Территориальные споры КНР в Азиатско-Тихоокеанский регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ территориальных споров КНР и проблем их урегулирования в Азиатско-Тихоокеанский регионе.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
• раскрыть понятие, рассмотреть классификации и определить способы урегулирования международных территориальных споров;
• осветить историю, современное состояние проблемы Тайваня в политике КНР, а также выявить возможные пути разрешения тайваньской проблемы;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 5.75 Мб (Скачать)

По итогам раздела Россия получила 60 % острова Большой Уссурийский, а Китай получил остров Тарабаров и 40 % острова Большой Уссурийский.

Подписанием договора 2004 года Россия достигла нескольких важных целей.

1. Граница с Китаем  протяжённостью в 4200 километров  была впервые в истории полностью  выверена и окончательно утверждена. Таким образом, Китай потерял  последний повод требовать возврата  отобранных у него Россией  в 1858—1860 годах огромных территорий.

2. Водозабор и водоотвод  остались на российской стороне, таким образом, мы сохранили контроль  над столь ценным в двадцать  первом веке ресурсом пресной  воды.

3. Границу удалось отвести  на значительное расстояние от  набережной Хабаровска.

Критики договора из России утверждали и продолжают утверждать в настоящее время, что Россия «уступила» Китаю острова. Однако никакой речи об уступках идти не может. С юридической точки зрения до подписания договора в 2004 году острова были нейтральной территорией и не принадлежали никому.

Таким образом,  сейчас в АТР переплетаются интересы многих государств, в первую очередь промышленно и финансово развитых, включая и Россию, имеющую с Китаем 4000-километровую границу. Россия постаралась решить территориальные вопросы с КНР путем уступок спорных районов. Спор из-за приграничных территорий (урегулирован соглашением 1991 г.) — граница проведена по медианной линии реки Амур.  Считается, что все пограничные вопросы в российско-китайских отношениях были полностью урегулированы в 2005 году: Китаю была передана территория в 337 кв. км (Китай получил остров Тарабаров и 40 % острова Большой Уссурийский, а также о. Большой на р. Аргунь). Однако это оказались не все территории, интересующие Китай. В 2012 году был обнаружен новый спорный участок – теперь уже на Алтае. Совместной комиссией была проведена проверка по поводу демаркации границы, однако в тот момент прийти к компромиссу сторонам не удалось. Россия, вероятнее всего, вновь решит уступить.

 

Заключение

 

Подводя итоги, можно сказать, что различных разногласий и споров за всю свою историю не смогло избежать, наверное, ни одно государство мира, и Китай не стал исключением. Это были конфликты идеологий, экономических интересов, с целью гегемонии в мире или отдельном регионе, различные конфликты этно-конфессионального и территориального характеров, и все они, так или иначе, влияли и продолжают влиять на развитие международных отношений.

Международный территориальный спор образуется в случае различных позиций государств, относительно юридической принадлежности той или иной территории. Возникновение территориального спора регистрируется только тогда, когда все участвующие стороны его признают, и когда определён конкретный предмет спора. Отсутствие данной совокупности говорит о том, что сам спор ещё не возник, и дискуссия идёт относительно разногласий (которые  спором, в дальнейшем, могут и не стать).

Классифицировать территориальные споры можно по разным критериям: по характеру спора, по виду объекта, по количеству субъектов, по географии распространения и т.д. В качестве способов урегулирования территориальных споров могут выступать переговоры, обследования, посредничества, примирения, арбитраж, судебное разбирательство, обращения к региональным органам и соглашениям или иные мирные средства по выбору участников спора.

В концепции «Большого Китая», КНР позиционирует себя в качестве особого стержня, консолидирующего вокруг все остальные китайские сообщества. К ним можно отнести вернувшиеся в состав Поднебесной Гонконг и Макао, заметно ориентированный на Китай Сингапур и все китайские общины, сосредоточенные в основной своей массе по всей территории Юго-Восточной Азии, а также Тайвань, который, несмотря на имеющиеся разногласия с материком, имеет с ним обширные экономические связи. Шансы на возникновение военного конфликта между Тайванем и КНР сегодня практически равны нулю. Китаю, безусловно, не много труда составило бы разрушить это небольшое островное государство, однако этот шаг Пекину просто не выгоден.

