Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 22:31, реферат

Краткое описание

Цель реферата: рассмотреть понятие полетов в международном воздушном пространстве; дать юридическую классификацию полетов; рассмотреть право полетов в международном воздушном пространстве

Оглавление

1. Введение
2. Основная часть
3. Понятие полетов в международном воздушном пространстве
4. Юридическая классификация полетов
5. Право полетов в международном воздушном пространстве
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по ВП.docx

— 38.90 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ  УЧИЛИЩЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ) 
 

КАФЕДРА ЛЁТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ 

Дисциплина  <<Воздушное право >> 

РЕФЕРАТ 
 

Тема  Правовое регулирование полетов в международном воздушном                       пространстве 
 
 

 Выполнил  Черных А.С

Учебная группа №  П-10-2

Проверил  Кириченко Л.П 
 
 

Ульяновск 2011 
Оглавление 

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Понятие полетов в международном воздушном пространстве
  4. Юридическая классификация полетов
  5. Право полетов в международном воздушном пространстве
  6. Заключение
  7. Список используемой литературы
 
 

 

Введение 

Открытое воздушное  пространство - это пространство над  открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные  проливы и каналы, архипелажные воды).

Воздушное пространство, расположенное над территорией  государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным  пространством и имеет право  разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.

Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством  в пределах его территории; обеспечение  безопасности международной гражданской  авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.

Международные воздушные передвижения регулируются Чикагской конвенцией 1944 года и национальным законодательством.

Цель реферата: рассмотреть понятие полетов  в международном воздушном пространстве; дать юридическую классификацию  полетов; рассмотреть право полетов  в международном воздушном пространстве

 

Основная  часть 

1. Понятие полетов  в международном  воздушном пространстве

Общепринятого определения воздушного судна в  меж-дународном праве не существует. Наиболее общее опреде-ление восходит к формуле приложения А к Парижской кон-венции 1919 года, согласно которой под воздушным судном понимается «любой аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом». Несомнен-но, эта формула детерминирована имеющимися в то время средствами воздушных передвижений: самолетами, дири-жаблями и воздушными шарами Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 2002..

В приложении 7 к  Чикагской конвенции 1944 года вновь  повторяется формула приложения А к Парижской конвен-ции 1919 года, но с добавлением: «иным, чем взаимодейст-вие с воздухом, отраженным от земной поверхности» «Конвенция о международной гражданской авиации», заключена в г. Чикаго 07.12.1944г..

Национальное  право многих государств идет такими путями: либо по пути простого пе-речисления конкретных летательных аппаратов, иногда с их определением, либо введения в нормативный оборот специальных элементов понятия «воздушное судно». Например, по законодательству Германии, к воздушным судам могут отно-ситься даже космические аппараты на участке пролета воз-душного пространства.

В целом, однако, при всей подвижности дефинитивной шкалы понятия «воздушное судно» современное воздушное право  регулирует отношения, возникающие  по поводу ис-пользования почти исключительно самолетов и вертолетов, а также, в ограниченном объеме, воздушных шаров и ди-рижаблей.

Определение международного полета почти исключи-тельно регулируется национальным правом, что иногда по-рождает коллизии соответствующих национально-правовых норм Международное публичное право: Учебник / Под ред. К. А. Бекяшева. М., 2004 г.

В практическом отношении определенное значение име-ют временные рамки применения понятия «международный полет» ввиду различного определения его второго элемен-та - «полет». Решение данного вопроса относится к сфере подзаконных актов национального права. В одних случаях это может быть период от начала движения самолета при взлете до окончания движения на пробеге после посадки, в других - от запуска двигателей для целей взлета до вы-ключения двигателей после посадки и т. п. Однако приве-денные определения, как уже отмечалось, носят в основном технический характер.

Следует иметь  ввиду, что ряд актов международного и национального права содержат определение термина «в по-лете» в смысле установления сферы действия норм того или иного договора или закона во времени. Так, в Токийской конвенции 1963 года, Гаагской конвенции 1970 года, Мон-реальской конвенции 1971 года нахождение воздушного судна в полете определя-ется с момента закрытия всех его внешних дверей после по-грузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки. Существуют и иные определения подобного ро-да, не имеющие отношения к понятию «международный по-лет» (в Токийской конвенции используется также и «техни-ческое» определение для целей действия отдельных глав).

В юридическом  значении международным полетом  сле-дует считать всякий правомерный полет, при котором за-планированный маршрут полета и намеченной посадки на-ходится в воздушном пространстве государства иного, чем государство регистрации или государство - эксплуатант воздушного судна.

Введение в  определение «международный полет» поня-тия «государство-эксплуатант» необходимо для тех случаев, когда воздушное судно передано в аренду авиапредприятию иностранного государства, которое по своему усмотрению использует судно на внутренних или международных воз-душных трассах.

В международном  и национальном праве существует очевидный пробел в отношении  отнесения к разряду между-народных полетов ракет, космических аппаратов, судов на воздушной подушке при пересечении ими границ иностран-ного государства. Нередко подвергается сомнению и воз-можность применения понятия «международный полет» к несанкционированным влетам неуправляемых воздушных судов на иностранную территорию. Вместе с тем необходи-мость наведения должного правопорядка в воздушном про-странстве, обеспечения международной законности предпо-лагает, чтобы все полеты в таком пространстве были квали-фицированы.

