Понятие, источники и система международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:46, лекция

Краткое описание

Выработка понятия «международное право», т.е. сущностного со­держания этого явления, — одна из задач науки права вообще и того ее раздела, который именуется теорией права, в частности, а также науки (доктрины) международного права и ее раздела — теории международ­ного права.

Файлы: 1 файл

Тема 1. Понятие, система, источники МПП.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

Американский профессор М. Джейнис, например, сказал: "Негосударственные образования ныне содействуют формированию глобальной правовой системы. Представляется правильным и полезным восстановить название "право народов" <*>.

В соответствии с отмеченными концепциями международное право рассматривается как право, объединяющее все виды норм, регулирующих отношения, выходящие за пределы государства, включая отношения с участием физических и юридических лиц.

Вот, например, высказывание профессора Анны-Марии Слотер (США): международное право "включает все виды права, регулирующие деятельность, пересекающую территориальные границы или осуществляемую между этими границами... Существующие различия между видами права, например публичного и частного, внутреннего, транснационального и международного, несущественны" <*>. Между тем различия эти более чем существенны. У каждого вида права свой механизм действия. Игнорирование различий неизбежно ослабит взаимодействие различных видов права, которое сегодня приобретает первостепенное значение.

Общая черта упомянутых концепций состоит в том, что они основаны на непонимании роли объекта правового регулирования как важнейшего фактора, определяющего характерные черты и механизм действия определенного вида права. Различные виды общественных отношений механически объединяются и, соответственно, сливаются в неупорядоченный конгломерат норм, относящихся к различным правовым системам.

Подобные концепции носят схоластический характер и не воспринимаются практикой. Тем не менее они отражают определенную тенденцию в правовом регулировании международных связей, например активное подключение отраслей национального права к регулированию международных связей и их нарастающее взаимодействие с международным правом.

 

Проблема названия международного права

Как ранее было сказано, само название "международное право" нередко ставится под сомнение. В связи с этим необходимо заметить, что оно действительно не вполне корректно, поскольку регулирует отношения не между народами, а между государствами.

Данное название сложилось исторически. В Средние века, когда появилась идея права, регулирующего отношения между государствами, юристы в поисках необходимого термина обратились к авторитету римского права. Последнее не оставило никаких следов, которые могли бы свидетельствовать о существовании чего-либо подобного международному праву. Но ему было известно понятие "jus gentium" (право народов). Оно обозначало нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для ряда стран. В дальнейшем название было модифицировано - jus inter gentes (право между народами).

Проблема адекватного названия международного права существует в основном для славянских языков, а также для некоторых других, например для немецкого. На нее издавна обращали внимание российские и немецкие авторы (В.А. Незабитовский, Н.М. Коркунов, И. Кант, Ф. Лист и др.). Следует, правда, заметить, что на славянских языках межгосударственные отношения также именуются международными.

Для других языков этот вопрос не имеет значения. Так, на английском, французском и итальянском языках термины "international law", "droit international", "diritto internazionale" имеют значение межгосударственного права, поскольку слово "nation" означает также "государство", "страна". Литература на этих языках использует и старое название "право народов" (droit des gens, diritto delle genti, law of nations).

Некоторая условность данного названия не имеет большого значения. Оно утвердилось в теории и практике. Условность терминологии - нередкое явление в международной практике. Вспомним хотя бы русский перевод английского названия United Nations (Объединенные Нации) - Организация Объединенных Наций.

 

Функции международного права

Функции международного права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Функции международного права многообразны и усложняются по мере роста значения стоящих перед международным правом задач. Рассмотрим главные функции.

Международное право призвано к жизни потребностями международной системы, основной из них является потребность в самосохранении.

Поэтому главной социальной функцией международного права является упрочение существующей международной системы, обеспечение ее функционирования. Осуществляется эта функция в значительной мере путем поддержания международного правопорядка. Значение этого положения подчеркивается как в практике, так и в теории. В Консультативном заключении Международного Суда ООН о ядерном оружии 1996 г. говорится, что международное право призвано обеспечивать стабильность международного порядка <*>. В одном из древнеегипетских гимнов (I в. до н.э.) содержалось обращение к "всемогущей Исиде": "Ты подумала обо всем, чтобы дать людям жизнь и мир. Ты установила законы, чтобы царил порядок...".

