Валютный курс и его факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение валютного курса, рассмотрение валютного регулирования в России и подведение выводов о роли валютного курса в экономике.
В соответствии с целью исследования ставились и решались следующие основные задачи:
˗ раскрыть понятие валютного курса;
˗ проанализировать теоретические основы формирования валютного курса;
˗ рассмотреть факторы, влияющие на уровень валютного курса;
˗ исследовать экономическое значение валютного курса;
˗ проанализировать режим валютного курса и валютную политику в России.

Оглавление

Введение....................................................................................................... 3
1 Валютный курс: определение, классификация, способы установле-
ния……………………………………………………………………… 5
Валютная система. Понятие валюты……………………………. 5
Сущность валютного курса и его классификация……………... 7
Валютный курс и основные способы его представления……… 10
Роль валютного курса в экономике…………………………….. 16
2 Механизм формирования валютного курса…………………………. 21
2.1 Анализ факторов, воздействующих на валютный курс………... 21
2.2 Регулирование валютного курса……………………………….... 29
2.3 Влияние участников рынка на формирование валютного курса. 33
2.4 Влияние валютного курса на внешнюю торговлю……………… 37
2.5 Валютный курс Банка России. Как формируется и от чего зави-
сит…………………………………………………………………………. 39
3 Валютный курс в России. Современное состояние, проблемы и тен-
денции развития………………………………………………................... 41
3.1 Становление валютной системы в России……………………….. 41
3.2 Современное состояние валютного рынка в России……………. 48
3.3 Проблемы валютного рынка России……………………………... 51
4.4 Перспективы развития валютного рынка России……………….. 55
Заключение……………………………………………………………….. 58

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!.docx

— 362.41 Кб (Скачать)

Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию её валютных ресурсов страна могла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных  организаций.

Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации  принять меры, направленные на обеспечение  поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие  вывоз валюты из страны за рубеж (система  валютного регулирования, важнейшим  направлением которой является валютный контроль).

Фундамент нормативной базы валютного  регулирования образовали закон  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятые в  его развитие многочисленные подзаконные  акты.

Главной задачей валютного контроля в современных условиях является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании  предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. По мнению Банка России, масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что  они создают реальную угрозу экономической  безопасности страны. Если в прошлые  годы утечка капитала из России ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов и хотя бы «компенсировалась» притоком иностранных  инвестиций и кредитных ресурсов, то сейчас в условиях сокращения иностранных  инвестиций ситуация другая: бегство  капитала «съедает» сегодня примерно половину экспортной выручки и почти  в 3 раза превышает платежи государства  по внешнему долгу. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного  импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и  свести на нет усилия денежных властей  по укреплению рубля.

Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными  аналогами, российский феномен бегства  капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и  по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной и правовой базы и т.д.)

Утечка капитала является несомненным  основанием для введения контроля за капиталом, и это тем более  справедливо, если имеется серьезное  подозрение, что значительная часть  банковского сообщества не подчиняется  закону. Проблема России заключается, скорее, не в привлечении иностранного капитала, а утечки российского капитала из страны. Цели, для достижения которых  нужно вводить ограничения потоков  капитала:

˗ удержание внутренних сбережений;

˗ сохранение внутренней базы налогообложения;

˗ сохранение денежной автономии ради достижения управлять плавающим валютным курсом;

˗ установление правильной последовательности шагов по достижению экономической либерализации;

˗ ограничение изменяемости краткосрочных потоков капитала и снижение колебания обменного курса и уменьшение частоты и силы спекулятивных актов [20].

 

3.4 Перспективы развития валютного рынка России

 

В первые месяцы 2013 г. вряд ли можно ожидать существенного  изменения ситуации на валютном рынке. Перспектива формирования какой-либо тенденции в его динамике пока не проглядывается. При этом, разумеется, нужно иметь ввиду, что при проводимой Банком России валютной политике курс рубля является довольно чувствительным к внешним шоковым воздействиям. Очередное обострение кризиса в мировой финансовой системе может вызвать и более значительное его ослабление по отношению к бивалютной корзине – в пределах 7–8% за месяц.

