Источники международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Источники международного права - это официально-юридическая форма существования международно-правовых норм, обычай, договор и правотворческое решение международной организации. Они представляют собой внешнюю форму, в которой воплощается нормативное содержание норм.

Понятие "источник" охватывает не только форму существования нормы, но и способ ее создания, например с помощью договора или обычая. Термин "источники международного права" прочно утвердился в теории и практике. Понятие источников международного права имеет двойное значение – философское и правовое. С философской точки зрения под источником международного права понимаются материальные условия жизни общества, которые требуют международно-правового регулирования. В юридическом значении под источниками международного права понимаются те формы, в которых выражаются согласованные субъектами международного права их правила поведения. К источникам международного права следует также отнести результаты процесса нормообразования, ставшего итогом согласование воль субъектов международного права.

Файлы: 1 файл

Отработка по международному праву.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

в) при  объединении двух или нескольких государств права и обязательства  по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора;

г) при  отделении части территории и  присоединении ее к другому государству  договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам.

2. Правопреемство  государств в отношении государственной  собственности, архивов и долгов. В отношении правопреемства государственной  собственности, архивов и долгов  применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Под государственной  собственностью Конвенция понимает имущество, а также права и  интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.

Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных  государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным  долгом понимается любое финансовое обязательство государства в  отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Одной из важнейших проблем правопреемства в отношении государственной  собственности является проблема компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Венской конвенции 1983 г. предусматривается, что в принципе такой переход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа. Однако в Конвенции также установлено, что ее положения не наносят ущерба какому-либо вопросу о справедливой компенсации между государством-предшественником и государством-преемником, который может возникнуть в результате правопреемства при разделении государства или отделении от него части территории.

Государство-предшественник обязано принять все меры для  предотвращения нанесения ущерба или  разрушения собственности, переходящей  к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, которые находятся на территории государства-предшественника и принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшественника.

По договоренности заинтересованных государств или по решению соответствующего международного органа может устанавливаться компенсация за переход архивов государства-предшественника к государству-преемнику; в ином случае переход происходит без компенсации. В таком же порядке решается вопрос о дате перехода архивов.

По Венской  конвенции 1983 г. от государства-предшественника  требуется, чтобы оно принимало  все меры по предотвращению ущерба или уничтожения архивов, которые  переходят к государству-преемнику. В Конвенции оговаривается, что  ничто в ней не должно рассматриваться как предрешающее в каком-либо отношении любой вопрос, который может возникнуть из соображений целостности государственных различных архивных фондов государства-предшественника.

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений Конвенцией установлены следующие правила:

а) при  передаче части территории государства  другому государству к правопреемнику переходят:

все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей  территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства  на данной территории;

часть архивов, которая относится к  соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;

государственный долг (в справедливой доле);

б) при  создании нового независимого государства  на территории государства-предшественника  к государству-правопреемнику переходят:

находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;

архивы, принадлежащие его территории, а  также часть иных архивов, необходимых для нормального управления. Государственные долги к правопреемнику не переходят;

в) при  объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги;

г) при  отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с  ней движимое имущество и часть  иного движимого имущества (в  справедливой доле);

относящаяся к территории часть архивов, а  также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;

государственный долг (в справедливой доле);

д) при  разделении государства, когда части  территории образуют два или несколько  государств-правопреемников, к правопреемникам  переходят:

находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;

относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;

государственный долг (в справедливой доле).

Современное международное право исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государства в отношении договоров о границах.

Правопреемство  государств не затрагивает, кроме того, обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений на это, установленных договором в пользу иностранного государства, группы государств или вообще всех государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования или ограничений пользования территорией иностранного государства.

Также необходимо отметить то, что положения  о правопреемстве в отношении  государственной собственности  неприменимы в том, что касается ядерного оружия, которое, в свою очередь, также принадлежит государству-предшественнику. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г., каждая из ядерных держав обязуется не передавать "кому бы то ни было" ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство связано встречным обязательством "не принимать передачи от кого бы то ни было" ядерного оружия или ядерных взрывных устройств, что исключает какое бы то ни было правопреемство в отношении ядерного оружия. 

4. Международная правосубъектность  международных организаций. 

Отдельную группу субъектов международного права  образуют международные организации. Выделяют следующие виды международных  организаций:

1) международные  межправительственные организации  - организации, созданные первичными субъектами международного права (Организация Объединенных Наций, Совет Европы, Европейский союз, Содружество Независимых Государств и другие);

2) неправительственные  международные организации, такие  как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International, Международный комитет Красного Креста. Их особенность заключается в том, что, как правило, они учреждаются юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями, осложненными иностранным элементом. Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами, и, следовательно, подобные международные организации не рассматриваются в качестве субъектов международного права, несмотря на зачастую серьезное влияние на международный правопорядок. Так, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Однако не соблюдено основное требование к субъекту международных правоотношений - неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации  не обладают суверенитетом, не имеют  собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они  создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, принципы ее деятельности, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные  права международных организаций  следующие:

1) право  участвовать в создании международно-правовых  норм;

2) право  органов организации пользоваться  определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие  решений, обязательных для исполнения;

3) право  пользоваться привилегиями и  иммунитетами, предоставленными как  организации, так и ее сотрудникам;

4) право  рассматривать споры между участниками,  а в некоторых случаях и  с не участвующими в данной  организации государствами. 

Международная правосубъектность народов и наций.

Концепция такой правосубъектности была выдвинута  социалистическими и развивающимися странами. Постепенно она нашла определенное признание. В документах ООН в  таких случаях используется выражение "национально-освободительное движение". Представляется, что такое выражение более точно. Вопрос об особом статусе борющейся нации возникает, лишь когда борьба достигает уровня национально-освободительного движения. В таких случаях имеются органы власти, осуществляющие контроль на определенной территории. По существу, речь идет о государстве в процессе становления.

Правосубъектность в этом случае носит временный  и ограниченный характер. Ее задача сделать возможными правоотношения с властью, контролирующей определенную территорию. Другая задача - поставить движение под покровительство международного права, прежде всего международного гуманитарного права. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., принятый в 1977 г. и касающийся жертв международных (межгосударственных) вооруженных конфликтов, определил, что этим понятием охватываются и конфликты, в которых "народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение" (ст. 1). Это значит, что на такие конфликты международное гуманитарное право распространяется в той же мере, как и на конфликты между государствами.

Проявлением ограниченной правосубъектности рассматриваемых  движений является то, что в общих  международных организациях они обладают статусом наблюдателей, а не полноправных членов. Это обстоятельство не мешает им в некоторых случаях быть полноправными членами в региональных организациях. Так, Организация освобождения Палестины (ООП) является членом таких региональных организаций, как Лига арабских государств и Организация африканского единства. Заметим, что такое членство имеет значение для получения статуса наблюдателя в ООН и других универсальных организациях.

Информация о работе Источники международного права