Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Международное право".
12. Зарубежные органы внешних сношений. Зарубежные органы внешних сношений гос-тв подразделяются на две группы - постоянные и временные. К первой группе относятся диплом.представит-тва гос-тв, аккредитованные в станах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии); консульские представит-тва, торговые представит-тва; постоянные представит-тва гос-тв при межд.организациях. К временным зарубежным органам внешних сношений относятся различные специальные миссии, направляемые в другие гос-тва для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на межд. конференциях; делегации для участия в работе сессий межд.организаций и их органов и т.д.
13. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт, которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании - признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании правительства возникает в случае создания правительства неконституционным путем, в результате революции, переворота. Признание правительства означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и единственным представителем гос-ва в межд отношениях.
18. Структура ООН: ее цели и принципы. Ген.Ассамблея (высший орган; рассматривает спец.доклады; разрабатывает рекомендации), Совет Безопасности (поддержание мира: разрешение споров; делать рекомендации), Эконом-кий и Соц-ый совет ООН (содействует повыешнию уровня жини; разрешению проблем состав 54чоенов избираемых Ген.Ассамблеей на 3 года ), Совет по опеке (под руководством Ген.Ассамблеей;создан для управления теми тер-риями, кот-ые включены в ООН соглашениями), Межд.суд (главный суд.орган ООН 15 судей избираемые Ген.Ассамблеей и Советом Безоп-ти на 9 лет; к веденью суда относятся все дела переданные ему сторонами (гос-ва), Секретариат (обслуживает органы ООНи осуществляет руководство их программами; проводит исследования, организация конференций, кнтролирует выполнение решений;), Детский фонд ООН (предоставление помощи для охраны здоровья и прав детей). Комиссии (подготовка конвенций..разработка принципов),Университет ООН (действует через глобальную сеть учебных учреждений, подготавливает специалистов – находится в Токио). Цели: поддержание мира; разрешение споров в соответствии с МП; развитие дружеских отношений; осуществление сотрудничества; согласование действий наций для достижений этих целей. Принципы: равенство членов; выполнение обязателств по Уставу; разрешение межд.споров мирными средствами; воздерживаться от угроз силой, применения силы; оказание помощи ООН во всех ее действиях в соответствии с Уставом; невмешательство ООН во внутреннюю политику гос-ств. ООН заключает договора с гос-вами и др. межд.организациями. ООН пользуется на тер-рии каждого из своих членов привилегиями.
15. Правопреемство гос-ств. Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного гос-ва другим в несении ответственности за межд.отношения какой-либо тер-рии. Правопреемство касается нескольких аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении гос.собственности; правопреемство в отношении гос архивов; правопреемство в отношении гос долгов. Правопреемство имеет место при обстоятельствах: а) при смене гос-ного политического строя в результате гос-ного переворота (например, правопреемство Советского гос-тва); б) при появлении в результате национально-освободительного движения новых независимых гос-тв (скажем, приобретение независимости бывшей колонией); в) при образовании нескольких государств на территории их предшественника; г) при объединении двух или более государств в одно (федеративное или унитарное); д) при переходе части одного государства к другому. Венская конвенция о правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года (далее по тексту - Конвенция 1978 года) представляет собой многостороннее соглашение, совершенное 23 августа на диплома-кой конференции в Вене. Конвенция 1978 года имеет своей целью регулирование последствий правопреемства гос-тв в отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей между гос-вами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых территориальных режимов. Конвенция 1978 года содержит положения, формулировки и терминологию Венской конвенции о праве межд.договоров 1969 года, которые были использованы Комиссией международного права при разработке текста Конвенции 1978 года в качестве основы. Вместе с тем указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП и являются самостоятельными документами, о чем свидетельстует статья 73 Конвенции 1969 года, где указывается, что положения конвенции не предрешают ни одного из вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства государств. Следует отметить, что Конвенция 1978 года применяется к последствиям правопреемтсва государств в отношении международных соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-твами норм указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками которых могут быть также другие субъекты МП, а также применение норм настоящей Конвенции к случаям, которые подпадают под действие таких норм в силу МП независимо от указанной Конвенции
