Защита доменного имени: законодательство и судебная практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Как показывает правоприменительная практика, именно неразработанность вопросов, касающихся определения понятия и сущности доменного имени как в России, так и за рубежом, не позволяет в полной мере обеспечить судебную защиту их правообладателям, если речь идет о конфликтах вокруг широко известных фирменных наименований, товарных знаков и других средств индивидуализации.
На практике предпочитают выкупать доменные имена, чем обращаться за судебной защитой своих прав.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Доменные имена как объект интеллектуальной собственности…………………………………………………………………5
Доменные имена как средства индивидуализации……………………………………………………………13
Порядок рассмотрения споров о доменных именах………………………………………………………………………...16
Практика рассмотрения судами дел, связанных с использованием доменных имен……………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая по мчп магистр!.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Более того, товарный знак является обозначением, используемым для обозначения определенных товаров  или услуг. Использование товарного  знака это применение обозначения  не самого по себе, а для сопровождения  коммерческого оборота товаров (услуг), в отношении которых зарегистрирован такой знак.

Все вышеизложенное не отрицает существования определенной связи между товарными знаками  и доменными именами и определенных совпадений "в одном лице" доменного  имени и товарного знака. Одним  из основных принципов законодательства о товарных знаках является запрет на введение потребителей в заблуждение относительно происхождения товаров, услуг и лица, ведущего хозяйственную деятельность. Заметим, что наиболее вероятна опасность такого введения в заблуждение в отношении общеизвестных товарных знаков.

С учетом вышесказанного, возможно отметить несколько ключевых моментов для разрешения конфликтов по доменным именам:

1.Основным критерием  при рассмотрении споров должен  быть критерий добросовестности. Единые Правила Рассмотрения Споров о Доменных Именах ICANN и практика Центра посредничества и арбитража при ВОИС используют этот критерий в качестве основного. Наличие регистрации товарного знака не может создавать презумпции приоритета прав, хотя может свидетельствовать о добросовестности владельца доменного имени.

2.В случае  конфликта между доменным именем  и товарным знаком приоритет  должен иметь общеизвестный товарный  знак (ст. 6 bis Парижской конвенции  по охране промышленной собственности9; ст. 16 Соглашения TRIPS). Общеизвестность знака может быть установлена в административном (Высшая патентная палата) или судебном (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение) порядке.

3.Доменное имя  может рассматриваться как аналог  имени лица, ведущего деятельность  в Интернет. В связи с этим возникает необходимость применения по аналогии ст. 19 ГК "Имя гражданина", согласно которой "приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается".

4.В случае  существования договорных отношений  типа агентских между владельцем обозначения и киберсквоттером возможно применение по аналогии статьи 6 septies Парижской Конвенции, регулирующей отношения владельца знака и его агента в части регистрации или использования знака последним.

5.Необходимо  проводить разработку и регистрацию товарного знака на основе доменного имени компании. Такой знак и доменное имя должны использоваться в коммерческой деятельности одновременно.

При соотношении  прав на доменное имя и прав на товарный знак и иные обозначения необходимо исследовать в каждом конкретном случае, возможно ли использование спорного доменного без нарушения прав на средства индивидуализации и каким будет использование доменного имени, если оно сохранится за ответчиком – владельцем доменного имени. Это позволит принять справедливые меры по пресечению и предотвращению нарушений в дальнейшем, не нарушая прав собственности владельца доменного имени на доменное имя.

 

 

 

 

 

 

    1. Доменные имена как средства индивидуализации

Одним из средств  индивидуализации, как физических лиц, так и хозяйствующих субъектов в сети Интернет выступают доменные имена (домены). Забегая вперед, отметим, что в настоящее время доменное имя может выступать объектом гражданско-правовых сделок: продаваться, сдаваться в аренду, выступать, например, вкладом в учредительный капитал общества и т.д.

Следует констатировать фактическое отсутствие специальных  законодательных актов направленных на правовой статус доменных имен, вследствие чего, к порядку их регистрации  и оборота применимы общие  нормы действующего законодательства РФ, кроме того, порядок регистрации доменного имени (получение прав на доменное имя) регулируются регламентами регистрации доменных имен издаваемых регистрирующими организациями. Исследователи, характеризуя основы регулирования доменов (доменных имен) называют такие правила (регламенты) «сложившимися обыкновениями»10.

