Источники международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Источники международного права - это официально-юридическая форма существования международно-правовых норм, обычай, договор и правотворческое решение международной организации. Они представляют собой внешнюю форму, в которой воплощается нормативное содержание норм.

Понятие "источник" охватывает не только форму существования нормы, но и способ ее создания, например с помощью договора или обычая. Термин "источники международного права" прочно утвердился в теории и практике. Понятие источников международного права имеет двойное значение – философское и правовое. С философской точки зрения под источником международного права понимаются материальные условия жизни общества, которые требуют международно-правового регулирования. В юридическом значении под источниками международного права понимаются те формы, в которых выражаются согласованные субъектами международного права их правила поведения. К источникам международного права следует также отнести результаты процесса нормообразования, ставшего итогом согласование воль субъектов международного права.

Файлы: 1 файл

Отработка по международному праву.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

 Отработка по международному праву.

 Храбров Андрей гр. 677

 Тема. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 

 1. Понятие и виды  источников международного  права:

 Источники международного права - это официально-юридическая  форма существования международно-правовых норм, обычай, договор и правотворческое решение международной организации. Они представляют собой внешнюю форму, в которой воплощается нормативное содержание норм.

 Понятие "источник" охватывает не только форму существования  нормы, но и способ ее создания, например с помощью договора или обычая. Термин "источники международного права" прочно утвердился в теории и практике. Понятие источников международного права имеет двойное значение – философское и правовое. С философской точки зрения под источником международного права понимаются материальные условия жизни общества, которые требуют международно-правового регулирования. В юридическом значении под источниками международного права понимаются те формы, в которых выражаются согласованные субъектами международного права их правила поведения. К источникам международного права следует также отнести результаты процесса нормообразования, ставшего итогом согласование воль субъектов международного права.

 Основная  проблема источников международного права  заключается в неясности их перечня. Международно-правовые нормативные документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Приблизительный перечень источников, который некоторыми учеными принимается в качестве списка источников международного права, содержится в ст. 38 Статута Международного суда ООН, которая гласит:

 "Суд, который  обязан решать переданные ему  споры на основании международного  права, применяет:

 a) международные  конвенции, как общие, так и  специальные, устанавливающие правила,  определенно признанные спорящими государствами;

 b) международный  обычай как доказательство всеобщей  практики, признанной в качестве  правовой нормы;

 c) общие принципы  права, признанные цивилизованными  нациями;

 d) с оговоркой,  указанной в статье 59, судебные  решения и доктрины наиболее  квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".

 Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в  которых участвуют или могут  участвовать все государства  и которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

 Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.

 Повторение  действий предполагает продолжительность их совершения. Международное право не устанавливает, однако, какой именно временной отрезок необходимо иметь в виду для формирования обычая.

 Решения международных  организаций, несмотря на то что они  не упоминаются в ст. 38 Статута, могут  стать отправным моментом для образования обычая, в случае если они выражают согласованные позиции государств - в теории согласованная позиция государств по поводу конкретной проблемы называется "state practice" (или "государственная практика").

 С возникновением правила поведения процесс образования обычая не завершается. Только признание государствами в качестве правовой нормы ("opinio juris") превращает то или иное правило поведения государств в обычай. Обычные нормы по общему правилу имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.

 Квалификация  правила поведения в качестве обычая является сложным процессом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом  в письменном виде. Поэтому для  установления существования обычая используются вспомогательные средства, также перечисленные в ст. 38 Статута Международного суда ООН: судебные решения и доктрины наиболее признанных специалистов в области международного права различных стран, а также в теории в качестве дополнительных источников выделяют решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.

 К судебным решениям, которые являются вспомогательным  средством, относятся решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая  спор в Международный суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.

 Международный суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования  обычаев, он давал им более или менее четкие формулировки. В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

 Что понимается в ст. 38 Статута Международного суда ООН под "общими принципами права, признанными цивилизованными нациями", до сих пор неясно. В теории международного права однозначного ответа на этот вопрос нет, однако большинство юристов-международников склоняются к тому, что это "юридические максимы", известные со времен императора Юстиниана, например: "последующая норма отменяет предыдущую", "специальная норма отменяет общую", "норма с большей юридической силой отменяет норму с меньшей силой", "равный над равным власти не имеет" и т.д.