Международные финансовые институты  и экономические организации  прогнозируют продолжение роста  мировой экономики в 2013 году и  в перспективе до 2014 года. Темпы  роста производства товаров и  услуг в мире в 2013 году, по прогнозу МВФ, как и в 2012 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и  нестабильное состояние государственных  финансов ряда зарубежных стран создают  риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного  снижения деловой активности в странах  ˗ торговых партнерах России и  нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2013 году инфляции в большинстве стран  ˗ торговых партнеров России, что  объясняется ожидаемым уменьшением  вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В  результате снизятся внешние риски  ускорения роста цен в России. В 2013 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2012 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

Основной задачей курсовой политики на период 2013˗2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В течение переходного периода  курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса  рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В настоящее время сохраняющийся  значительный профицит счета текущих  операций создает фундаментальные  предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита  торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния  счета операций с капиталом и  финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского  и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях  на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной  перспективе. В данных условиях возрастет  значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях валютный курс является важным показателем, определяющим многие аспекты финансового состояния  государства в целом, отраслей экономики, предприятий и организаций, вовлеченных  в процесс международного разделения труда. В связи с этим вопросы  формирования и управления валютным курсом постоянно находятся в  центре внимания национальных и наднациональных  органов финансового и банковского  регулирования. Поскольку уровень  валютного курса определяет движение капиталов, конкурентоспособность  национальных товаров на мировых  рынках, объемы экспорта и импорта, финансовую безопасность страны в целом, управление им играет важную роль в  рыночной экономике и оказывает  большое влияние на многие макроэкономические процессы. Вместе с тем, высокая степень неопределенности внешней и внутренней среды, обусловленная постоянными изменениями в финансовых и экономических отношениях, как на страновом, так и на общемировом уровне, определяет необходимость постоянной корректировки национальных моделей управления валютными курсами в соответствии с изменяющейся средой. Для Российской Федерации проблема формирования эффективного валютного курса является одной из наиболее сложных в системе задач денежно-кредитного регулирования в связи с проводимыми экономическими реформами, высокой степенью зависимости параметров развития от цен на сырьевые товары на мировых рынках, открытостью финансовой системы мировым влияниям.

Валютное регулирование в широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала потребности текущего момента. Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного  контроля состоит в том, чтобы  ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании  предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей  экономики. Имея ряд общих черт с  зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам  оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых  для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать  основным фактором ухудшения состояния  платежного баланса, поскольку «бегство»  капитала имеет ряд отрицательных  последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы  и создается искусственный спрос  на зарубежные кредиты; уменьшается  налогооблагаемая база; не инвестируется  прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка.

В процессе создания эффективно работающего  и контролируемого внутреннего  валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов:

Во-первых, с одной стороны  валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства.

Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь  общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью.

В-третьих, валютное законодательство в РФ еще далеко от своего полного  становления, оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, а зачастую и противоречиво. В  целом же оно достаточно сложно даже для специалистов, не говоря о работниках предприятий и банков, поэтому, чем  меньше будет исключений из единых правил и норм валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная политика государства. Практика показывает, что многочисленные льготы, которые  делались в интересах отдельных  регионов, отраслей и даже конкретных предприятий существенно усложняло  работу банковской системы, «запутывало» законодательство, делало невозможным  применение универсальных санкций  за нарушение единых норм. Предоставление таких льгот не сопровождается мерами специального контроля за фактическим  их использованием, что создает незаслуженные  преимущества одних участников валютных отношений перед другими и  стимулирует иждивенческие настроения у претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот опасно, прежде всего, тем, что оно нарушает целостный  и единообразный механизм государственного валютного регулирования и контроля.

Валютный рынок в России перешел на стабилизационное положение, и набирает обороты по улучшению  структурной организации, приближающейся к европейским стандартам. Благоприятно отражается на деятельность валютных рынков в России увеличение выплат по внешним долгам, что обеспечивает улучшение соотношения между  внешним долгом и ВВП. Подъем конкурентоспособности  России сможет привести к расширенной  оборачиваемости рубля, что будет служить дополнительным стимулом для перспективности развития валютного рынка в России. В свою очередь удорожание рубля автоматически должно сделать российские товары более дорогими по отношению к импортным. Это должно привести к падению спроса и объема продаж отечественных товаров, а следовательно и к падению объемов промышленного производства. Если этот сценарий реализуется, можно будет говорить о неустойчивости экономического роста.

Поэтому необходимо, прежде всего, проводить мероприятия по стабилизации денежно-валютной политики. Состояние экономики полностью  отражает состояние рубля и тем  самым определяет состояние валютного  рынка в России. Поэтому для  того, чтобы совершенствовать рынок  валюты необходимы масштабные изменения  в структуре органов власти и  управления, что может изменить экономическое  положение в стране и тем самым  укрепить не только валютный рынок, но и денежный в целом.

Информация о работе Валютный курс и его факторы