Основы правового  поля функционирования системы "доменных имен" формируются рядом национальных и международных организаций. Таковыми являются:

- Корпорация  по распределению адресного пространства сети Интернет (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN);

- Всемирная  Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

Названными  органами разрабатываются основные принципы регистрации доменных имен (например, понятия, механизмы разрешения споров).

Не останавливаясь подробно на технических аспектах функционирования доменов, заметим лишь, что домены бывают «верхнего уровня» (например ru), второго уровня (например, legem.ru) и  т.д. Предметом нашего дальнейшего  исследования являются домены второго уровня.

Обратимся к  понятию домена (доменного имени). Как закреплено в Регламенте регистрации доменов11 (п.1), домен – «область пространства иерархических имен сети Интернет, которая обозначается уникальным доменным именем, обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется Администратором домена. Для каждого зарегистрированного доменного имени определен единственный Администратор».

Эксперты предлагают следующее определение домена (доменного  имени) – это «условное обозначение, служащее для индивидуализации информационных ресурсов, принадлежащих физическим или юридическим лицам в российской доменной зоне «ru» международной компьютерной сети Интернет»12.

Итак, домен (доменное имя) – средство индивидуализации в  виде латинских символов и цифр (например, 1st.ru), имеющее принадлежность к какой-либо зоне (ru, com, tv и т.д.); адрес Интернет-представительства в сети Интернет.

Регистрация доменного  имени - занесение Регистратором  в Реестр на основании заявки Заявителя  информации о доменном имени и его Администраторе. Доменное имя считается зарегистрированным с момента занесения в Реестр информации о нем (п.1 Регламента). С момента такой регистрации и внесения в реестр, Администратор домена, вправе распоряжаться доменом.

Выбирая домен, физические лица и хозяйствующие  субъекты стремятся найти и занять слово (словосочетание и набор цифр), которое соответствует названию организации, товара или направления  деятельности, а также легко читается и запоминается. Уникальность доменов (доменных имен) предполагает ценность запоминающихся доменных имен (например, bank.ru).

В результате, со временем, одни субъекты успевают «занять» запоминающиеся домены, зачастую содержащие фирменное наименование или наименование товара, к которому не имеют прямого отношения. При этом такое «занятие» домена может быть совершено в добросовестных целях, например, юридических лицо с названием «Агава» зарегистрировало соответствующее доменное имя agava.ru, однако юридических лиц с одноименным наименованием в Российской Федерации зарегистрировано несколько десятков. Возможно «занятие» доменного имени и для последующего выставления на продажу заинтересованным лицам, имеющим интерес в таком доменном имени в виду идентичности его с фирменным наименованием или наименованием предлагаемых товаров, услуг. Так, например, юридическое или физическое лицо, увидев финансовый рост одной из компаний, которая еще не зарегистрировала доменное имя с фирменным наименованием, занимает его и предлагает для покупки.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Порядок рассмотрения споров о доменных именах

В настоящее  время споры по доменным именам зоны RU в Российской Федерации разбираются  в судебном порядке, между тем  международная практика идет по пути внесудебного рассмотрения такого рода споров (фактически – в третейских судах).

Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности была разработана  и в 1999г. принята Корпорацией по распределению адресного пространства сети Интернет система актов, устанавливающих  процедуру международного разбирательства  споров в отношении прав на использование доменных имен, базисными из которых являются:

- Единообразная методика  рассмотрения споров о доменных  именах (дата принятия 26 августа  1999 года, вступление в силу 24 октября 1999 года)13;

- Правила для  Единообразной методики рассмотрения споров о доменных именах14.

Необходимо  подчеркнуть, что это система внесудебного урегулирования споров. Используя эту систему, сформированные в рамках специальных Арбитражных центров комиссии выносят решения по спору владельца товарного знака и обладателя сходного доменного имени. Легитимность решений обеспечивается стандартной оговоркой в договоре о регистрации доменного имени, в соответствии с которой владелец доменного имени дает согласие на подобного рода рассмотрение15.

Не останавливаясь на процедуре рассмотрения споров, заметим лишь, что в настоящее время аккредитовано несколько центров, уполномоченных рассматривать споры о доменах. Основные из них: Арбитражный и Посреднический Центр Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (World Intellectual Property Organization Arbitration and Mediation Center) и Национальный Арбитражный Форум (National Arbitration Forum).