 Другие ученые в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, признают не основные принципы международного права, а принципы права вообще. Указанные положения являются принципами построения международного права, основными идеями, на которых базируется функционирование как международно-правовой системы, так и правовых систем отдельных государств.

 Также некоторые  ученые обращают внимание на формулировку "цивилизованные нации" и называют ее некорректной, поскольку из судебной практики не ясны критерии "цивилизованности".

 Источники международного права можно разделить на два вида - основные и вспомогательные. К основным источникам международного права относятся: международный договор как общий, так и специальный и международный обычай, как итог всеобщей практики.

 К вспомогательным источникам международного права можно отнести: общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву, представляющие различные правовые школы. В какой-то степени к вспомогательным источникам международного права следует отнести односторонние действия и акты государств, например, акты внутреннего законодательства, официальные заявления глав государств и правительств, делегаций на международных конференциях, совместные заявления государств, например, коммюнике по итогам переговоров.

 Соотношение договора и обычая. Договор и обычай как основные источники международного права имеют сходные и отличительные черты. К сходным чертам относится то, что и договор и обычай образуются в результате взаимных действий субъектов международного права и имеют одинаковую юридическую природу, т.е. они являются результатом согласования воль субъектов международного права.

 Следующей чертой присущей как договору, так и обычаю является одинаковая юридическая сила норм договора и норм обычая, другими словами правило поведения, независимо от того содержится ли оно в договоре или в обычае, обязательно для исполнения субъектами международного права. И наоборот нарушение, как договора, так и обычая ведет к прекращению действия норм договора либо норм международного обычая и предоставляет стороне право требовать возмещение ущерба, вызванного нарушением договорных или обычных норм. Кроме того, механизм реализации как договорных, так и обычных норм, един и создается он самими субъектами международного права.

 Договор и  обычай имеют существенные различия. Прежде всего, они отличаются по способу образования. Так, договорные нормы создаются и вступают в силу в конкретное время ими самими определенное. Они создаются активными действиями субъектов международного права, направленными на достижение какого-то результата, определенного в договоре, тогда, как обычай может возникать как в результате активных, так и пассивных действий субъектов международного права благодаря сложившейся практике. К тому же время образования обычной нормы весьма растянуто и, как правило, не определено.

 Следующим обстоятельством, различающим договор и обычай, является то, что сторона обычно ссылается на договор, тогда как доказательством существования обычая служит исключительно практика. Кроме того, существует весьма резкое различие проявления во вне договора и обычая. Если договор выступает в письменной форме, то обычай существует в практике субъектов международного права. Весьма существенным представляется то обстоятельство, что обычай является результатом практики субъектов международного права в основе своей государств, в то время как писаная норма закрепляет практику либо создает ее. К тому же важнейший инструмент международного права, такой как кодификация возможен только в отношении писаных норм.

 Помимо традиционных договора и обычая в настоящее  время в международных отношениях активно используется такой источник международного права, как заключительные акты международных конференций и совещаний.

 Нужно сказать, что далеко не все заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы и, соответственно, являются источниками  международного права. Иногда в международный  документ включается окончательный  вариант текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае источником будет считаться не сам акт конференции, а включенный в него договор, после того как государствами будет дано согласие на его юридическую обязательность. Включение же текста договора в заключительный акт совещания в данном случае представляет собой один из способов установления подлинности текста (аутентичности) договора.

 В качестве источников международного права следует рассматривать  лишь те акты конференций и совещаний, в которых зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Документ Московского совещания 1991 г. и др.

 Юридическая природа этих документов следующая: они содержат правила поведения  субъектов международного права, имеющие  общий характер. Так, Заключительный акт СБСЕ развил положения основных принципов международного права, определил меры по укреплению доверия в Европе; Стокгольмский документ СБСЕ расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ; решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было преобразовано в международную организацию - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

 Часто заключительные акты конференций и совещаний, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Доказательством тому служат такие императивные требования, включенные в текст актов, как "государства обязались соблюдать", "обеспечивать исполнение актов", "приводить свое законодательство в соответствие с актами" и т.д.

 Следовательно, поскольку некоторые акты конференций  и совещаний содержат международно-правовые нормы, их следует считать источниками  международного права. 

 2. Нормы международного  права: понятие,  виды, особенности  применения 

 Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

 В настоящее  время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

 По  характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

 Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества.

 Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве.

 Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права.

 Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений.

 Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

 «никто  не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются  во всех

Информация о работе Источники международного права