Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Международное право".

Файлы: 1 файл

мпп шп.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

 

43. Классификация международных правонарушений государств.

Три группы взависимости от от степени опасности, масштабов правонарушения и последствий: 1. международные преступления – особо опасное межд.правонарушение посягающее на жизненно важные интересы гос-ств и наций, подрывающие основы их существования, принциаы МП, представляющие угрозу миру и безопасности всего чел-ства (агрессия, геноцид, папреид, колониализм, военные преступления) Так как такие преступления затрагивают практически все межд.сообщество, гос-тва в соответствии с Уставом ООН вправе принимать коллективные меры по их пресечению. 2 Уголовное преступление межд.характера – деяние, имеющее межд.-общественную опасность, посягающее на интересы гос-ств (межд.терроризм, взятие заложников, угон воздушных судов, незаконное производство наркотиков, нападения на диплом.представительства – гос-тво могло или должно было пресечь такие преступления, вот почему за эти преступления совершенные физ.лицами гос-тво может нести материальную или полит-кую ответственность). 3 Другие межд.правонарушения (деликты) - противоправные действия наносящие ущерб отдельному гос-тву или ограниченному кругу субъектов МП (отношения возникают между гос-вом правонарушителем и пострадавшим: бездействие гос.органов не пресекающих противоправную деятельность против диплом.представительств (битье стекл, срыв гос.флага; нарушение торговых обязательств и др.

 

40.Международно-правовой режим Аркитики и Антарктики Статус Аркити формировался под воздействие факторов: удавленность от центров цивилазации и неблагоприятных для жизнедеятельности климат.условий, что затрудняло проникновение гражд.судов и др.объектов под флагом несопредельных к Акртике гос-тв. Сейчас все известные сухопутные образования в Арктике подчинены власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым океаном (РФ, Дания, Канада, Норвегия США – разбиты на 5 секторов). Юр.статус морских пространств Арктики в целоа определяется принципами и нормами МП, относящимися к Мировому океану и закреплен в Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны для мор.внтур.вод приполярных стра статус исторических вод (к ним относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную ширину тер.моря – 24 мор.мили (РФ,Канада, Норвегия). Особыми правами наделены МП прибрежные гос-ва в области управления различными видами морепользования (предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения окр.среды с судов (ст.234 Конвенции 1982)). Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Мтатус регламентируется Правилами СССР69 портов открыты для захода иностр.грузовых судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских водах, тер-ном море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы – Постановление министров СССр 1990). Не допускается плаванье судов не имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти владельца судна за ущерб от загразнения морской среды) Решения по всем вопросам касающихся «пути» в компитенции спец.гос.органа – Администрации Северного морского пути Антарктика - тер-рия земного шара, расположенная вокруг южного полюса и состоит из ненаселенного материка Антарктиды, прилегающих к нему островов, части южного моря (Инд., Атлант., Тихий.,) Правовое положение базируется на положениях договора об Антарктике 1959, принятого по результатам Вашингтонской конференции (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Н.Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский союз, Франция ит.д.) Договор установил прав.статус Антарктики как террит.пространства, октрытое для бесприпятственного использования любым гос-вом и явл. ничьей тер-рией. Прниципы деят-ти в этом районе: испльзование Антарктики только в мирных целях (запрет зосдания воен.баз, проведение воен.маневров, испытаний оружия); свобода научных исследований и межд.сотрудничества в этой сфере; обеспечение эко безопасности в этом районе (запрет ядерных взрывов, сброса радиоактив.оружия). Др. источники: Конвенция 1950 «О живых ресурсах Антарктики»; Конвенция 1988 по регулирвоанию освоения минеральных ресурсов Антарктики; Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике подписаный в Мадриде 1991 (Объявление Антарктики природным заповедником, предназнач. для мира и науки).

 

49 Понятие, предмет и источники права вооруженных конфликтов.

