Международная правосубъектность государственно-подобных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 02:04, контрольная работа

Краткое описание

Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Оглавление

Введение 4
1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права. 5
Государства - основные субъекты международного права. 7
Международная правосубъектность наций и народов 8
Международная правосубъектность государственно-подобных образований 8
Вопрос о международной правосубъектности индивидов 9
2. Международно-правовое признание. 11
Заключение 16
Задача………………………………………………………………...…...18
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

 

 

                                           Содержание

 

 

Введение 4

1. Понятие и виды и признаки  субъектов международного права. 5

Государства - основные субъекты международного права. 7

Международная правосубъектность  наций и народов 8

Международная правосубъектность  государственно-подобных образований 8

Вопрос о международной  правосубъектности индивидов 9

2. Международно-правовое признание. 11

Заключение 16

           Задача………………………………………………………………...…...18

Список литературы 21

 

Введение

Международное право - это система юридических  норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения  мира и сотрудничества.

Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

В работе дается понятие субъектов международного права, перечисляются их виды  и  основные признаки участника международно-правовых отношений, раскрывается вопрос о месте  физических лиц в международном  праве.

Во второй части работы раскрывается понятие  международно-правового признания, его значение для международный  отношений, содержание конститутивной и декларативной теории признания, анализируются виды и формы признания, юридические и политические критерии, которыми пользуются государства в  ходе признания новых государств и правительств.

В работе использованы международные правовые акты, учебная и научная литература по данному предмету.

 

1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

В зависимости  от своей правовой природы и происхождения субъекты международного права подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права — это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права —  это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto), становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права.

К категории производных (вторичных) субъектов международного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права  — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа.

Субъекты  обладают всеми элементами международной  правосубъектности (право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные права, как:

  • право заключать международные договоры,
  • быть членами международных организаций,
  • иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.),
  • участвовать в работе международных конференций и т. д.

В международном  праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами. Приведем описываемые  в научной литературе признаки, характеризующие понятие субъекта международного права.

1) Субъект  международного права - это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверенными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, - это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права.

2) Одна  из самых существенных особенностей  субъектов международного права состоит в том, что они являются не только носителями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступают как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.

3) В международном  праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как сила, обеспечивающая соблюдение норм права.

4) Понятие  субъекта международного права  неразрывно связано с народом и территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ - правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории.

5) По  общей теории права для субъекта  правоотношения характерна не только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так как без должной ответственности немыслим устойчивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения.

Государства - основные субъекты международного права.

Среди основных субъектов международного права  на первом месте стоят государства. Государство - главная политическая организация современного общества. Над государствами в международных  отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм международного права. В то же время, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств.

Суверенитет - неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государством. Его символы - герб, флаг и гимн, отражающие исторические, географические и национальные особенности.

Благодаря суверенитету, государства равны  друг другу в правовом отношении, т. е. равноправны независимо от величины их территории, населения, экономического и культурного развития, военной мощи и т. д. Это - суверенное равенство.

Принцип суверенного равенства всех государств относится к числу основных принципов  международного права. Он закреплен  в Уставе ООН, а также В Декларации ООН о принципах международного права 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств».

  Международная правосубъектность наций и народов

Особенностью  современного международного права  с точки зрения его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права признаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государственную независимость.

Борьба  наций и народов за образование  собственного независимого государства  является законной в соответствии с  международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в соответствующих разделах употребляется термин «народ» как  субъект самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и часто используются оба вместе.

Самоопределение наций и народов, если судить по современной  международно-правовой практике, может  осуществляться в самых различных  формах, включая и те, при которых  не встает проблема признания международной  правосубъектности за тем или иным народом.

Кроме того, принцип равноправия и самоопределения  народов не должен использоваться в  ущерб территориальной целостности  и политического единства государств, которые его соблюдают и обеспечивают представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

Международная правосубъектность государственно-подобных образований

В международных  отношениях могут участвовать особые политико-территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.

Чаще  всего такие образования носят  временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.

Общим для  политико-территориальных образований  такого рода является то, что практически  во всех случаях они создавались  на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие  соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.

Это вольные  города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое  время (Данциг).

Особый  статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

К государственно-подобным субъектам международного права  относится Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира (в том числе с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых других международных организациях, принимает участие в международных конференциях государств. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

Вопрос о международной правосубъектности индивидов

В области  международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них - появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права, хотя и с весьма ограниченной правосубъектностью.

Основные  права и свободы человека все  больше определяются международным  правом, несмотря на то, что они реализуются в основном через внутригосударственное право.

Так, международные  отношения первой половины XX века выдвинули вопрос об охране человеческой личности, о защите прав и основных свобод человека международно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных юридических актов являются:

  • Женевская конвенция об улучшении участи раненых н больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;
  • Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;
  • Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны от 12 августа 1949 г.;
  • Устав Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г.;
  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.;
  • Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 г.;
  • Декларация ООН о ликвидации всех видов расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. и многие другие документы.

В настоящее  время человек имеет некоторые  юридические возможности выступать  на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов  становятся предметом рассмотрения в международных организациях, прежде всего в ООН. В некоторых региональных организациях, например в Европейском Сообществе (теперь Европейский союз), физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международной уголовной ответственности за международные преступления.

Информация о работе Международная правосубъектность государственно-подобных образований