- Каждый человек
имеет право искать убежище от преследования
в других странах и пользоваться этим
убежищем.
- Это право
не может быть использовано в случае преследования
в действительности основанного на совершении
неполитического преступления, или деяния,
противоречащего целям и принципам Организации
Объединенных Наций.19
Различают
территориальное и дипломатическое
убежище. Территориальное убежище — предоставление
какому-либо лицу или лицам возможности
укрыться от преследований по политическим
мотивам на своей территории. Дипломатическое
убежище — предоставление какому-либо
лицу или лицам возможности укрыться от
преследований по политическим мотивам
в помещении дипломатического представительства
иностранного государства, консульского
представительства иностранного государства
или на иностранном военном корабле.
Под
политическим убежищем понимается предоставление
государством какому-либо лицу или лицам
возможности укрыться от преследований
по политическим мотивам, которым они
подвергались в стране своего гражданства
или обычного местожительства. Под преследованием
по политическим мотивам понимается преследование
не только за политические убеждения,
но за общественную деятельность, религиозные
убеждения, расовую или национальную принадлежность
и т. п.20
Основания
и процедура (судебная, административная)
предоставления политического убежища,
а также статус лиц, получивших убежище,
зависят от внутреннего законодательства
государства.
Основным
международно-правовым последствием предоставления
политического убежища является обязанность
государства не выдавать лицо, получившее
такое убежище. Государство несет эту
обязанность в отношении международного
сообщества, как подчеркнуто в Декларации
о территориальном убежище.
Не
следует смешивать предоставление политического
убежища с разрешением какому-либо лицу
постоянно проживать на территории
определенного государства. В последнем
случае государство не берет на себя никаких
международно-правовых обязательств.
Нередко
на политическое убежище претендует лицо,
которое в государстве, им оставленном,
считается политическим преступником.
В связи с этим возникает вопрос о том,
кому принадлежит право оценки, является
ли данное лицо политическим преступником
или не является, может ли оно вообще претендовать
на получение политического убежища. Здесь
часто возникают конфликтные ситуации.
Принцип, который закреплен в Декларации
о территориальном убежище, сводится к
тому, что в конечном счете данный вопрос
решает государство, предоставляющее
убежище.
Общепризнанным
является положение, согласно которому
убежище не должно предоставляться лицу,
совершившему общеуголовное преступление.21
Международно-правовое
последствие предоставления политического
убежища заключается в том, что государство,
предоставившее его какому-либо лицу,
приобретает право на оказание квазидипломатической
защиты в случае нарушения прав этого
лица за рубежом. Этот вопрос может возникнуть,
например, в тех случаях, когда лицо, получившее
убежище по тем или иным причинам, временно
выезжает в третью страну. Квазидипломатическая
защита будучи внешне сходной с дипломатической
(оказываемой государством собственным
гражданам), отличается от нее именно тем,
что оказывается не собственным гражданам.
Она обусловлена не гражданством, а специальным
статусом заинтересованных лиц.
Последствие
предоставления политического убежища
сводится к тому, что государство, которое
предоставило политическое убежище какому-либо
лицу, несет ответственность за его деятельность.
Другими словами, оно обязано воспрепятствовать
совершению актов насилия со стороны таких
лиц в отношении государств, из которых
они бежали, пока эти лица пользуются статусом
получивших политическое убежище. Это
не означает, что они не должны выступать
с критикой режима последнего. Такая критика
вполне допустима с точки зрения принципов
международного права и может осуществляться
в порядке, предусмотренном законодательством
государства, предоставившего убежище.
Право
убежища не предоставляется индивидам
непосредственно нормами международного
права. Как право индивидов, оно существует
в рамках внутригосударственного нрава.
Нормы международного права закрепляют
лишь право государства предоставлять
определенным категориям лиц политическое
убежище и обязанность других государств
уважать это право.
