Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Международное право".

Файлы: 1 файл

мпп шп.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

 

33 Понятие и юридическая природа гос.территории Гос.тер-рия – это национальное достояние и среда обитания народа в рамках гос.границ каждого конкретного гос-тва, который является, полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение самой тер-рией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из межд.сотрудничества гос-тв на принципе взаимной выгоды и МП. Состав: сухопутная тер-рия в пределах гос.границ, острова и анклавы независимо от их местонахожцения; водная тер-рия, включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной тер-рии и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и тер-ного моря; воздушная тер-рия, включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной тер-рией гос-тва; недра, расположенные под сухопутной и водной территорией гос-тва Тер-ное верховенсгво народа и гос-гва предусматривает исключ. и полную власть гос-тва в пределах го, гос.тер-рии, исключающую власть любого др. гос-ва; невмешательство во внутренние дела гос-тва со стороны др. гос-тв, право гос-тва всеми имеющимися законными средствами защищать неприкосновенность гос. тер-рии и гос.границ, полит.независимость и целостность своего гос-тва и другое. Только населяющий тер-рию народ вправе решать свою полит.судьбу и судьбу всей тер-рии: войти в состав др. гос-ва, отделиться, частично имзенить состав тер-рии путем уступки; обмена в договорном порядке части тер-рии.Сдача в аренду части гос.тер-рии не означает переход атер-рии от одного гос-ва к другому.

 

21. Заключение, действие и прекращение межд.договора (МД) Объект МД – взаимоотношения субъектов МП (т.е. любое отношение субъекта МП).Задачи МД:четко и ясно определять поведение субъектов, закрепляет их поведение; кодифицировать права межд.дог-ра. Источники: «Венская конвенция о праве межд.дог-ров» 1969г. (регулировала субъектов МП); «Венская конвенция о правопреемстве гос-тв в отношении договоров» 1978г.; «Венская конвенция о праве дог-ров между гос-твами и организациями или межд.организациями» 1986г.; Заключение дог-ров: 1 этап договорной инициативы (предложение стороне заключить МД, сам инициатор предлагает проект договора); 2 этап переговоров (осуществляется по диплом.каналам; лица должны обладать опред.полномочиями; 3 завершением переговоров является принятие текста дог-ра (подписание дог-ра; парафирование дог-ра (т.е. подписание каждой страницы уполном-ым лицом, т.е. подпись подтвержает что этот текст эдентичен и его нельзя исправлять); подписание эд референдум. Подписание осуществляется: а) консенсус (принятие текста без возражений), б) апломация (принятие текста под аплодисменты); 4 подтверждение сторон своего согласия с текстом дог-ра через: - ратификацию (межд.правовой акт, а также акт внутреннего права и осуществляется ратификация в Парламенте); - принятие дог-ра; - утверждение дог-ра; - присоединение к дог-ру. Обязательная ратификация: - если дог-ор предусматривает, что согласие с текстом дог-ра должно выражаться через ратификацию; - участвующие в переговорах стороны договорились об обязательности ратификации. Действие: Порядок и дата вступления дог-ра устанавливается в тексте дог-ра, если в тексте нет, то договариваются стороны дог-ра, может быть: - со дня подписания; - с момента ратификации; - с момента обмена ратификационных грамот; - с момента сдачи депозитарию ратифицированных грамот; - может быть предусмотрен срок, по истечении которого договор вступает в силу. Дог-ры: - срочные (на какой срок действуют); - бессрочные (в которых не указан срок действия и не содержатся условия, которые бы прекратили данный договор). Договор имеет территориальную сферу действия (если в договоре не указано иное, то договоры действуют на указанной в ней территории). 3 вида классификации договоров: 1 локальные (между 2 государствами); 2 региональные; 3 универсальные (пример: Венская конвенция 69г.). ст.56-63 Венской конвенции 69г. предусматривают договора, которые считаются недействительными в случае: - обман; - ошибка; - противоречие дог-ра императивной норме. Основания для прекращения действия межд.дог-ра:- в результате истечения срока действия; - исполнение межд.дог-ра (когда исчерпаны обязательства межд.дог-ра); - возникновение новой императивной нормы (пересмотрен должен быть дог-ор, либо расторгнут); - денонсация межд.дог-ра (уведомление о расторжении межд.дог-ра, но возможно только при условии дог-ра); - аннулирование межд.дог-ра (односторонний отказ от дог-ра в случае нарушения условия дог-ра другой стороной). Прекращение существования стороны дог-ра: - если изменен статус договора; - коренное изменение обстоятельств дог-ра (т.е. изменилось основание договора; но не может применяться в отношении дог-ров о границах); - приостановление действие дог-ра (если условия такого приостановления указано в дог-ре или обстоятельства войны). Толкование: аутентичное (обладает наивысшей юридической силой; существует в форме обмена письмами, нотами и т.д.; уяснение подлинного смысла до момента подписания договора); международное (межд.организации и суд, специализированные органы ООН); неофициальное толкование (ведущие специалисты); внутригос-ное толкование (декларации, протоколы, заявления, которые сторона прилагает к договору).