Главная юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Она отражает метод реализации главной социальной функции.

Развитие функций идет по пути их расширения и усложнения как в социальном, так и в юридическом плане. Международное право было порождено потребностью установить элементарный порядок в межгосударственных отношениях, делающий возможным сосуществование независимых государств. Сегодня поддержание порядка все более тесно связывается с созданием благоприятных условий для развития международных отношений в соответствии с потребностями государств и международного сообщества в целом.

По мере ускорения прогресса все более важной становится функция содействия социальному прогрессу.

Приоритет в разработке функции содействия социальному прогрессу принадлежит отечественной науке <*>. Сегодня ее значение все чаще отмечается и зарубежными авторами. Известный алжирский юрист, судья Международного Суда М. Беджауи писал: "Международное право, которое традиционно мыслилось как инструмент координации суверенных властей, теперь наделено функцией преобразования международного общества и применяется во имя таких целей, как мир, развитие, человеческое счастье и экологическое сохранение планеты" <**>.

Динамика развития международного права проявляется в обогащении и усложнении его функций. Оно прошло путь от установления элементарного, крайне индивидуалистического порядка в межгосударственных отношениях до создания международного сообщества.

Из всего многообразия функций можно отметить еще некоторые.

Функция гармонизации национальных интересов государств и их интересов с интересами общечеловеческими. Эта функция находится в основе всех остальных, ее значение подчеркивается в практике государств.

Функция предупреждения нежелательного развития событий. Как известно, предупредительная дипломатия занимает все более важное место в мировой политике. Международное право не только служит поддержанию существующих и формированию новых отношений, но и противодействует существованию и появлению новых отношений, противоречащих его целям и принципам. Так, оно поставило вне закона угрозу силой и ее применение, колониализм, расизм и др. Содействуя повседневному решению множества постоянно возникающих проблем, международное право тем самым предотвращает возникновение конфликтов. Предотвращение и урегулирование конфликтов может быть выделено и в качестве самостоятельной функции.

Функция интернационализации, интеграции заключается в расширении и углублении взаимосвязи между государствами. Тем самым упрочивается международное сообщество - социальная основа международного права и, следовательно, улучшаются условия его функционирования.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта упорядоченного поведения государств, в воспитании в духе уважения к праву, к охраняемым им интересам и ценностям. Значение этой функции для международных отношений и международного права трудно переоценить. Она призвана содействовать развитию интернационального сознания и культуры мира, а также международно-правового сознания, обеспечить международному праву массовую поддержку, в которой оно все более нуждается. Вполне обоснованно программа Десятилетия международного права ООН особое внимание уделила распространению международно-правовых знаний.

Международное право воздействует на политическое и моральное сознание, на развитие культуры в духе своих целей и принципов.

 

ШЛЯНЦЕВ

 

В литературе выделяют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.

Среди отличительных черт принято выделять:

1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования;

2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения;

3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;

4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.

Итак, международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

 

Функции международного права

Под функциями международного права принято понимать основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Функции международного права отличаются многообразием и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений. Результатом действия международного права является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений.

Выделяют следующие функции:

1) стабилизирующая - ее значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным;

2) регулятивная - при ее выполнении устанавливается международный правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения;

3) охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;

4) информационно-воспитательная - состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

 

2. Основные особенности международного права как самостоятельной системы права.

 

ИГНАТЕНКО, ТИУНОВ

Международное право как особая правовая система

В отечественной науке сложилась характеристика между­народного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой сис­темы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международ­но-правовой системы).

В основе разграничения лежит прежде всего метод право­вого регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государ­ства, международное право — в процессе согласования интере­сов различных государств.

 

* Нередко один и тот же международный договор включает нормы, посвя­щенные отношениям между государствами, между государствами и юри­дическими и физическими лицами, а также между самими юридическими лицами и между индивидами различных государств (таковы, например, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным де­лам, соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и иму­щества, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи то­варов и др.).

Информация о работе Понятие, источники и система международного права