулирование отношений, возникающих по поводу доменных имен. Вместе с тем такие отношения в предпринимательской деятельности приобрели тенденцию к возрастанию, что подтверждается спорами, возникающими в связи с использованием доменных имен в практической деловой жизни, требующими защиты в судебном порядке.
В связи с
законодательным
Как показывает правоприменительная практика, именно неразработанность вопросов, касающихся определения понятия и сущности доменного имени как в России, так и за рубежом, не позволяет в полной мере обеспечить судебную защиту их правообладателям, если речь идет о конфликтах вокруг широко известных фирменных наименований, товарных знаков и других средств индивидуализации.
На практике предпочитают выкупать доменные имена, чем обращаться за судебной защитой своих прав. Причина тому - отсутствие в гражданском праве теоретических положений о правовом регулировании отношений, возникающих по поводу доменных имен, а также законодательства о доменных именах.
За последние годы российские суды и правоведы сформировали относительно четкое мнение о том, что доменное имя представляет собой объект интеллектуальной собственности. Ряд правоведов указывает на то, что доменное имя подлежит защите, так как представляет собой такой объект интеллектуальной собственности, как средство индивидуализации. «Таким образом, домен – это одно из средств индивидуализации. Не имея специального законодательства в этой сфере, применение аналогии на основе законодательства о товарных знаках можно признать допустимым». Истцы, обращаясь в суд, также стремятся доказать, что доменное имя ответчика является средством индивидуализации и нарушает их права на товарный знак либо фирменное наименование.
Однако подобный взгляд на доменное имя формально противоречит действующему законодательству и не соответствует природе доменного имени. Как будто в подтверждение этого, отечественный законодатель и не торопится воплощать относительно единообразно сформировавшуюся судебную практику в нормативный акт.
Взгляд на доменное имя как на средство индивидуализации противоречит законодательству и природе доменных имен по следующим основаниям:
1. Доменное
имя не является
2. Товарный знак
индивидуализирует товар, а не
интернет-сайт. Одним из случаев
такого неправомерного
3. Доменное имя
будет совпадать с фирменным
наименованием только при указа
В то же время, несмотря на то, что традиционные, распространенные в публикациях и юридической практике, случаи защиты доменных имен от их «незаконных владельцев» (через товарные знаки, фирменные наименования, иные средства индивидуализации), как было установлено, являются некорректными, защитить доменное имя от его незаконного использования третьими лицами возможно6. Способом охраны доменного имени в определенных случаях является его охрана посредством авторского права. Представляется, что именно данный способ защиты доменных имен призван изменить складывающуюся некорректную правоприменительную практику и восстановить их охрану на законных основаниях.
Доменное имя представляет собой совокупность букв – определенное слово. Соответственно, в случае, если данная совокупность букв стала результатом творческой деятельности ее автора, то ничто не мешает защищать ее как литературное произведение нормами авторского права.
Таким образом, автор слова при надлежащем доказательстве своего авторства может запрещать третьим лицам использовать данное слово в доменных именах без его согласия. При этом, по всей видимости, третьи лица не смогут ссылаться на то, что они используют слово-произведение в личных целях, поскольку идентификация интернет-страницы третьими лицами является целью общественной, а не личной.
Понятно, что
через авторское право
Взгляд на доменное имя как на объект авторского права в полной мере соответствует современному российскому законодательству. В отличие от взглядов на доменное имя как на результат использования товарного знака либо фирменного наименования, которые, тем не менее, используются судами в их решениях. Однако, если в первоначальный период рассмотрения интернет-споров, когда суды еще плохо представляли себе специфику виртуального пространства и применяли любые средства защиты, защита доменных имен через права истцов на товарные знаки и фирменные наименование была оправдана, то сегодня, а главное завтра, подобное вряд ли должно считаться допустимым. Охрана прав на доменное имя должна строиться на буквальном понимании законодательства (а не на правоприменении «по справедливости») и осуществлении защиты с помощью авторского права.
В целях влияния на процесс формирования судебной практики в области охраны доменных имен необходимо: истцам – при обращении в суд ссылаться именно на их авторское право на доменное имя – литературное произведение, а ответчикам – в случае защиты истцами своих прав на доменное имя через право на средства индивидуализации – попытаться показать суду ошибочность подобных способов защиты.
Однако существует и иная точка зрения на правовое положение доменного имени.
Коммерциализация Интернета вызвала к жизни новую категорию споров о правах на то или иное доменное имя. Далеко не все юристы признают в доменном имени объект исключительных прав, считая его необоротным объектом, так как действующее законодательство не знает самого термина "доменное имя". Однако с таким подходом невозможно согласится, так как Гражданский кодекс РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе из действий лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают права и обязанности.7 В свою очередь, правоведы, которые усматривают в доменном имени объект интеллектуальной собственности, придерживаются различных мнений относительно статуса доменного имени как объекта интеллектуальной собственности. Большинство таких специалистов считают доменное имя товарным знаком, используемым в Интернете. Однако такой подход полон противоречий и, скорее всего, вызван тем, что для большинства юристов именно товарный знак является наиболее известным средством коммерческой идентификации.
Доменное имя следует признать разновидностью такого вида интеллектуальной собственности как "коммерческое обозначение" (denominations commerciales). Коммерческое обозначение до недавнего времени было известно в России только из Конвенции об учреждении ВОИС8. Вторая часть ГК РФ связала коммерческое обозначение (КО) с договором коммерческой концессии (франчайзингом). Между тем, КО индивидуализирует внешнее проявление любого предприятия как объекта права. Для гражданского оборота индивидуализация деятельности лица необходима вне зависимости от того, в off-line или on-line-режиме такая деятельность ведется.
Доменные имена
не является исключением в ряду неопределенных
законодателем видов
Сторонники признания доменных имен товарными знаками допускают весьма существенную ошибку, смешивая понятия "товарный знак" и "словесное обозначение". Одного факта, что доменное имя является словом, недостаточно для признания тождественности указанных терминов.
Существенным отличием доменных имен от товарных знаков является характер используемых обозначений. Кроме словесных знаков (их большинство) существуют изобразительные, звуковые и объемные. Для доменного имени может использоваться практически любое слово, в то время как к товарным знакам предъявляются жесткие требования. Могут благополучно существовать доменные имена типа MAIL.RU, но не может быть зарегистрирован товарный знак "MAIL" для услуг связи.
Информация о работе Защита доменного имени: законодательство и судебная практика