Источники международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Источники международного права - это официально-юридическая форма существования международно-правовых норм, обычай, договор и правотворческое решение международной организации. Они представляют собой внешнюю форму, в которой воплощается нормативное содержание норм.

Понятие "источник" охватывает не только форму существования нормы, но и способ ее создания, например с помощью договора или обычая. Термин "источники международного права" прочно утвердился в теории и практике. Понятие источников международного права имеет двойное значение – философское и правовое. С философской точки зрения под источником международного права понимаются материальные условия жизни общества, которые требуют международно-правового регулирования. В юридическом значении под источниками международного права понимаются те формы, в которых выражаются согласованные субъектами международного права их правила поведения. К источникам международного права следует также отнести результаты процесса нормообразования, ставшего итогом согласование воль субъектов международного права.

Файлы: 1 файл

Отработка по международному праву.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

    В соответствии с Конституцией РФ (п. "о" ч. 1 ст. 72) координация международных  и внешнеэкономических связей субъектов  РФ относится к совместному ведению  РФ и субъектов Федерации. Однако Конституция прямо не говорит  о возможности субъектов РФ заключать  соглашения, которые являлись бы международными договорами. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" также относит заключение международных договоров Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Установлено, что международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов Федерации, заключаются по согласованию с соответствующими органами субъектов. При этом основные положения договоров, затрагивающих вопросы совместного ведения, должны направляться для внесения предложений в соответствующие органы субъекта Федерации, которые, однако, не имеют права вето на заключение договора. Федеральный закон не содержит положений, устанавливающих права субъектов Федерации на самостоятельное заключение международных договоров.

    Ни  Конституция РФ, ни Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном  Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.) не закрепляют норм о проверке конституционности международных договоров субъектов Федерации, хотя в отношении международных договоров РФ такая процедура предусмотрена, что также свидетельствует о нежелании законодателя наделить субъекты Федерации полномочиями по самостоятельному заключению международных договоров.

    Статья 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с  изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) устанавливает компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Следует обратить внимание на то, что среди правовых актов, которые могут быть предметом рассмотрения в этих судах, международные договоры субъектов РФ также не названы.

    Однако  в федеральном законодательстве можно найти норму, свидетельствующую о наличии у субъектов РФ элементов договорной правоспособности. Это статья 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.), согласно которой субъекты РФ имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

    Что касается практики обмена представительствами  с субъектами иностранных федераций, то следует отметить, что ни в  Конституции, ни в законодательстве РФ данный вопрос пока никак не урегулирован. Указанные представительства открываются не на основе взаимности и аккредитуются при каком-либо органе власти субъекта зарубежной федерации или территориальной единицы. Эти органы, являясь иностранными юридическими лицами, не имеют статуса дипломатических или консульских представительств, и на них не распространяются положения соответствующих конвенций о дипломатических и консульских сношениях.

    Итак, относительно международной правосубъектности  субъектов Российской Федерации  можно сделать следующий вывод: в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, однако тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо, что требует соответствующего закрепления в федеральном законодательстве. 
 

Информация о работе Источники международного права