Население

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 02:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – это рассмотреть особенности международно-правовой регламентации положения населения в международном праве.

Задачами курсовой работы являются:

На основании международных соглашений, дать общую характеристику населению и институту гражданства.
Изучить порядок и способы приобретения и утраты гражданства.
Охарактеризовать основные понятия: «бипатризм», «апатризм», понятие «иностранец», беженец и вынужденный переселенец.).
Охарактеризовать правовое положение иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие населения и гражданства в международном праве 5

2. Способы приобретения и утраты гражданства 7

2.1 Приобретение гражданства 7

2.2 Утрата гражданства 12

3. Двойное гражданство и безгражданство 14

4. Правовой статус и режим иностранцев 16

5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 22

5.1 Правовой статус беженцев 22

5.2 Правовой статус вынужденных переселенцев 28

5.3 Право убежища 31

Заключение 37

Список использованных источников 39

Список сокращений 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Основные  положения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сводятся к следующему.

     Срок  временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом (п. 1 ст. 5)10.

     Разрешение  на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6)11.

     В течение срока действия разрешения на временное проживание и при  наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8).

     Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12).

     Согласно  ст. 14 Федерального закона иностранный гражданин не имеет права: 1) находиться на государственной или муниципальной службе; 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; 3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ; 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

     Иностранный гражданин не может быть призван  на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить  на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала (ст. 15).

     Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию  в порядке, предусмотренном Федеральным законом и другими федеральными законами. Регистрация детей, не достигших возраста восемнадцати лет и въехавших в Российскую Федерацию вместе с родителями или с одним из них, производится одновременно с регистрацией родителей (родителя) (ст. 20).12

     Государства как носители суверенитета в принципе самостоятельно регулируют вопросы въезда на его территорию и соответственно выезда, принимая для этого необходимые меры внутригосударственного характера. В современных условиях практически во всех государствах существует разрешительный порядок въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранцев. Иногда он существенно упрощен на основе международных договоров, но это не свидетельствует о том, что такой порядок в принципе отменен. В разных странах установлена различная процедура получения разрешений на въезд и выезд.

     Разрешительный  порядок въезда и выезда предполагает, что в выезде из страны или въезде в нее как иностранцу, так и собственному гражданину государство может и отказать.13

     Каждое  государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной юрисдикции в отношении собственных граждан. Государства привлекают собственных граждан к уголовной ответственности за преступления, совершенные ими на своей территории, а в некоторых случаях и за рубежом. Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государства пребывания, по законам этого государства.

     В некоторых случаях, чаще всего по политическим соображениям, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются. Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой иностранец не может привлекаться к уголовной ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные в каком-либо другом государстве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Может возникнуть вопрос о его выдаче. Но обязанность выдачи преступников существует лишь на основе договоров. Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принципах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.

     Иностранец  вправе рассчитывать на дипломатическую  защиту со стороны государства своего гражданства, и факт его законного  нахождения на территории другого государства объективно облегчает получение им такой защиты. Если иностранец находится на территории другого государства незаконно, то последнее имеет право сомневаться в действительности наличия у него иностранного гражданства, не говоря уж о праве выдворить его за пределы своей территории, привлечь к ответственности за незаконный въезд.

     Дипломатическая защита граждан за рубежом — важнейший  институт современного международного права. Дипломатическая защита — это термин, который имеет широкое значение. Он не означает, что обязательно именно дипломатическое представительство как таковое должно оказывать дипломатическую защиту. Оказание защиты гражданам представляемого государства является обычно функцией консульских учреждений. Дипломатическая защита не только включает в себя собственно защиту государством своих граждан за рубежом, но предполагает также право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых обвиняется гражданин этого государства.

     Дипломатическая защита, прежде всего, является средством, обеспечивающим соблюдение режима иностранцев в отношении данного лица или лиц. Если иностранец действительно нарушил законодательство государства пребывания, то дипломатическая защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушения, подбору, если это необходимо, адвокатов и т. д. и заинтересованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и, в случае необходимости, наказания виновных, компенсации пострадавшему.14 
 
 

5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 

      Разделение  происходит прежде всего по принципу гражданства: вынужденный переселенец — это гражданин России, а беженец — нет.

      Замысел законодателей состоял в том, чтобы каким-то образом отделить мигрантов — граждан недавно единого государства от беженцев-иностранцев. Предполагалось, что в соответствии с Законом о гражданстве РФ приезжающие в Россию соотечественники быстро и легко примут российское гражданство, что даст им право получить статус вынужденного переселенца. Мигранты же из дальних стран, не имея российского гражданства, смогут претендовать только на статус беженца.

      Одно  из существенных изменений, внесенных  в Закон "О вынужденных переселенцах", состоит в том, что гражданин бывшего СССР может получить статус именно вынужденного переселенца и не будучи гражданином России — достаточно по прибытии подать заявление или ходатайство о приобретении гражданства.  

5.1 Правовой статус беженцев

      В соответствие с российским законодательством, беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не хочет) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1 Закона РФ "О беженцах").

      Таким образом, беженцем может быть признан  человек, который только что приехал  в нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).

     В международное право понятие  «беженцы» проникает после первой мировой войны. Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). Устав Управления принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г. А 28 июля 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла к сведению Протокол, касающийся статуса беженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступил в силу 4 ноября 1967 г.

     Личный  статус беженца определяется законами страны его места постоянного жительства или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцами права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться Договаривающимися государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.15

     В рамках мирового сообщества, а также  в результате межгосударственного сотрудничества был принят целый ряд международно-правовых документов, касающихся защиты прав беженцев к ним относятся:

  • универсальные международные соглашения, регулирующие правовое положение беженцев и защиту их прав (Конвенция о статусе беженцев 1951 года. Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года, Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 года, Конституция Международной организации по миграции 1989 года);
  • региональные  международные договоры и конвенции, регулирующие правовую защиту беженцев в определенном регионе (Конвенция, регулирующая конкретные аспекты проблем беженцев в Африке 1969 года, 4 Ломейская конвенция 1989 г. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года, Картахенская декларация о беженцах 1984 г.
 

     Лицо, признанное беженцем, и прибывшие  с ним члены его семьи имеют  право на:

     1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

     2) получение содействия в оформлении  документов для въезда на территорию  Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

     3) получение содействия в обеспечении  проезда и провоза багажа к  месту пребывания в порядке,  определяемом Правительством Российской  Федерации;

     4) получение питания и пользование  коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

     5) охрану представителями территориального  органа федерального органа исполнительной  власти по внутренним делам  в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

     6) пользование жилым помещением, предоставляемым  в порядке, определяемом Правительством  Российской Федерации, из фонда  жилья для временного поселения.

     7) медицинскую и лекарственную  помощь;

     8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве;

Информация о работе Население