 

20. Структура и компетенция Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН.

Высший орган ООН. Получает и расматривает ежегодные и специальные доклады, обсуждает любые вопросы в пределах Устава ООН и делает рекомендации. Собирается ежегодно на очередную сессию в третий вторник сентября (существуют спец.сессии – созыв по требованию Советя безопасности или большинства членов – созыв в течении 15 дней; чрезвычайные сессии – в течении 24 часов).Структура: Ген.комитет – Председатель ГА,21 заместителя 7 председателей комитетов. Компитенция – вносит изменения в принятые ГА резолюции ГА может учреждать комитеты: по полит-ким вопросам; по эконом. Вопросам; по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры; по вопросам межд.опеки; по админ-вным и бюджетным вопросам; по правовым вопросам. ГА на сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Вспомогательные органы: межд.организации: Программа ООН по окружающей среде, конференция по торговле и развитию, Программа развития ООН; постоянные органы: Конференция по разоружению (1961г) Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (1959), Всемирынй продовольственный совет (1974); временные органы: Спец.комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации, Специальный комитет по Индийскому океану.

24. Общая характеристика специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ. Межд.валютный фонд (цель: объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют), Межд.банк реконструкции и развития (оказывает помощь по восстановлению и развитию государств-членов), Межд.финансовая корпорация (1956 цель: оказание помощи в финансировании частных предприятий), Межд.ассоциация развития (1960, нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях), Межд.морская организация (1958 Лондон: способствует совершенствованию процедур межд.морского судоходства, содействует повышению уровня безопасности морского судоходства; предотвращение загрязнения моря с судов), Межд.организация гражданской авиации (1947Устанавливает межд.нормы для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, координирует межд.сотрудничества во всех областях, связанных с гражд.авиацией), Межд.организация труда (году под эгиду ООН вошла В 1946 (Женева 1919) Разрабатывает политику и программы, направленные на улучшение условий труда и повышение уровня занятости, и устанавливает межд.трудовые стандарты, используемые странами всего мира), Межд.союз электросвязи(в составе ООН с 1947 году создан в 1865, Женева. способствует развитию межд.сотрудничества в целях совершенствования всех видов электросвязи, координирует использование радио- и телевизионных частот, способствует принятию мер по обеспечению безопасности и проводит исследования), Всемирный почтовый союз (в составе ООН в 1948 году (1874, Берлин: устанавливает межд.нормы почтового обслуживания, предоставляет тех.помощь и содействует развитию сотрудничества в области почтовых услуг.), ООН по вопросам образования, науки и культуры (Содействует осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, межд.научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации), Всемирная организация здравоохранения (Координирует осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и укрепление здоровья всего населения Земли. Ведет работу по таким направлениям, как иммунизация, санитарное просвещение и снабжение основными лекарственными средствами), Всемирная организация интелект.собственности (Поощряет межд.охрану интел-ной собственности и содействует развитию сотрудничества в вопросах, авторских прав, товарных знаков, промышленных образцов и патентов), ООН по промышленному развитию, Продовольственная и сельскох. организация Объединенных Наций (Направляет усилия на повышение продуктивности сельского хозяйства и укрепление продовольственной безопасности, а также на улучшение условий жизни сельского населения), Всемирная метеорологическая организация (Поощряет научные исследования, связанные с изучением атмосферы Земли и климатических изменений, и содействует всемирному обмену метеорологическими данными), Межд.фонд сельскохоз.развития (Занимается мобилизацией финансовых ресурсов в целях увеличения производства продовольствия и улучшения положения с питанием бедных групп населения в развивающихся странах), Межд.агентство по атомной энергии. МАГАТЭ (Межд.агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН. Контролируетвсе ядерыне объекты по проектам, осуществляемым с помощью МАГАТЭ. Причина образования - создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром.