МП в период вооруженных конфликтов – совокупность договорых и обычних нрм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами МП по поводу начала и последствий войны. Межд.вооруженный конфликт – вооруженная борьба между гос-вами, между национально-освободительным движением и колонизатором, между оккупантом и населением оккупированной территории. Вооруженные конфликты немежд.характера – это вооруженные столкновения между правит-ными войсками и организованными антиправит-ными военными формированиями на тер-рии одного гос-тва. Стороны конфликта должны соблюдать нормы МП, направленные на защиту жертв войны и уменьшение разрушений и страданий.Принципы этой отрасли права: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны; принцип запрещения использовать оружие, которое увеличивает страдания людей, делает их смерть низбежной; принцип ответств-сти гос-тв и др. физ.лиц за нарушение норм МП. Источники: Деларация о морской войне 1856г., Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или др. подобных газов и бактериологических средств. 1925г.Устав международного военного трибунала 1945г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949г., Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954г., Конвенция о запрещении произдвоства, накопления химического оружия и его уничтожении 1993г. Большое значение имеют резолюции Ген.Ассамблеи ООН, итоговы документы межд.конференций по вопросам межд.гуманитарного права, рекомендации Международного комитета Красного креста.

 

44. Правовой режим внутренних вод, тер-го моря и прилежащей зоны. Внут.морские воды- воды, находящиеся между берегом гос-ства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориаль­ного моря. К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное су­шей одного и того же гос-ва, а также море, все побережье к-ого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же гос-ству (Белое море); морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат од­ному и тому же гос-тву и ширина входа в к-рые не превышает 24 морских миль (если более 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива прово­диться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким обра­зом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское простран­ство. Указанные выше правила отсчета не относятся к истор.заливам, ко­торые независимо от ширины считаются внутр.водами прибрежного гос-тва в силу истор.традиции (Гудзонов Залив (Канада). Правовой режим внутр.морских вод устанавливается прибрежном гос-вом по его усмотрению, т.е. регламентиро­вано внутр.закон-твом. Иностр.суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного гос-тва. В интересах развития межд.отношений прибрежные гос-тва открывают свои порты для свободного захода иностр.судов без дискрими­нации. Это не распространяется на иностр.воен.суда. Все суда во внутр.водах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного гос-ва. В то же время внутр.распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внут­р.(или архипелажных вод), называется тер-льным морем или тер-льными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного гос-тва. Внешняя граница тер. моря является морской границей прибрежного гос-ства. Нормальной исходной линией для измерения ширины тер.моря явл. линия наибольшего отлива вдоль берега. Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответ­ствующие точки.Согласно Конвенции 1982 г. “каждое гос-тво имеет право устанавли­вать ширину своего тер.моря до предела, не превышающего 12 морских миль”, отмеряемых от установленных ею исходных линий. Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через тер.моря иностр.судов (в отличие от внутреннего моря). Од­нако прибрежное гос-во вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным. Дополн.морская зона за пределами тер.моря, созда­ваемая для осуществления в ней контроля прибрежного гос-ства с целью обес­печения выполнения иностр.судами иммиграционных, таможенных, фи­скальных и санитарных правил, называетсяприлежащей зоной. Прилежащие зоны сохраняют статус открытого моря, на которое суверенитет государства не распро­страняется. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право гос-ства устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль. Однако Конвенция 1982 г. ука­зывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины тер.моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также гос-тва, у которых ширина тер.моря достигает 12 морских миль.

 

45. Виды и формы международно-правовой ответственности государств. Форма международно-правовой ответ-сти - способ, посредством ко­торого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы меж­дународно-правовой ответственности - нематериальную и материальную. Нематер. (политическая, моральная) ответственность может осу­ществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфак­ция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им под­разумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим гос-ством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д. Репрессалии - ответные насильственные действия, осущ-мые постра­давшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболоведческого судна за браконьерство). От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с не­дружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление). Матер. выражается в обязанности возместить мате­риальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субсти­туции, ресторации). Репарация - возмещение матер.ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный матер.ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Рести­туция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление гос-твом-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид матер.от­вет-сти как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек. На основе договоров возникает такая разновидность мате­р.ответ-сти как абсолютная или объективная ответ-сть. Речь идет об ответ-сти, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деят-сти. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответ-сти (максимальная компенсационная сумма). Санкции и контрмеры - виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функц МП представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам МП. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только межд.организациями. Что же касается гос-тв, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются гос-твом в случае дискриминации его граждан на тер-рии др.гос-ва, в случае недружественных ограничений эконом. и культурных связей и т д. Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые МП как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с МП.

