Международная правосубъектность государственно-подобных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 02:04, контрольная работа

Краткое описание

Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Оглавление

Введение 4
1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права. 5
Государства - основные субъекты международного права. 7
Международная правосубъектность наций и народов 8
Международная правосубъектность государственно-подобных образований 8
Вопрос о международной правосубъектности индивидов 9
2. Международно-правовое признание. 11
Заключение 16
Задача………………………………………………………………...…...18
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

Тем не менее, признание индивидов участниками  международно-правовых отношений не означает приравнивание их к основным субъектам международного права. Индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более, создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты.

В целом, современная наука  международного права, основываясь  на возможности привлечения к  уголовной ответственности индивидов, а также наличием права обращения в судебные органы, останавливается на той позиции, согласно которой индивид обладает ограниченной международной правосубъектностью, а следовательно, признается субъектом международного права.

Нормы современного международного права, посвященные правовому положению индивида, можно классифицировать следующим образом. 

1. Акты, содержащие нормы  по защите основных прав и  свобод человека: международные  стандарты прав человека (универсальные  и специальные права личности), а также нормы, посвященные  участию индивида в обеспечении и защите своих прав (право доступа в судебные и квазисудебные органы).      

2. Акты, предусматривающие  международную уголовную ответственность индивидов – содержат перечень международных преступлений, механизм уголовного преследования и порядок привлечения к уголовной ответственности международными судебными органами (трибуналами). 
       3. Акты, посвященные правовому положению высших должностных лиц государства, выступающих от его имени, международных должностных лиц, и служащих международных организаций.

 

 

 

2. Международно-правовое  признание.

Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной могут быть: вновь возникшее государство, новое правительство, борющиеся за независимость нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация.

Признание является важным внешнеполитическим актом, поскольку оно выражает желание признающего государства установить нормальные, стабильные отношения с признаваемой стороной. В то же время признание имеет большое международно-правовое значение, определяемое теми юридическими последствиями, которые оно влечет за собой.

В теории международного права существуют две теории о значении международно-правового признания: декларативная и конститутивная.

Согласно декларативной теории, признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права, в частности нового государства, и большого юридического значения для него не имеет, поскольку существование государств как субъектов международного права не зависит от их признания.

В отличие  от декларативной, конститутивная теория считает, что государство как субъект международного права возникает только после его признания другими государствами, а до признания новое государство юридически как бы не существует.

Как считают Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И.  конститутивная теория расходится с жизнью. Кроме того, она принижает значение государственного суверенитета, как неотъемлемого свойства государства - субъекта международного права, ставит его возникновение в зависимость от желания, воли, а то и произвола других государств.

Как говорилось выше, государство становится субъектом  международного права в силу факта своего появления в качестве суверенного государства. Но вместе с тем было бы неверным отрицать важные международно-правовые последствия, которые влечет за собой акт признания.

Не конституируя нового государства, признание имеет  большое как политическое, так  и юридическое значение. Признание  облегчает существование нового государства, ведет к нормализации политических и экономических отношений с другими государствами, выводит это новое государство из международной изоляции. Признанному государству легче в полной мере реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретения им суверенитета.

Новое государство  имеет право на международное  признание. Это вытекает из Устава ООН, его принципов как основных принципов современного международного права, согласно которым все государства обязаны развивать дружественные отношения между собой, уважать принципы суверенного равенства и самоопределения народов.

Признание нового государства осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости, как было в день провозглашения независимости Намибии - последней колонии в Африке - 21 марта 1990 г.

Решения о признании могут оформляться  постановлениями высших органов государства, например в России указами Президента. Так, в связи с образованием суверенных Чехии и Словакии был издан 28 декабря 1992 г. Указ Президента РФ об их признании. В мае 1993 г. Указом Президента России была признана Эритрея.

После возникновения  в 1991 г. на месте СССР независимых  государств, бывших союзных республик, прошла широкая полоса их признания государствами мира, а также взаимного признания друг другом в качестве субъектов международного права.

Признание правительства. В тех случаях, когда нового государства не возникает, а остается существовать прежнее, может встать вопрос о признании его нового правительства. Чаще всего это происходит тогда, когда правительство приходит к власти неконституционным путем или когда меняется форма правления, например вместо монархического устанавливается республиканское правление. Однако и в таких случаях, как показывает практика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новым правительством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не нуждается в признании новое правительство, пришедшее к власти обычным конституционным путем, при смене правительственного кабинета после прошедших выборов в парламент, отставки и т. п.

Вопрос  о признании нового правительства  резко обостряется, если оно создается в результате социальной революции или национально-освободительной войны. В этом случае признание нового правительства, по существу, означает и признание нового государства как субъекта международного права.

К признанию  новых правительств примыкает признание органов национального освобождения. Как говорилось выше, нация в ходе борьбы за свою государственную независимость создает свои органы национального сопротивления, и они могут признаваться в качестве таковых другими государствами. Подобное признание применялось еще во время Второй мировой войны (например, признание Польского комитета национального освобождения. Антифашистского веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Но особенно широкое распространение этот вид признания получил после войны в процессе национально-освободительной борьбы колониальных народов за свою независимость. Этим признанием пользовались Народное движение за освобождение Анголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса, Народная организация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а также ООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как единственные представители народов названных стран. В настоящее время им пользуется Организация освобождения Палестины (ООП).