30. Организация и деятельность межд.арбитража Межд.арбитраж - добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Одно международно-правовых средств разрешения споров. Этот инситтут возник в древние века (третейскими судьями были папы и германский император). Согласно конвенции 1907 о мирном разрешении межд.столкновения: третейский суд признается гос-вами самым действенным и справедливым средством решения споров. Существует два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж - Постоянная Палата третейского суда в Гааге (1899), арбитраж ad hoc, который создается для рассмотрения конкретного спора между гос-вами. Палата компетентна рассматривать любой спор между гос-вами участниками Конвенции 1907г., юрисдикция Палаты может быть распространена на споры между гос-вами участниками и неучастниками Конвенции 1907г. Гос-тва участники Конвенции 1907г назначают не более 4 лиц представиетлей на 6 лет. Если гос-ва обращаются в Палату с просьбой разрешит спор, то третейские судьи выбираются из полного списка. После достижения гос-вами согласияо создании третейского суда они сообщают в Межд.бюро (канцелярия Палаты) свое решение обратиться к Палате, текст своей третейской записи и имена судей. Совещания суда происходят при закрытых дверях. Любое решение принимается большинством голосв и является окончательным. Рассмотрение споров в Палате производится в соответствии с Факультативными Правилами рассмотрения арбитражных споров между двумя гос-вами 1992г., Правилами рассмотрения арбит.споров между двумя участниками, из которых одно – гос-тво 1993г., Правилами рассмотрения споров между гос-вами и межд.организациями 1996г., и факультативными правилами для арбитража по рассмотрению споров между межд.организациями и юр.лицами 1996г. Различают три способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора; общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитраж любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж).
14. Дипломат. привилегии и иммунитеты. Дипломат.иммунитет - особое право дипломат-их агентов иностр.гос-тв на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил. Диплом.привилегии - дополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы диплом.представит-тв и их персонала. Если диплом. иммунитеты представляют собой область правовых гарантий для деят-сти диплом.представит-тв и их персонала, то диплом. привилегии связаны с вопросами поддержания аккредитующего государства в делах церемониального, протокольного характера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью юридически обязательных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм межд. вежливости или существующих на этот счет в межд.общении обычных правил (обыкновений). Основные дипломат.иммунитеты и привилегии предоставляются соответствующим видам офиц. представит-тв гос-тв и их персоналу автоматически, с момента учреждения таких представительств или с момента прибытия самих диплом.агентов, независимо от наличия или отсутствия спец. соглашений по этому вопросу между гос-твами-контрагентами. Все известные современному МП диплом.иммунитеты и привилегии делятся на две группы: представительства в целом как органа гос-тва; сотрудников представительства (так называемые личные привилегии иммунитеты). В группу привилегий и иммунитетов диплом.представ-тва входят следующие акты или воздержания от актов: 1. Неприкосн-сть помещений диплом представ-ств в соответствии со с. 22 Венской конвенции 1961г. 2. Неприкосн-сть архивов и документов представ-ства 3. “Фискальный иммунитет” (налоговые льготы и преимущества), 4. Таможенные привилегии. 5. Право представ-ства пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего гос-тва на помещениях представ-ства, а также на его средствах передвижения. 6. Почетные привилегии: право на приглашение диплом.п редставителей на торжества, юбилеи, парады и другие офиц.церемонии в гос-тве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи диплом.представителям; право представительства на внеочередную и гарантированную отправку и получение телеграфной и иной корреспонденции и т.д. К привилегиям и иммунитетам диплом. персонала представ-ства относятся: 1.личная неприкосн-сть диплом.агентов 2. Неприкосн-сть частной резиденции диплом.агента 3. Освобождение дипломата от уголовной юрисдикции 4. Освобождение диплом.агентов от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания о фактах, которые им известны и др. Члены семей диплом.агентов получают полные привилегии и иммунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами гос-тва пребывания.