В качестве возможных вариантов разрешения тайваньского вопроса приводятся четыре модели развития событий:

1. Китайская республика как правительство всего Китая;

2. Суверенный Тайвань;

3. Сохранение Тайванем «статус-кво»;

4. КНР (включая Тайвань).

«Большой Китай» уже в конце 20-го века показал свою эффективность: из четырёх «Азиатских экономических тигров» трое принадлежат к «Большому Китаю» - Гонконг, Сингапур и Тайвань. На сегодняшний день «большой Китай» это огромное экономическое и политическое сообщество, способное оказывать влияние уже не только на Восточную и Юго-Восточную Азию, но и на весь Азиатско-Тихоокеанский регион в целом.

Конфликты в акватории Южно-Китайского моря сегодня становятся одними из главных очагов напряжённости в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Споры во многом связаны с нахождением там нефтегазовых и биологических ресурсов (а именно из-за границ ИЭЗ, континентального шельфа, акватории моря и находящихся там островов). Признание суверенитета над ними для каждой страны означает обеспечение правовой основы для исключительной эксплуатации морского дна и окружающих островов, что и составляет суть всех разногласий. Если Тонкинский залив, острова Спратли и Парасельский архипелаг уйдут под контроль Пекина, то для него станет возможной добыча шельфовых залежей углеводородов практически на всей акватории Южно-Китайского моря. Однако же главная причина заключается в том, что Южно-Китайское море является одной из главных артерий мировой торговли, а также имеет важное стратегическое значение для быстрого переброса флота между Индийским и Тихим океанами. А из этого следует, что преобладание в данном регионе любого государства может иметь глобальные последствия. 

Суть китайско-японского спора сводится к доказательству суверенитета над спорными островами. И дело здесь не в только в континентальном шельфе, хранящем колоссальные запасы природного газа, но также в том, что владение этими островами даёт новые выходы в Тихий океан, так необходимые Китаю с его мечтами о статусе сверхдержавы. И Китай, и Япония в последние годы существенно увеличили свои расходы на оборонный комплекс. Япония абсолютно уверена в своём праве на архипелаг Сенкаку и отдавать его явно не собирается, а Китай периодически отправляет свои судна «патрулировать» острова, что Японией воспринимается как провокация. В связи с этим остается лишь констатировать, что вряд ли затяжной характер территориального спора в ближайшее время изменится, в то же время трудно давать какие-либо надежные прогнозы относительно развития ситуации.

Китайско-индийские споры касаются неурегулированной 3400-километровой границы. Этот район в течение многих столетий служил своеобразной буферной зоной между двумя империями. В 1962 году между государствами произошла  недолгая пограничная война, после которой споры то утихали, то активизировались вновь. Китай претендует на индийский штат Аруначал-Прадеш, а Индия на Аксайчин – регион, соединяющий Тибет с Синьцзяном на северо-западе КНР. Ведущиеся с 2003 года по этим вопросам переговоры особо значимых результатов не дали. Однако время все яснее показывает бесперспективность индийско-китайского противостояния: у Индии нет ни материальных ресурсов, ни политической заинтересованности для его продолжения. К тому же, ни одна из стран явно не готова принести политические жертвы ради формального урегулирования.

Сейчас в АТР переплетаются интересы многих государств, в первую очередь промышленно и финансово развитых, включая и Россию, имеющую с Китаем 4000-километровую границу. Россия постаралась решить территориальные вопросы с КНР путем уступок спорных районов. Спор из-за приграничных территорий (урегулирован соглашением 1991 г.) — граница проведена по медианной линии реки Амур. Считается, что все пограничные вопросы в российско-китайских отношениях были полностью урегулированы в 2005 году: Китаю была передана территория в 337 кв. км. В 2012 году был обнаружен новый спорный участок – теперь уже на Алтае. Совместной комиссией была проведена проверка по поводу демаркации границы, однако в тот момент прийти к компромиссу сторонам не удалось. Россия, вероятнее всего, вновь решит уступить.