Рассмотрение  споров между российскими субъектами в рамках данных организаций –  неудобно в виду удаленности арбитражных  центров, кроме всего прочего связано с существенными затратами. В юридической литературе звучат рациональные предложения о создании подобных внесудебных органов, которые бы рассматривали споры между владельцами (администраторами) доменных имен прав и правообладателями на идентичных или сходных до степени смешения товарных знаков и/или знаков обслуживания16.

Права добропорядочного приобретателя охраняются законом, и нет необходимости по совершению каких-либо специальных (в том числе  и технических, программных и  иных) действий по защите доменного имени.

Каждый администратор  доменного имени должен помнить, что домен имеет регистрационный  срок (срок использования), а значит лицо – администратор, должно этот срок продлять, внося соответствующую  плату.

Любой «захват» доменного имени в течение такого регистрационного срока (если допустить такую техническую возможность) будет означать нарушение закона, а значит, нарушитель будет привлечен к уголовной ответственности, а доменное имя будет возвращено его законному владельцу17.

В настоящее  время регистраторы доменных имен предоставляют  посреднические услуги по продаже доменных имен, осуществляя гарантии по перерегистрации  доменного имени только после  передачи денежных средств за него; выступают гарантом «корректности  сделки».

Совершенно другой вопрос – защита интересов владельцев популярного доменного имени от незаконного использования доменов-клонов (схожих по написанию, звучанию, например, Yandex.ru и Jandex.ru, Yandeks.ru). Однако возможно и вполне законное использование доменов-клонов. Использование доменных имен «близких» по написанию к популярным и коммерчески успешным сайтам, например, google.ru, скажем, таких как gogle.ru, gougle.ru - не будет являться нарушением прав (смешением с товарным знаком google.ru) в том случае если таковые используются в отношении неоднородных товаров и услуг (аналогичный пример из практики: Yandex.ru против Jandex.ru).

Безусловно, что  такое правило будет провоцировать  «захват» доменных имен близких по написанию (звучанию) к популярным Интернет-проектам.

Представляется, что в недалеком будущем практика использования таких доменных имен будет скорректирована.

В настоящее  время компания или физическое лицо может пойти на защиту своих интересов  следующим образом. Зарегистрировав  доменное имя, например, eurokaskad.ru зарегистрировать и evrokaskad.ru тем самым, исключив возможность создания доменов-клонов. Данное правило нельзя использовать как «истинное правило», так как невозможно зарегистрировать домены в зонах .com, org и т.д. или же это будет связано с существенными затратами.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Практика рассмотрения судами дел, связанных с использованием доменных имен.

 

1. Закон  не запрещает использование сходного  до степени смешения с товарным  знаком доменного имени в отношении  неоднородных товаров и услуг  (Yandex.ru VS Jandex.ru)

(Постановление Федерального  арбитражного суда Московского  округа от 31 мая 2004 г. N КГ-А40/4075-04-П)

 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Яндекс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Юмакс+" о запрещении ответчику использовать товарный знак "Jandex" в доменном имени Jandex.ru.

 

Третьим лицом  в исковом заявлении привлечен  Российский научно-исследовательский  институт развития общественных сетей (РосНИИРОС).

Исковые требования мотивированы тем, что истец является владельцем товарного знака "Jandex" в отношении товаров (услуг) 09, 35, 38, 41, 42 классов, что подтверждается свидетельством на товарный знак N 208835, выданным Российским агентством по патентам и товарным знакам; ответчиком зарегистрирован на свое имя домен второго уровня Jandex.ru, содержащий в своем наименовании обозначение, идентичное с товарным знаком истца; истец не давал согласия ответчику на использование своего товарного знака в доменном имени; ответчик, используя охраняемый в Российской Федерации товарный знак истца в своем доменном имени без разрешения истца, нарушает исключительное право последнего пользоваться товарным знаком; ответчику отказано в регистрации товарного знака Jandex в отношении товаров (услуг) 14, 24, 25, 26, 28 классов; ответчик не использует домен Jandex.ru для создания собственного сайта и размещения на нем информации; при наборе в адресной строке Jandex.ru происходит немедленная переадресация на другой информационный ресурс.

Информация о работе Защита доменного имени: законодательство и судебная практика