Политическое
убежище прекращается, если исчезли
обстоятельства, которые вынудили политэмигранта
искать убежище, или если политэмигрант
натурализовался в государстве, предоставившем
ему убежище. В последнем случае это государство
может сохранить за ним те или иные льготы,
которые оно предоставляет лицам, получившим
на его территории убежище.22
Российская
Федерация предоставляет политическое
убежище иностранным гражданам
и лицам без гражданства с учетом
государственных интересов Российской
Федерации; лицам, ищущим убежище и защиту
от преследования или реальной угрозы
стать жертвой преследования в стране
своей гражданской принадлежности или
в стране своего обычного местожительства
за общественно-политическую деятельность
и убеждения, которые не противоречат
демократическим принципам, признанным
мировым сообществом, нормам международного
права. При этом принимается во внимание,
что преследование направлено непосредственно
против лица, обратившегося с ходатайством
о предоставлении политического убежища.
Лицо,
которому предоставлено политическое
убежище, пользуется на территории Российской
Федерации правами и свободами
и несет обязанности наравне
с гражданами Российской Федерации,
кроме случаев, установленных для иностранных
граждан и лиц без гражданства федеральным
законом или международным договором
Российской Федерации. Предоставление
политического убежища распространяется
и на членов семьи лица, получившего политическое
убежище, при условии их согласия с ходатайством.
Согласие детей, не достигших 14-летнего
возраста, не требуется.
Политическое
убежище Российской Федерацией не предоставляется,
если:
- лицо преследуется
за действия (бездействие), признаваемые
в Российской Федерации преступлением,
или виновно в совершении действий, противоречащих
целям и принципам Организации Объединенных
Наций;
- лицо привлечено
в качестве обвиняемого по уголовному
делу либо в отношении него имеется вступивший
в законную силу и подлежащий исполнению
обвинительный приговор суда на территории
Российской Федерации;
- лицо прибыло
из третьей страны, где ему не грозило
преследование;
- лицо прибыло
из страны с развитыми и устоявшимися
демократическими институтами в области
защиты прав человека;
- лицо прибыло
из страны, с которой Российская Федерация
имеет соглашение о безвизовом пересечении
границ, без ущерба для права данного лица
на убежище в соответствии с Законом Российской
Федерации "О беженцах";
- лицо представило
заведомо ложные сведения;
- лицо имеет
гражданство третьей страны, где оно не
преследуется.
Лицо,
которому Российской Федерацией предоставлено
политическое убежище, утрачивает право
на предоставленное политическое убежище
в случаях:
- возврата
в страну своей гражданской принадлежности
или страну своего обычного местожительства;
- выезда на
жительство в третью страну;
- добровольного
отказа от политического убежища на территории
Российской Федерации;
- приобретения
гражданства Российской Федерации или
гражданства другой страны.
Утрата
политического убежища определяется
Комиссией по вопросам гражданства при
Президенте Российской Федерации по представлению
Министерства внутренних дел Российской
Федерации на основании заключений Министерства
иностранных дел Российской Федерации
и Федеральной службы безопасности Российской
Федерации. Решение Комиссии по вопросам
гражданства при Президенте Российской
Федерации доводится до сведения лица,
утратившего политическое убежище.
Лицо
может быть лишено предоставленного
ему Российской Федерацией политического
убежища по соображениям государственной
безопасности, а также, если это лицо занимается
деятельностью, противоречащей целям
и принципам ООН, либо если оно совершило
преступление и в отношении него имеется
вступивший в законную силу и подлежащий
исполнению обвинительный приговор суда.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
данной курсовой работе нами были рассмотрены
понятие населения и его положение;
изучено понятие гражданства; изучены
способы приобретения и утраты гражданства;
раскрыты такие понятия как двойное гражданство
и безгражданство; изучены понятия правового
положения иностранцев. Международное
право – система юридических норм (договорных
и обычных), создаваемых государствами
(и частично другими субъектами международного
права) путем согласования их воли, регулирующих
межгосударственные и иные международные
отношения, а также определенные внутригосударственные
отношения, которые обеспечиваются в случае
необходимости принуждением, осуществляемым
государствами, а также международными
организациями. В результате сотрудничества
между различными государствами разработаны
и действуют ряд нормативных международных
документов, касающихся населения по вопросам
гражданства, предоставления убежища,
определения прав и свобод граждан без
какой-либо дискриминации. Это Всеобщая
декларация прав человека, Декларация
о территориальном убежище, Конвенция
о статусе беженцев. Кроме того, существует
множество внутригосударственных нормативно-правовых
актов касающихся населения. Они определяют
не только статус гражданина Российской
Федерации, его права и обязанности, но
и статус вынужденных переселенцев, иностранцев,
находящихся на территории Российской
Федерации, а также основания для признания
лица беженцем на территории Российской
Федерации, устанавливая экономические,
социальные и правовые гарантии защиты
прав и законных интересов беженцев, вынужденных
переселенцев и иностранцев в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными
договорами Российской Федерации. Даже
те нормы международного права, которые
прямо не посвящены населению, оказывают
воздействие на его правовое положение.
Обязывая государства действовать определенным
образом по отношению друг к другу, международное
право влечет за собой обязанность государства
предпринимать те или иные действия и
в сфере его внутренней жизни, в том числе
принимать правовые акты, касающиеся положения
населения.
На
мой взгляд основной проблемой для
международного регулирования вопросов
населения является то, что далеко
не все государства мира участвуют
в Международных договорах связанных
с населением, а те, которые и участвуют
далеко не всегда придерживаются их правилам,
а как известно, Pacta sunt servanda (договоры нужно
соблюдать).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- «Всеобщая
декларация прав человека» (Принята 10.12.1948.
Генеральной Ассамблеей ООН) // «Российская
газета» 5 апреля 1995.
- "Декларация
о территориальном убежище" (Принята
14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей
ООН) // Действующее международное право.
Т. 1.- М.: Московский независимый институт
международного права, 1996. С. 338 - 339.
- Конвенция
о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года)
// Действующее международное право. Т.
1.- М.: Московский независимый институт
международного права, 1996. С. 283 - 299.
- "Конвенция,
регулирующая некоторые вопросы, связанные
с коллизией законов о гражданстве"
(Заключена в г. Гааге 12.04.1930) // Действующее
международное право. Т. 1.- М.: Московский
независимый институт международного
права, 1996. С. 223 - 230. Неучаствуем
- Конвенция
о сокращении безгражданства (Нью-Йорк,
30 августа 1961 г.) // Действующее международное
право. Т. 1.- М.: Московский независимый
институт международного права, 1996. С.
247 - 255. Неучаствуем
- Конституция
Российской Федерации. Принята всенародным
голосование 12.12.1993 (с учетом поправок,
внесенных Законами Российской Федерации
о поправках к Конституции Российской
Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ
и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
// «Российская газета» №237, 25.12.1993
- Федеральный
закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О
гражданстве Российской Федерации"
// "Собрание законодательства РФ",
03.06.2002, № 22, ст. 2031
- Федеральный
закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О
правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации" // "Собрание
законодательства РФ", 29.07.2002, № 30, ст.
3032
- Федеральный
закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 01.07.2011) "О
беженцах" // "Российская газета",
№ 126, 03.06.1997
- Закон РФ
от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 01.07.2011) "О вынужденных
переселенцах" // "Собрание законодательства
РФ", 25.12.1995, № 52, ст. 5110
- Соглашение
о помощи беженцам и вынужденным переселенцам"
(Заключено в г. Москве 24.09.1993)
- Федеральный
закон от 22.11.1994 № 40-ФЗ "О ратификации
Соглашения о помощи беженцам и вынужденным
переселенцам" // "Собрание законодательства
РФ", 28.11.1994, № 31, ст. 3191
- Указ Президента
РФ от 21.07.1997 № 746 (ред. от 27.07.2007) "Об утверждении
Положения о порядке предоставления Российской
Федерацией политического убежища"
// "Собрание законодательства РФ",
28.07.1997, № 30, ст. 3601
- Курс международного
права: В 7-ми томах. Отрасли международного
права. Т. 3 / Арцибасов И.Н., Ашавский Б.М.,
Игнатенко Г.В. и др.. - М.; Наука, 1992. - 312 с.
- Международное
право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов,
В.И. Кузнецов. – М.: Межд. отношения, 1994.
– 608 с.
- Международное
право: Учебник / К.К. Гасанов. – М.: ЮНИТА-ДАНА,
2008
- Международное
право: Учебник / А.Н. Жеребцов. – Ростов-на-Дону.:
Феникс, 2001
- Международное
публичное право: Учебник / Л.П. Ануфриева,
Д.К. Бекяшев, В.В. Устинов. – 4-е изд., перераб.
и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
– 748 с.
- Шенгенские
соглашения / Сост., вступ. ст. С.Ю. Кашкина,
А.О. Четверикова. - М., 2000.