 

46. Правовой режим исключительной эконом. зоны и континент. шельфа. Под континент.шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого об­рыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континент.шельфом понимается морское дно, включая его недра, про­стирающееся от внешней границы тер.моря прибрежного госу­дарства до установленных МП пределов. Прежде всего в рас­чет принимаются соображения эконом. характера (кораллы, губки, за­лежи полезных ископаемых и т.д.). МП (Конвенция 1982 г.) устанавливает макс.ширину континент.шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер.моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м. Признается суверенитет прибреж­ного гос-тва над континент.шельфом в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Права прибрежного гос-тва на континент.шельф не распространяются на покрывающие его воды, и возд. простран­ство над ним. Как правило, прибрежные гос-тва регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деят-сть на прилежащих шельфах своими национал.законами и правилами. Район, находящийся за пределами тер. моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер.моря, называется экономической зоной. В этом районе нормами МП прибрежному гос-ству предоставляется суве­ренное право в целях разведки и разработки естественных ресурсов, а также права в отношении других видов деятельности. Конвенция 1982 г. предусматривает право других гос-ств при определенных условиях участвовать в промыслах живых ресурсов в исключительной эконом.зоне. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным гос-твом. Никакое гос-тво не вправе претендовать на подчинение эконом.зоны своему суверенитету. В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные эконом. или рыболовные зоны шириной до 200 миль. На части моря, расположенные за пределами исключительной эконом.зоны в сторону от берега, Конвенция 1982 г. распространяет действие пра­вового режима, который применялся к открытому морю. На этом пространстве все гос-ства пользуются свободой на основе равенства.

 

47. Межд.уголовная ответ-сть индивидов. Физ.лица совершившие межд.преступления, уголовные преступления межд.характера и др.межд.правонарушения могут быть привлечены к угол.ответственности в соответствии с действующими межд .договорами, предусматривающими наказания, а так же национальным законод-вом гос-ва, гражданами которого он являются или на тер-рии которого проживают. За совершение отдельных преступлений (пиратство, угон возд.судна) физ.лица могут быть привлечены к ответ-сти по законам гос-тва их захвативших. К физ.лицам применимы положения Конвенции о непримеримости срока давности к воен.преступлениям и преступлениям против человечества 1968г., В целях привлечения физ.лиц к угол.ответ-сти созданы Межд.трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения межд.гуманитарного права, совершенные на тер-рии бывшей Югославии, и Межд.уголовный трибунал для судебного преследования лиц ответственных за геноцид и др.серьезные нарушения межд.гумманитарного права, совершенные на тер-ии Руанды. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физ.лиц ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по полит., расовым или религиозным мотивам и др. бесчеловечные акты.

 

48. правовой режим открытого моря и Межд.района морского дна. Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами тер.моря и не входят в состав территории ни одного из гос-ств, тради­ционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет гос-ства. Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип сво­боды открытого моря, который в настоящее время понимается не только как сво­бода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-те­лефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов на морским простран­ством и т.д. Никакое гос-тво не вправе претендовать на подчинение про­странств, входящих в состав открытого моря своему суверенитету. Дополн.морская зона за пределами тер.моря, созда­ваемая для осуществления в ней контроля прибрежного гос-ства с целью обес­печения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фи­скальных и санитарных правил, называется прилежащей зоной. Прилежащие зоны сохраняют статус открытого моря, на которое суверенитет гос-тва не распро­страняется. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право гос-ства устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль. Однако Конвенция 1982 г. ука­зывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины тер.моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также гос-ства, у которых ширина тер.моря достигает 12 морских миль. Дно Ми­рового океана, расположенное под открытыми водами, называется между.районом морского дна, ресурсы которого Конвенция 1982 г. объявила “общим наследием человечества”. При этом Район открыт для эксплуатации ис­ключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенции должен быть создан Межд.орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Межд.органа по морскому дну явл. Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Под закрытым морем понимается море, которое омывает берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к бере­гам государств, расположенных вокруг закрытого моря. В качестве примера можно привести Черное и Балтийское моря.

 

50 правовой режим международных проливов и каналов.

Проливы - естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не используются для межд.судоходства и в силу ис­торической традиции составляют внутренние морские пути, не отно­сятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного гос-ства. Межд.считаются все проливы, используемые для межд.судоходства и соединяющие между собой:- части открытого моря (или экономических зон); - части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких гос-ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым главным принципом для межд.проливов является принцип разумного сочетания интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего это означает свободный транзитный проход через международные морские проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, ис­пользуемым для межд.судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сто­рону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мир­ного прохода без невозможности прибрежному гос-тву его остановить. Правовой статус и режим отдельных наиболее важных межд.по­ливов регламентирован спец.конвенциями (Черноморские поливы: Бос­фор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и Малый Бельты, Зунд).

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"