 

23. Вспомогательные источники МП в области прав человека: их общая характеристика.Всеобщая декларация прав человека 1948; Международный пакт об эконом., социальных, культурных правах; Межд-ый пакт о гражданских и полит.правах 1966, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962г, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948г., Межд-ная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966г, Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловесных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984г. Закрепили основные права человека: право на жизнь; право народов на самоопределение и свободное установление своего полит. статуса, свободное обеспечение своего эконом., социального и культурного развития; равноправие женщин и мужчин; право на оърану семьи, на достаточный жизненный уровень для человека и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище; право на свободу и личную неприкосновенность; право на судебное разбирательство и гуманное обращение; право на свободное предвижение и выбор места жительства; право на труд и др.права. все документы запрещают геноцид, расовую дискриминацию, пыткиапартеид (политика цель которой установление господства одной расовой группы над другой и ее угнетения).

 

25. Региональное сотрудничество в области защиты прав человека.

Весь межд.механизм защиты прав и свобод человека, действующий как в системе ООН, так и в рамках региональных организаций и отдельных международных соглашений, в общих чертах предусматривает; обсуждение на Ген.Ассамблее ООН любых вопросов по правам человека с принятием рекомендаций членам ООН и Совету Безопасности; предоставление гос-вами докладов Ген.секретарю ООН (ЭКОСОС, спец.учреждениям ООН, комитетам и комиссиям) о принимаемых ими законах в области прав человека и приведения национал.законод-тва в соответствие с межд. соглашениями, участниками кот-х они явл-ся; рассмотрение докладов (или их частей) в ЭКОСОС (спец. учреждениях, комитетах, комиссиях) с выработкой проектов конвенций и рекомендаций; урегулирование в соответствующих комитетах споров между гос-вами относительно применения или толкования конвенций; рассмотрение споров в области прав человека Межд.судом ООН, Европ-ким судом (принимает жалобы от физ. и юр.лиц). Отдельные контрольные функции выполняют ООН и ее специализированные учреж-ления МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.), комитеты и комиссии (например, комитеты по правам человека, против пыток, по ликвидации расовой дискриминации в отношении женшин, по правам ребенка; комиссии по положению женщин, социального развитии, Комиссия ООН по правам человека, еворопейская комиссия по правам человека и др.),межд.ООН. Верховный комиссар ООН по правам человека назначается Ген.секретарем ООН и утверждается Ген.Ассамблеей 00Н сроком на 4 года (с возможностью продления еще на 4 года). Верховный комиссар ООН по правам человека: действует в рамках Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека, других межд.документов в области прав человека и МП. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, образованный в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г. состоит из 23 экспертов, избирающихся гос-вами – участниками Конвенции сроком на 4 г. Комитет рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб и представляет ежегодный доклад Ген. Ассамблее ООН о проделанной работе, с предложениями и рекомендациями общего характера на основе изучении докладов и информации, получаемой от гос-ств. Комитет по правам ребенка, образованный в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 г.(ст. 43-45), состоит из 10 экспертов, избирающихся гос-вами – участниками Конвенции сроком на 4 года (с правом переизбрания) с учетом справедливого географического распределения и главных правовых систем. Комитет может запрашивать у государств-участников информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует информацию о положении детей в различных странах, вырабатывает соответ-щие рекомендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад Ген.Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендациями. Комитет работает в тесной связи со специализированными учреждениями ООН (особенно с МОТ, ВОЗ и др.).Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и другими органами ООН, правит-ными и общ-ными организациями. К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская кон­венция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав госу­дарств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби

 

19. Соотношение межд. договора и международно-правового-обычая: Это основные источники МП: имеют и сходные черты и различия. Сходные: 1 результаты взаимодействия субъектов МП; 2 одинаковые правовые последствия; 3 правила поведения в договоре и обычае обязательно для субъектов МП; 4 если возникают нарушения, вытекающие из договора или обычая, они имеют правовые последствия; механизм реализации одинаков и создается самими гос-твами. Различия: по способу образования: - договорная норма создается в конкретное время (пример: с момента подписания); - обычная норма может возникнуть в результате активных или пассивных действий; - договорная норма формирует практику, а обычная норма создает практику; - договорная норма создается в конкретное время, а обычная норма в течение длительного периода времени и нигде не определяется; - договор выступает в письменной форме, а обычай – в устной; - если договорную норму можно кодифицировать, то обычную норму – нет. По способу выражения: письменная (договор) подлежит толкованию, фиксирует практику и создает такую; предполагает кодификацию.

 

26. Международные региональные организации их общая характеристика. Разновидность межд.организаций. Регион-ые, членами которых могут быть гос-тва одного региона (напр. Организация африканского единства, Организация американских гос-тв). Обладают определенным объемом правосубъектности, пределы которой определены в учредительном акте. Европ.союз (ЕС) – договор подписан в Маастрихте (Нидерладны) в 1992г Цель: образование тесного союза народов Европы; усиление социального и эконм. соедйствия; образование эконм. и валютного союза, создание единой валюты; сохранение и приумножение общего достояния. Достижение целей: отмена таможенных пошлин, ограничение на экспорт и импорт; общая торговая политика, свободное перемещение товаров, общая тарнспортная политика и т.д. Цели внешней политики: защита общих ценностей, онсовных интересов и незавимости ЕС, укрепление безопасности Союза и входящих в него гос-тв, мира. Страны ЕС должны предоставлять друг другу и Совету все иноформация по любому вопросу, представляющему взаимный интерес. Органы: Европ.парламент, Комиссия, Совет, Суд, Палата аудиторов, Европ.совет. РФ заключила с ЕС соглашение о партнерстве 1999. Организация Североатлантического договора (НАТО договор 1949г). Цль: обеспечение свободы и безопасности всех членов полит. и воен.средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН, призвана осуществлять всестороннее сотрудничесвто с целью укрепления безопасности государств-членов; обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на основе общих ценностей. Участники обязуются разрешать все межд.споры мирными средствами, воздерживаются от угрозы или применения силы. Вооруженное нападение против участника НАТо расценивается как нападение против всех стран-членов. Органы: Североатлантический совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, Ген.секретарь. Воен.структура: Воен.комитеты, Постоянный воен.комитет, Межд.воен.штаб. Состав: 19 гос-тв. У РФ и НАТО подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности (1997)Штаб-квартира – Брюсель. Совет Европы. Основан Уставом в 1949г. Цель: достижение больего единства между его членами для защиты и осуществления общепризнанных принципов, содействие экономич. и соц.прогрессу. Деят-сть сконцентрирована: правовое обеспечение прав человека; поиск совместных решение соц.проблем; развитие полит.партнерства. Разрабатывает конвенции, рассматривает вопросы, представляющие общий интерес, заключает соглашение.Органы: Комитет министров (министры МИД гос-тв членов; высший орган; принимает решенияпо программе работы организации; одобряет рекомендации Консулььаьивной ассамблеи). Консультативная ассамблея (депутаты и замы; количество представителей от гос-тва зависит от численности населения стран-участниц). Члены Совета: 41 гос-тво (РФ тоже) Штаб-квартира в Страстбурге.