Подводя общие итоги, можно заметить, что Китай проводит довольно жёсткую политику в решении своих территориальных споров, часто не желая идти на компромисс, вследствие чего большинство споров остаются неурегулированными и по сей день. Очевидно желание Китая как можно больше укрепить свои позиции в АТР. К нему вернулись Гонконг и Макао, ставшие уже к тому моменту «азиатскими тиграми». Тайваньский вопрос по-прежнему остается для Китая неоднозначным и весьма болезненным. На сегодняшний день решение, устраивающее как Пекин, так и Тайбэй, не найдено. Роль Китая в спорах Южно-Китайского моря показывает его открытое стремление к статусу самого влиятельного государства в регионе. Во многом, такая позиция обусловлена ресурсным потенциалом желаемых китайцами территорий, однако главная причина кроется в их стратегической важности. Теоретически, если бы китайские претензии были удовлетворены, странам акватории в пользование осталась бы лишь узкая полоска территориальных вод – логично предположить, что подобное решение вопроса их не устроит, а значит, споры будут продолжаться. Что касается споров с Японией, Индией и Россией, на уступки Поднебесной пошла только Российская Федерация. Ни Япония, ни Индия на подобные шаги не идут и лишь стараются сохранить, на сегодняшний день, с таким трудом  восстановленное равновесие в отношениях с КНР.

Список литературы

 

1.

Устав ООН. [Электронный ресурс]: режим доступа URL: http://www.un.org/ru , свободный (дата обращения 13.03.2015).

2.

Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года. [Электронный ресурс]: режим доступа URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml, свободный   (дата обращения 15.03.2015).

3.

МИД РФ  [Электронный ресурс]: режим доступа URL: www.ln.mid.ru, свободный   (дата обращения 02.04.2015).

4.

Анохина Е.С. Китайские диаспоры США и Канады и «новая» китайская миграция // Вестн. Том. гос. ун-та.-2012.- №355.- С. 51-54.

5.

Воробьёв В.Я., Иванов А.В. Линия Пекина в урегулировании проблем в бассейне Южно-Китайского моря // Вестник МГИМО.-2013.-№3 (30).- С. 37-44.

6.

Воскресенский А.Д. «Большая Восточная Азия»: Мировая политика и энергетическая безопасность. /А.Д. Воскресенский.- М.: ЛЕНАНД, 2006. – 128 с.

7.

Гудошников Л.М. Аомынь накануне воссоединения с Китаем // Проблемы Дальнего Востока.- 1999.- № 1.- С. 50-57.

8.

Колосов Ю.М. Международное право: учебник/ Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.- М.: Международные отношения, 1994.- 608 с.

9.

Локшин Г.М. АСЕАН и территориальные споры в Южно-Китайском море // ЮВА: актуальные проблемы развития .- 2013.- №20.- С. 17-39.

10.

Локшин Г.М. Архипелаг Спратли вчера и сегодня // ЮВА: актуальные проблемы развития .- 2014.- №22.- С.136-145.

11.

Локшин Г.М. Вьетнамо-Китайские отношения: тирания географии и здравый смысл // ЮВА: актуальные проблемы развития.- 2013.- №21.- С.77-100.

12.

Медведев Р.А. Подъём Китая/ Р.А. Медведев. – М.: Астрель, 2012. – 318 с.

13.

Мосяков Д.В. Конфликт в Южно-Китайском море и возможные пути его разрешения // ЮВА: актуальные проблемы развития.- 2013.- №21.- С.16-22.

14.

Мурашева Г.Ф. Курс КНР в ЮВА и Южно-Китайском море: дань традиции или ответ на вызовы времени? // ЮВА: актуальные проблемы развития .- 2012.- №18. С. 16-46.

15.

Нартов Н. А. Геополитика / Н.А. Нартов, В.Н. Нартов; под ред. В.И. Староверова. — 4-е изд., перераб. и доп.   - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007.- 527 с.

16.

Орлов А.С. Классификация международных  территориальных споров и её значение для их разрешения // Вестник УдмГУ .-2008.-№2-2.- С.157-162.

17.

Орлов A.C. Неопределенность правовой природы государственной территории как фактор международных территориальных конфликтов // Вестник Удмуртского университета.- 2007.- №6.- С. 99-108.