34. Общая храктеристика международно-правовых средств обеспечения безопасности.Международно-
17. Понятие и классификация источников МП.
Юр.значение источников МП – формы, в которых выражается согласованная форма субъектов МП (форма поведения – договор). Источники МП делятся на 2 группы: 1 основные источники: договоры, обычаи; 2 вспомогательные: - общие принципы права, которые признаны цивилизованными народами; - судебные решения; - доктрина (научная разработка); - одностороннее действие гос-тв (пример: государство принимает закон об иностранцах и определяет статус иностранца); - заявления глав гос-тв, глав правительств; - совместные заявления гос-тв. В первую группу вошли межд.обычай и межд. договор, ко второй относятся решения международных организаций, внутригос-ное законодательство, судебные решения, доктрины ученых в области МП. Межд. обычай - сложившееся в межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают юридически обязательный характер. Межд.договор - соглашение между субъектами МП относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. Межд.договоры разделяются на общие межд.конвенции, в которых участвуют или могут участвовать все гос-тва и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сообщества, т.е. нормы общего права; и спец.договоры, к которым относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров. Резолюции межд. организаций подразделяются с точки зрения процесса нормотворчества на юридически обязательные и рекомендательные. Ряд спец .учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, к-рые устанавливают нормы поведения, обязательные для гос-ств в области, входящей в компетенцию данной межд.организации (Всемирный почтовый союз, Межд.союз электросвязи, Всемирная организация здравоохранения и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами - молчаливым согласием (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением, например, ратификацией (Всемирный почтовый союз). Рекоменд-ные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права, о чем говорилось выше. Судебные решения в качестве самостоятельного источника МП признаются в англоязычных гос-твах (решения Межд.Суда ООН).
22. Структура и компетенция Совета Безопасности ООН. Процедура принятия решений.Совет Безопасности ООН. Состав: 15 членов ООН (из них 5 – постоянные) На СБ ООН возложена главная ответ-сть за поддержание мира и безопасности (ст.24 Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключ.случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное гос-тво.). Функции и полномочия: поддерживать мир и безопасность; расследовать любые споры которые могут вызвать межд.трения; делать рекомендации по урегулированию споров; вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружения, определять наличе угрозы миру; призывает гос-тва применять эконм.санкции и др.меры к агрессорам; предпринимать воен.действия против агрессора; делать рекомендации о приеме новых членов в ООН; представлять ежегодны отчеты Ген.Ассамблеи. Поддержание мирапо средством: поевентивная дипломатия – действия для предупреждения возникновения споров между сторонам; миротворчество – склонение враждующие стороны к соглашению с помощью мирных средств; поддержание мира – обеспечение присутствие ООН в конкретном районе; миростроительство в конфликтный период – даействия направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами. Устав ООН дает право СБ прибегнуть к временным мерам для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации: прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной тер-рии, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны. Если ситуация продолжает ухудшаться, СБ вправе принять как меры, не связанные с использованием вооруженных сил, так и с их применением (полный или частичный перерыв эконом.отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв диплом. отношений. Тем не менее вооруженные силы используются в рамках ООН для проведения операций по поддержанию мира. Они обычно делятся на две категории: миссии военных наблюдателей, состоящие из невооруженных офицеров, и силы по поддержанию мира, включающие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для самообороны,
16. Понятие и классификаци междун.организаций. Первые межд.организации появились в XIX в. как одна из форм многосторонней дипломатии. Начиная с создания в 1815 г. Центральной комиссии навигации по Рейну межд.организации стали достаточно автономными образованиями, наделенными собственными полномочиями. Во второй половине XIX в. появились первые универсальные межд.организации - Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всемирный почтовый союз (1874 г.). В настоящее время в мире насчитывается более 4 тыс. межд.организаций. Разновидности межд.организаций: межгос-ные (межправит-ные) (это объединение гос-тв, учрежденное на основе межд.договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитетаи) неправительств