 

41. Понятие и сонования международно-правовой ответ-ти. Международно-правовая ответ-сть - это юридическая обязан­ность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту МП в результате совершенного правонару­шения. Субъектами международно-правовой ответ-сти являются только субъекты МП. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответ-сть является гражданско-правовой. Гос-тво за свои действия отвечает в принципе всем своим национальным достоя­нием, а физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. Го­с-тво несет ответ-сть за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случаях, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригос-ным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их дея­тельности. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как дея­ние гос-ства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически дей­ствовали от имени данного гос-ства. Официальный статус лица (главы государства или правительства) не осво­бождает его от уголовной ответственности. Юр-кие основания ответ-сти - совокупность юридически обя­зательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых опре­деленный вариант поведения квалифицируется как межд.правонаруше­ние. Источниками юр-ких оснований ответ-сти являются любые пра­вомерные международно-правовые акты (договоры), предписания которых фик­сируют юридически обязательные для гос-ств правила поведения; межд.обычай; решения межд.судов и решения межд. орга­низаций, имеющие обязательную силу; односторонние акты, адресованные другим государствам, положения которого устанавливают обязательные правила поведе­ния для гос-тва, издавшего этот акт. Нематериальная и материальная ответ-сть могут возникать одно­временно в результате одного и того же правонарушения: нематериальная - за сам факт нарушения права, материальная - за возникший при этом ущерб.

 

27.Правовое положение иностранцев. Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо гос-тва, но не являются его гражданами и имеют гражданство другого гос-ства. Единого для всех гос-ств межд.договора, определяющего прав.статус иностранцев, не существует. Каждое гос-тво самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условии допуска иностранцев на свою тер-рию (система виз), их пребывания и деятельности в стране. Вместе с тем на прав.статус иностранцев оказывают влияние межд.договоры в области прав и свобод человека. Прав.статус иностранцев, определяющий обьем их прав и обязанностей на тер-рии какою-либо гос-тва, часто обозначается термином "режим иностранцев". Наиболее распространенными режимами иностранцев являются: национальный режим (уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами с изьятиями, установленными законом); режим наибольшего благоприятствования (иностранцам предоставляются такие же права, которые представляются гражданам любого третьего гос-тва). Объем прав и обязанностей иностранцев при таком режиме одинаков для граждан всех иностр. гос-ств, хотя он меньше, чем при нац-ном режиме; спец.режим, устанавливаемый в договорном порядке между заинтересованными гос-твами и касающийся, например, правового статуса военнослужащих одного гос-тва, размещенных на тер-рии др. гос-ства на договорной основе. При первых двух режимах общегражданские права иностранцев мало чем отличаются от прав собственных гражцан гос-тва, за исключением некоторых ограничений, касающихся запрещения занимать определенные должности или заниматься отдельными профессиями (командира корабля или капитана судна, командира летательного аппарата, начальника радиостанции, судьи, члена выборного органа), заниматься изыскательскими работами и др. Иностранцы обязаны соблюдать законы и правила (и обычаи) гос-тва пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела, платить установленные законом сборы и налоги. За нарушение законов и правил иностранец может быть привлечен к уголовной, гражд-кой или админ-вной ответ-сти по законам гос-тва пребывания с извенеием об этом консула страны гражданства иностранца, которая обеспечивает своему гражданину диплом.защиту и в любое время может отозвать его обратно. Правовое положение иностранцев в РФ определяется Конституцией и др. фед.законами. "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ и несут обязанности на равне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных фед.законом или межд.договором РФ" (ст. 62 Конституции).

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"