18.

Сыроежкин К.  Тайваньский пролив: новый виток противостояния [Электронный ресурс]: режим доступа URL: http://www.continent.kz/1999/02/22.html, свободный (дата обращения 22.05.2015)

19.

Торкунов А.В. Современные международные отношения: учебник / Под. ред. А.В. Торкунова.- М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), -1999. - 584 с.

20.

Цыганкова С.П., Чусовитина М.В. Концепция «мягкой силы в работах китайских теоретиков международных отношений»// Тюмень: Издат-во Тюмен. гос. ун-та .- 2010.- С. 68-73.

21.

Уянаев С. В. Китай и Индия: достижения и проблемы современного этапа отношений // Китай в мировой и региональной политике. История и современность.- 2014.- №19.- С. 135-153.

22.

Большой Энциклопедический Словарь [Электронный ресурс]: режим доступа URL:  http://www.vedu.ru/bigencdic, свободный   (дата обращения 06.06.2015).

23.

Тонкинский залив — [Электронный ресурс]: режим доступа URL: http://geosfera.info/aziya/1142-tonkinskiy-zaliv.html, свободный (дата доступа 17.05.2015).

24.

Экономика и право: словарь-справочник/ Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков.- М.: Вуз и школа, 2004.- 1072 с.

25.

Выборы президента на Тайване назначены на 16 января 2016 года [Электронный ресурс]: режим доступа URL: http://ria.ru/world/20150317/1052983620.html, свободный (дата обращения 18.05.2015).     

26.

Китай предъявил России территориальные претензии [Электронный ресурс]: режим доступа URL: http://www.km.ru/world/2012/08/15, свободный (дата обращения 12.05.2015).  

27.

Число китайцев, проживающих за пределами Китая, достигло 35 млн и составило крупнейшую группу мигрантов в мире [Электронный ресурс]: режим доступа URL:   http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20070214144617.shtml, свободный (дата обращения 22.04.2015).

28.

Международная экономическая статистика [Электронный ресурс]: режим доступа URL: http://www.statinfo.biz, свободный (дата доступа 15.05.2015).


 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1. Таблица 1. Территориальные споры КНР в АТР.

п/п

Стороны спора

Предмет спора

Международные нормативные правовые акты

Статус спора

Риск военного столкновения

1.

КНР, Китайская Республика (Тайвань)

суверенитет Китайской Республики

отсутствуют

не урегулирован

низкий

2.

КНР, СРВ (Вьетнам)

Тонкинский залив (делимитация континентального шельфа)

1. Франко-китайская пограничная  конвенция 1887 г. (Вьетнам)

2. Женевская конвенция 1958 г., ст. 6 (КНР)

урегулирован в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

низкий

3.

КНР, СРВ, Тайвань, Бруней, Малайзия, Филиппины, Индонезия

акватория ЮКМ - Парасельские острова и

Архипелаг Спратли (суверенитет над островами, ИЭЗ, делимитация континентального шельфа, а также стратегическое значение акватории ЮКМ)

1. Женевские соглашения по Вьетнаму от 1954 г. Согласно им острова Спратли и Парасельские отошли к Республике Вьетнам.

2. КНР ссылаются на «свое историческое право на все острова в ЮКМ».

не урегулирован

(фактически острова поделены  прибрежнымистранами, однако суверенитет над островами и ИЭЗ продолжают оспариваться)

высокий

4.

КНР, Япония

острова Сенкаку

1. Конвенция ООН по  морскому праву 1982 г.

не урегулирован

высокий

5.

КНР, Индия

штат Аруначал-Прадеш (КНР видит его частью Тибета), район Аксайчин

1. Симлская конференции 1913-1914 гг. по вопросам границы между Британской Индией и Тибетом (КНР не признаёт);

2. Китай не присоединился ни к одному из соглашений по северной границе Кашмира, заключенных между Британской империей, Россией и Афганистаном

не урегулирован

средний

6.

КНР, РФ

острова Тарабаров, Даманский, Большой.

1. Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части

урегулирован

низкий

Информация о работе Территориальные споры КНР в Азиатско-Тихоокеанский регионе