Признание восставшей и воюющей стороны. Оно  относится к признанию повстанцев на различных ступенях гражданской и национально-освободительной войны. Главным юридическим последствием такого признания является распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны, в частности, Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

Международно-правовое признание не должно использоваться в качестве орудия давления и вмешательства  во внутренние дела в отношении тех, кому оно предназначено. Каждое новое  государство имеет право на признание. Однако, если новое государство возникло в результате территориальных изменений (отделения от другого государства, разделения на два или несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признания является урегулирование новым государством вопросов правопреемства. Что касается нового правительства, то оно имеет право на признание, если осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией. Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное правительство), не должно признаваться.

Признание де-юре (de jure) и де-факто (de facto). В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-правовое признание, различается признание де-юре и де-факто.

Обе формы  признания являются юридическими, поскольку  влекут за собой определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном объеме.

Признание де-юре - это признание в полном объеме. Оно окончательно и не может быть взято назад. При нем с признаваемыми государством или правительством в полном объеме устанавливаются дипломатические, консульские и другие официальные отношения; признаются их права распоряжаться своими имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, в иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикции иностранных судов. В случае признания де-факто устанавливаются только консульские или торгово-экономические отношения с признаваемой стороной. Оно носит временный и переходный к признанию де-юре характер, но может быть взято и обратно. Чаще всего такое признание применяется к новому правительству, а не к новому государству, да и то сравнительно редко. Обычной формой признания является, таким образом, признание де-юре.

От этих двух форм признания следует отличать «разовые контакты» с непризнанным государством, правительством и т. д. Иногда их называют фактическим признанием (не путать с признанием де-факто, которое, как и де-юре, является юридическим признанием), но это не вполне точно. Скорее, в таких случаях нужно говорить о фактическом непризнании: подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должны рассматриваться как признание нового государства или правительства со стороны государства, которое вступает в такие контакты.

В настоящее  время институт признания подвергается определенным изменения. Так, соотношение существующих в современном международном праве теорий международно-правового признания указывают на усиление положений конститутивной теории. Кроме того, в современном мире получают распространение случаи, предусматривающие обязанность государств выражать признание после той или иной конфликтной ситуации.

 

 

 

Заключение

 

Итак, в  рамках данной контрольной работы автор  постарался раскрыть вопрос о субъектах  современного международного права.

В заключении отметим, что современное международное  право охватывает сферой своего действия все государства; оно стало в  этом плане, несомненно, универсальным. Старое классическое международное  право содержало нормы, которые  устанавливали различную степень  зависимости одних государств от других (колонии, протектораты и т. п.). Современное международное право  провозглашает принцип суверенного  равенства.

Различия отмечаются и по субъектам. В старом классическом международном праве единственным субъектом были государства. В современном международном праве государства остаются основным субъектом, но вместе с ними в современном международном праве действуют и новые субъекты - международные организации.

Правосубъектность международных организаций во многом отлична от правосубъектности государств, но данное обстоятельство не является основанием для отказа международным организациям быть субъектами международного права. Значительную поддержку в отстаивании своей точки зрения сторонникам правосубъектности международных организаций оказало Консультативное заключение Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН. В нем Организация Объединенных Наций была признана субъектом международного права. В заключении Суда подчеркивалось также то, что правосубъектность ООН неравнозначна правосубъектности государства.

Изменилось  и отношение международного права  к индивиду. Современное международное  право уделяет значительно больше внимания индивиду, и в частности  правам человека. В современном международном  праве сложилась отрасль, нормы  которой регулируют сотрудничество государств в области прав человека. Ничего этого не было в старом международном праве. Претерпел изменения и институт ответственности. Ответственность за совершение международных преступлений в современном международном праве наряду с государствами несет и индивид. Примером тому служат деятельность и решения Нюрнбергского и Токийского международных военных процессов подтвердивших международную ответственность государств и уголовную ответственность индивидов за совершение преступлений против мира и человечества.

 

 

Задача

 

Международный Красный Крест и Мальтийский  орден не являются международными межправительственными  организациями, тем не менее они признаются субъектами международного права.

Первая попытка заявить о себе как о субъекте международного права была предпринята Мальтийским орденом еще в 1930 году. Тогда были впервые установлены дипломатические отношения со Святым престолом. В 1937 г. подобные отношения были оформлены с франкистской Испанией. Затем наступило затишье на десять лет. И только после второй мировой войны, с 1947 г., стали открываться посольства в различных государствах.

Итальянское правительство, подписало в 1960 г. соглашение с орденом, подтверждавшее все привилегии, пожалованные ему как королевством, так и республикой Италия. Соглашение оговаривало положение ордена как субъекта международного права, экстерриториальность орденских резиденций в Риме (на виа Кондотти и виа Авентин), и правовое положение Великого магистра в качестве главы государства со всеми соответствующими привилегиями.

Информация о работе Международная правосубъектность государственно-подобных образований