Судебная практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть теоретическое содержание и практические проблемы правоприменения. Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. Рассмотреть различные подходы к трактовке понятия «применение права».
2. Раскрыть основные принципы правоприменительной деятельности.
3. Выделить стадии применения права.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общие положения применения права……………………………….5
1.1 Понятие применения права ……………………………………………….5
1.2 Особенности правоприменительной деятельности……………………...6
1.3 Стадии правоприменения………………………………………………...10
1.4 Акты применения права и их виды……………………………………...15
Глава 2 Судебная практика………………………………………………..…19
Заключение………………………………………………………………………
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

К.doc

— 116.00 Кб (Скачать)


25

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Общие положения применения права……………………………….5

1.1 Понятие применения права ……………………………………………….5

1.2 Особенности правоприменительной деятельности……………………...6

1.3 Стадии правоприменения………………………………………………...10

1.4 Акты применения права и их виды……………………………………...15

Глава 2 Судебная практика………………………………………………..…19

Заключение………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими права и обязанности по своему характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства (судом, административным органом и т.п.) властного индивидуального акта, предписания индивидуального характера, касающегося конкретного лица (приговор, решение суда, акт регистрации брака). Такая деятельность органов государства называется применением права. Экономические, политические и социальные изменения в современном обществе актуализируют вопросы воплощения нормативных правовых предписаний в жизнь. Учитывая возросшую гражданско-правовую активность граждан, желание наиболее полно использовать свои права и обязанности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, вопрос об эффективном применении норм права становится исключительно важным направлением, как научных исследований, так и практики.

Актуальность темы определяется тем, что, применяя норму права, уполномоченные на это органы государства, включаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют властную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата.

Целью данной работы является рассмотреть теоретическое содержание и практические проблемы правоприменения. Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. Рассмотреть различные подходы к трактовке понятия «применение права».

2. Раскрыть основные принципы правоприменительной деятельности.

3. Выделить стадии применения права.

Объектом курсовой работы является правоприменение как особой формы реализации права, которая рассматривается в виде сложного комплексного социально-правового явления.

Предметом является действующее законодательство, комментарии к нормативно-правовым актам, учебная и монографическая литература, судебная практика. Проделанная работа велась по следующим этапам: составление плана, поиск источников информации и их анализ, выявление необходимых особенностей. Практическое применение состоит из введения, трёх пунктов, заключения и списка литературы. В условиях строгой законности применение норм права является единственным каналом осуществления государственного принуждения, что само по себе говорит о его важности. В условиях же процесса построения правового государства, что мы можем наблюдать сейчас в нашей стране, эта деятельность приобретает еще большую значимость. Для более эффективного применения норм права должностное лицо уполномоченного на это органа должно представлять себе причины, при которых возникает необходимость в правоприменении, знать стадии процесса правоприменения и уметь подвести весь процесс к его логическому завершению – вынесению акта применения права. При написании данной курсовой работы были использованы общенаучные и специфические для юридической науки методы: методы индукции, дедукции, анализ и синтез, сравнительно-правовой подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения применения права.

1.1 Понятие применения права.

В юридической литературе сложилось множество в той или иной мере различающихся между собой определений понятия «применение права». Нередко оно трактуется как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности[1]. Иногда применение права определяется как «властная деятельность» органов государства или иных органов по уполномочию государства,  которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества. Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона[2]. Л.А. Морозова трактует данное определение следующий образом: «правоприменение» определяется как осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Иногда правоприменение определяется в литературе как форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов[3]. В юридической доктрине применение норм права понимается как властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел[4].

 

1.2 Особенности правоприменительной деятельности.

1. Правоприменительная деятельность ( в отличии от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права – физические и юридические лица) может осуществляться уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России ( и других стран) то могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению ( с санкции) государства. Граждане (или подданные в настоящее время в конституционных монархиях), не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью заниматься не могут. Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учёными раньше. Применение права, писал, например, Г.Ф. Шершеневич, есть не что иное, как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права». Исходя из этого делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указаниями права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме



25

 

права»[5]. Однако даже при таком весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же агенты государственной власти, которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них – суды, в деятельности которых с наибольшей яркостью раскрывается процесс применения права»[6].

2. Правоприменение – один из важнейших видов государственной деятель ности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами  государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение. Применение права как государственно-властное деяние всегда осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Под оперативно – исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приёме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. Под правоохранительной формой деятельности имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к  правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем.[7] Необходимость правоприментиельной деятельности возникает, таким образом, всегда, когда невозможно осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей без использования государственно-властных полномочий.

3. Применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке. Существует определённая процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова. У судебных органов, рассматривающих гражданские и уголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, она всегда высокая. Порядок деятельности этих органов  регламентируется нормами соответствующих гражданско-процессуальной отраслей права. Степень регламентации правоприменительной деятельности других государственных органов, например административных, и должностных лиц всегда намного ниже, чем у судебных и следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий и учреждений  в России, занимающихся вопросами прима и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице и другими вопросами правоприменения.

4. Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определёнными общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности применяемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

Принцип законности понимается как строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц по закону в процессе правоприменительной деятельности. Применение норм права, писал в связи с этим Г.Ф.Шершеневич, «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях», есть тот принцип законности, который составляет условие правового порядка.[8]

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества. Разумеется, нельзя не считаться с тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал ещ Г.Ф. Шершеневич ( и другие  юристы дореволюционной России), «отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов» и что применение норм права «агентами власти, судебной и административной», с точки зрения социальной справедливости «ещё более наклоняет действие законов в этом направлении», выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господствующих слоев.[9]

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учёт конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности  означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены. Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.

5. Правоприменительный процесс осуществляется в определённой последовательности. Наиболее типичными признаются следующие:

а) установление и исследование фактических обстоятельств дела;

б) выбор и анализ нормы права с точки зрения её подлинности, законности, действия её во времени, в пространстве и по кругу лиц.

в) анализ содержания нормы права и принятия решения (издания индивидуального акта)

г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

 

1.3 Стадии правоприменения.

 

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий.

В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) формирование юридической основы дела;

3) решение дела.

В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта. Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.[10]  Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы. В юридической науке и практике они нередко называются главным фактом (или фактом подлежащим доказыванию). Это, например факт убийства, совершенное гражданином. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства - данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания. Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например, не допустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора. Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществления реконструкции обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права. Эта стадия правоприменения имеет большое значение именно в силу того, что она является предварительной стадией. Например, если в расследовании уголовного дела сразу не были выявлены все факты и события, имеющие отношение к возникновению и развитию правонарушения, то по прошествии времени это будет сделать гораздо сложнее. Чем больше фактов, относящихся к делу, будет выявлено и закреплено на первом этапе, тем легче будет реализовать следующие этапы правоприменения.

Информация о работе Судебная практика