Интересы уважения полного и исключительного суверенитета государств на своей территории требуют  признания передвижения любых летательных  аппаратов через грани-цу иностранного государства в качестве международного полета.

2. Юридическая классификация полетов

В воздушном  пространстве Земли перемещается огромное число различных летательных  аппаратов. Отличаясь (иног-да значительно) по своим техническим, конструкторским характеристикам, эти аппараты и устройства обладают од-ним общим свойством - перемещаться в пространстве над сухопутной и водной поверхностью без соприкосновения с ней. Для большинства из них возможность такого переме-щения органически зависит от использования подъемной силы, возникающей либо на несущих поверхностях от взаи-модействия с атмосферным воздухом (самолеты, вертоле-ты, парашюты и т. п.), либо в силу разницы в плотности на-полняющего их газа и окружающей атмосферы (дирижаб-ли, воздушные шары).

Отдельные летательные  аппараты (ракеты) не нуждаются в  указанной подъемной силе, хотя и  используют атмосферный воздух для  стабилизации поло-жения в пространстве. Суда на воздушной подушке (СВП), хотя и перемещаются в воздушном (прилежащем) прост-ранстве, считаются судами sui geпeris (особого рода), отличными от иных летательных аппаратов, поскольку для своего поддержания над поверхностью пользуются силой, возникающей за счет взаимодействия «воздушной подушки» под днищем с поверхностью. В законодательстве некоторых стран СВП отнесены к разряду воздушных судов, что следует расценивать как исключение из общепризнанной прак-тики, порождающее сложные проблемы применения к СВП норм международного воздушного права (при трансгра-ничных передвижениях СВП).

Хотя при передвижении любого из указанных аппаратов и  устройств за пределы территории государства регистра-ции возникают международно-правовые аспекты, междуна-родное воздушное право с самого начала развивалось и продолжает развиваться в основном в направлении регули-рования использования той группы летательных аппаратов и устройств, которые принято называть воздушными су-дами.

Применительно к действию норм международного права  национального права с международным (иностранным) элементом важное значение имеет классификация полетов воздушных судов. Эта классификация может носить как технический, так и юридический характер. В первом случае она связана с необходимостью установления временных границ «технической» эксплуатации воздушного судна и преследует цель определения летного времени членов эки-пажа, расследования авиационных происшествий и т. д. Речь здесь идет не о классификации полетов, как таковых, а об установлении периода полета воздушного судна Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 2002.. Во втором случае вопрос касается подразделения полетов на внутренние и международные с точки зрения объема применяемых к тем и другим соответствующих нормативных предписаний.

В частности, с  понятием «международный полет» связан важный вопрос установления и действия норм международ-ного права и национального права, регулирующих отноше-ния между различными их субъектами по поводу осуществ-ления международных полетов.

В целом полеты в воздушном пространстве можно  классифицировать следующим образом:

1) полеты с  территории одного государства  на террито-рию другого государства. При этом различаются полеты:

     а) в сопредельное государство с практически мгновенным пересечением границ двух государств;

     б) с пересечением района открытого моря;

     в) с транзитным беспосадочным пересечением территории третьего государства;

     г) с тран-зитным пролетом через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, или через архипелаж-ные воды;

2) из района  открытого моря или Антарктика  на терри-торию иностранного государства и обратно; 

3) из одного  района открытого моря или  Антарктики в другой район  открытого моря с транзитным  пролетом через международные проливы или архипелажные воды;

4) полет в  пределах открытого моря или  Антарктики без транзитного пролета  через международные проливы или ар-хипелажные воды;

5) с территории  государства регистрации (эксплуатан-та) воздушного судна в открытое море или Антарктику и обратно (в целях разведки рыбных запасов, проведения на-учных исследований и т. п.);

6) из одной  части территории государства  регистрации (эксплуатанта) воздушного судна в другую часть его тер-ритории с транзитным перелетом территории иностранного государства (например, центральная часть США - Аляска, через Канаду);

7) из одной  части территории государства  регистрации (эксплуатанта) воздушного судна в другую часть его тер-ритории с транзитным пролетом через международные про-ливы или архипелажные воды; .

8) внутренние  полеты в пределах одного государ-ства.

С точки зрения установления объема нормативных пред-писаний, применимых к международному полету, важное значение имеет факт запланированности полета в качестве такового. В этих случаях с начала предполетной подготовки и до окончания полета вступают в действие строго определенные нормы национального и международ-ного права, а именно нормы с международным, или ино-странным, элементом.

Поэтому, к примеру, если при полете, запланированном  в качестве международного, воздушное  судно не долетело до границы и  совершило посадку на тер-ритории того государства, откуда начался полет, он, тем не менее, юридически, то есть с точки зрения действия опреде-ленной группы норм, права (но не фактически), считается международным. И наоборот, такая постановка вопроса недопустима, когда имеют место незапланированные полеты с пересечением границ, по крайней мере, двух государств.

Подобная ситуация возникает при угоне воздушных  судов, совершающих внутренний полет, за границу, при умышлен-ном или неумышленном влете в воздушное пространство иностранного государства самолета, не имеющего задания на международный полет. В этих случаях можно говорить о международном полете в фактическом, но не в юридиче-ском смысле.

Информация о работе Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве