Население

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 02:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – это рассмотреть особенности международно-правовой регламентации положения населения в международном праве.

Задачами курсовой работы являются:

На основании международных соглашений, дать общую характеристику населению и институту гражданства.
Изучить порядок и способы приобретения и утраты гражданства.
Охарактеризовать основные понятия: «бипатризм», «апатризм», понятие «иностранец», беженец и вынужденный переселенец.).
Охарактеризовать правовое положение иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие населения и гражданства в международном праве 5

2. Способы приобретения и утраты гражданства 7

2.1 Приобретение гражданства 7

2.2 Утрата гражданства 12

3. Двойное гражданство и безгражданство 14

4. Правовой статус и режим иностранцев 16

5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 22

5.1 Правовой статус беженцев 22

5.2 Правовой статус вынужденных переселенцев 28

5.3 Право убежища 31

Заключение 37

Список использованных источников 39

Список сокращений 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Предусматриваются и другие условия натурализации, например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и т. д.

     Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим большие заслуги перед  данным государством.

     В практике натурализации различают  семейный и внесемейный порядок  приобретения гражданства. Под внесемейным порядком понимают обычный порядок приобретения гражданства. Семейный порядок регулирует приобретение гражданства при вступлении в брак или усыновлении.

     Наиболее  часто здесь речь шла об изменении  гражданства вступившей в брак женщины, причем нередко такое изменение носило автоматический характер. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 года в статье 1 установила, что правительства, подписавших ее государств, примут меры к тому, чтобы вступление в брак женщины или его расторжение не отражалось «автоматически на гражданстве жены». Вместе с тем «иностранка, состоящая замужем... может по праву приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа».

     Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из  общего стабильного  порядка  приобретения   гражданства.   Такой   исключительный   порядок предусматривается либо в международных договорах, либо в специальных законах. Он устанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишь определенной  категории лиц.  Предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к массовому переселению,    а    также    территориальными    изменениями. Групповое   предоставление   гражданства — это   наделение  гражданством  населения  какой-либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.

     Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт — переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может   вызывать возражения со стороны какой-либо части населении  передаваемой территории, поэтому обычно он  корректируется   правом   оптации   (выбора гражданства),  то есть фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

     Оптация — выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. В отличие от трансферта, при оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство. 4

     Восстановление  в гражданстве практикуется государствами в случаях, когда лица имели гражданство государства, затем его утратили, после чего снова захотели его приобрести. Согласно ст. 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.5

     Восстановление  в гражданстве может происходить  двумя путями: посредством реинтеграции или репатриации.

     Реинтеграция - это восстановление в гражданстве  в случае его потери или предыдущего  выхода из гражданства.

     Датой приобретения гражданства  в указанных  случаях является дата регистрации  приобретения лицом гражданства. Реинтеграция обычно носит индивидуальный характер, в отличие от репатриации, которая характеризуется групповым, коллективным признаком.

     Таким образом, репатриация  это восстановление гражданства путем возвращения  в страну своего гражданства (постоянного  проживания или происхождения) определенной группы лиц, которые оказались в силу различных обстоятельств на территории других государств. Это более всего касается беженцев, освобожденных военнопленных, перемещенных лиц. Особенность  репатриации заключается в том, что она является переселением с правом добровольного выбора гражданства.

     Репатриация осуществляется на договорной основе (например, репатриация военнопленных предусмотрена Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 года). 

2.2 Утрата гражданства 

     Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства.

     Автоматическая  утрата  гражданства  в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах.

     Выход из гражданства — это утрата гражданства  на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

     Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличие от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

     Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обманным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Двойное гражданство  и безгражданство 

     Двойное гражданство — наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство (бипатризм) у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъявления в соответствии с национальными законами государств.

     Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что ее гражданин может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России. Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России.6 Во избежание дополнительных трудностей при двойном гражданстве государства нередко договариваются между собой о заключении двусторонних соглашений, в которых предусматривают условия, при которых граждане с двойным гражданством лишь в одном государстве (там, где они фактически проживают) несут воинскую службу и платят налоги.

     Следует отметить, что большинство государств неохотно идут на то, чтобы их граждане имели двойное гражданство.

     Безгражданство  (апатризм) — это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государства борются с ним, стремясь его ограничить.

     Лица  без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

     Внутреннее  законодательство определяет, какие  документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно закону о гражданстве России, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.7     В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

     Во  многих зарубежных странах, в первую очередь в тех, где нет внутренних паспортов, существует судебная процедура выяснения гражданства. 
 
 
 

4. Правовой статус и режим иностранцев 

     Иностранцы  — лица, которые находятся на территории иностранного государства, не являясь его гражданами. Каждое государство самостоятельно решает вопросы относительно въезда иностранцев на территорию своего государства и условий пребывания на ней. В международной практике существует визовый институт, суть которого сводится к специальному разрешению для въезда, транзита и выезда с территории принимающего государства. Ряд государств — участников Европейского союза в конце XX в. заключили между собой Шенгенские соглашения, согласно которым граждане этих государств могут практически свобод но, без виз, лишь на основе своих внутренних личных документов въезжать, передвигаться и выезжать с территории государств — участников Соглашения8. К такой безвизовой системе хотела бы присоединиться и Российская Федерация. Переговоры по этому вопросу ведутся ею уже на протяжении нескольких лет.

     Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

     Правовой  статус иностранцев можно свести к трем видам режимов:

  • национальный режим — иностранцы уравниваются в правах с собственными гражданами;
  • режим наибольшего благоприятствования — иностранцам предоставляются такие же права, как и гражданам любого третьего государства;
  • специальный режим — для иностранцев устанавливается особый режим, более жесткий по сравнению с двумя вышеназванными.

     Общее для всех трех режимов состоит  в том, что каждый из них предусматривает: а) соблюдение иностранцами законов и правил государства пребывания; б) привлечение иностранцев к уголовной, гражданской и административной ответственности за нарушение соответствующих законов государства пребывания; в) запрещение занимать определенные должности или заниматься отдельными видами деятельности.

     Сложность положения иностранца с точки  зрения международного права заключается в том, что он находится как бы в двойном подчинении. Он подчинен двум началам: территориальному, то есть правопорядку государства пребывания, и одновременно личному, то есть законам государства своего гражданства. Определенные сложности могут возникнуть, если законы государства пребывания и законы государства гражданства в чем-то противоречат друг другу. В этом случае имеет место конкуренция указанных начал (конкурирующая юрисдикция).

     Иностранец  может пользоваться правами или выполнять обязанности, вытекающие из его гражданства (т. е. предусмотренные законодательством государства его гражданства), лишь в той мере, в какой это допускается государством пребывания, не противоречит его суверенитету и безопасности. С другой стороны, государство пребывания, устанавливая режим иностранцев, не должно нарушать общепризнанных принципов международного права и договоров, в которых оно участвует.

     В Российской Федерации правовой статус иностранцев определен ее Конституцией, Федеральным законом  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иными национальными нормативными правовыми актами.

     Часть 3 ст. 62 Конституции РФ определяет: «Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».9

Информация о работе Население