Территориальные споры КНР в Азиатско-Тихоокеанский регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ территориальных споров КНР и проблем их урегулирования в Азиатско-Тихоокеанский регионе.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
• раскрыть понятие, рассмотреть классификации и определить способы урегулирования международных территориальных споров;
• осветить историю, современное состояние проблемы Тайваня в политике КНР, а также выявить возможные пути разрешения тайваньской проблемы;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 5.75 Мб (Скачать)

В свою очередь, Китай ссылается на ст.6 Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе, в которой указывается разграничение континентального шельфа на основе линии равного отстояния, что в большей степени соответствует нормам международного права, нежели подход вьетнамской стороны.

Однако урегулирование данного спора осложняется некоторыми обстоятельствами. Позиция Пекина не принимает во внимание остров Лонг-Ви (расположенный в 53 морских милях от берегов Вьетнама), который влияет на прохождение границы континентального шельфа. Аргументы же вьетнамской стороны жизнеспособны лишь в отношении разграничения территориальных вод, без распространения на открытое море.

В соответствии с подписанной Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., опубликованной в ноябре 1982 г., Вьетнаму официально определена морская граница в Тонкинском заливе, на основе Конвенции от 1887 г., по которой 63% площади Тонкинского залива принадлежит Вьетнаму. МИД Вьетнама также подтвердил свою претензию на 63% в Тонкинском заливе. Но в соответствии с соглашением с Китаем о разделе Тонкинского залива, часть, принадлежащая Вьетнаму, составляет всего 50% площади залива.

Как отмечает Локшин Г.М., «Вьетнамская дипломатия делает акцент на общих интересах, как например, на превращении сухопутной границы в нормальную и безопасную, чтобы обе стороны могли пользоваться трансграничной торговлей. В результате были достигнуты важные соглашения по демаркации сухопутной границы и северной части Тонкинского залива».22 25 декабря 2000 года стороны заключили соглашение о делимитации морской территории, ИЭЗ и континентального шельфа в Тонкинском заливе, которое окончательно поставило точку на мрачном наследии, доставшемся Вьетнаму и Китаю после краткой, но кровопролитной войны 1979 года.

Права на Парасельские острова как уже отмечалось выше, оспариваются двумя государствами – КНР и Вьетнамом.

Первое реальное столкновение произошло в 1959 г., когда КНР, занимавшая к тому времени часть Парасельских островов, попыталась установить контроль над всеми Параселами и утвердиться на западной группе островов, называемую Круассан. Именно этот эпизод и можно считать началом этого конфликта. Здесь впервые столкнулись китайские рыбаки и южновьетнамские пограничники. Китайцы дважды пытались высадиться на этой части островов и поднять там свой флаг, но были вытеснены южновьетнамскими силами. В заявлении МИД КНР от 5 апреля 1959 г. задержание и арест китайских рыбаков были расценены как незаконное вторжение вьетнамцев на китайскую территорию.

В последующие 15 лет вокруг островов оставалась относительно спокойной, начало конфликту уже было положено. В январе 1974 г. о нем заговорили во всем мире, так как, пользуясь тем, что США уходили из Индокитая и более не собирались вмешиваться в местные дела, китайские войска провели молниеносную военную операцию и буквально за четыре дня стали полными хозяевами на Параселах, изгнав оттуда южновьетнамских пограничников.23

В юридическом плане стороны должны придерживаться Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г., и Декларации АСЕАН от 2002 года о мирном разрешении конфликтов в Южно-Китайском море. Однако есть и другие международные акты, которые запутывают ситуацию.

Всем мировым сообществом признаны Женевские соглашения по Вьетнаму от 1954 г. Согласно им были образованы две страны: Демократическая Республика Вьетнам в северной половине и Республика Вьетнам — в южной. Острова Спратли и Парасельские отошли к Республике Вьетнам (в соцстранах ее назвали марионеточной республикой Южного Вьетнама). Но в Китае ссылаются на свое историческое право на все острова в Южно-Китайском море. Некоторые источники указывают, что в 1958 г. премьер-министр ДРВ Фам Ван Донг заявил о признании за Китаем такого права.

Однако Пекин хотел получить под свой контроль не только Парасельские острова, но и архипелаг, находящийся намного южнее – Спратли. 25 февраля 1992 года Китай принял закон «О территориальных водах и прилегающих к ним районах», из которого следовало, что уже не только Парасельские острова, но и архипелаг Спратли являются частью китайской территории, и административно подчинены острову Хайнан. Китай мог пресекать «незаконный» промысел, иностранные суда обязаны были получать разрешение на пересечение этих вод, а подводные лодки и вовсе пересекать территорию в наземном положении. Общая площадь «китайских» акваторий теперь составляла около 3 млн. кв. км.

Спор перестал быть двусторонним, и вовлечены в него теперь оказались, помимо КНР и СРВ, Малайзия, Филлипины, Тайвань, а также Индонезия (принадлежность островов Натуна).

Архипелаг Спратли состоит из 230 небольших островков, общая площадь которых составляет около 250 тыс. км24 и находится между территориями Филиппин, Вьетнама, Малайзии, Брунея и Индонезии. Архипелаг занимает обширную нефтегазоносную территорию в Южно-Китайском море

Во время Второй мировой войны Спратли захватила Япония, но позже, в соответствии с Сан-Францисским мирным договором, отказалась от прав на архипелаг, а так как договор не регламентировал, кто теперь владеет островами, то права на них предъявили сразу несколько стран: Тайвань и Вьетнам  - на все острова, Филиппины – на часть островов в северной части архипелага. В последующие годы к спору присоединились Малайзия и Бруней, претендующие на владение рифами, скалами и атоллами юго-западной части Южно-Китайского моря.

В соответствии с международным правом государство может утвердить свой суверенитет над заброшенными и необитаемыми островами только путём осуществления эффективной их оккупации. Однако если государство, претендующее на них, этого не делает, оно ослабляет значение своих утверждений о распространении своего суверенитета и юрисдикции на острова Южно-Китайского моря.25    

Как следствие, данный принцип побудил участников спора к действиям. В 1960-70 годы на островах активно размещали свои военные гарнизоны Филиппины, Вьетнам и Тайвань. КНР подключились к процессу в конце 1980-х годов, когда на самых перспективных островах уже обозначили своё присутствие другие государства.  Заняв ряд свободных островов, Китай также приступил к строительству искусственного острова на основе одного из коралловых рифов (Файери Кросс). Это действие КНР логично повлекло за собой возникновение целого ряда вопросов юридического (и не только) характера, так как случай является беспрецедентным, и в Конвенции ООН по международному праву 1982 года никак не отражен.

Споры относительно этих островов сводятся, главным образом, к праву владеть и распоряжаться недрами континентального шельфа (т.е. права на разведку и добычу углеводородов на шельфе в соответствующих ИЭЗ, а также на добыча морепродуктов в прилегающих к островам водах).

Однако в том, что касается вопроса о территориальной принадлежности островов Спратли, то заинтересованные страны практически его уже решили. Они, де-факто установили на ряде из них свой контроль, создав там поселения, построив, где было возможно, вертолетные площадки, посадочные полосы, причалы, ангары для самолетов, казармы и военные укрепления, а также учредив местную администрацию и законодательно включив их в состав своей территории.

Так, к 2012 г., по данным Гавайского исследовательского центра «Восток - Запад», больше всех контролировал Вьетнам - 25 островов, атоллов и рифов (из них только 7, действительно, можно считать островами). Китай, в конечном счете, овладел 12 островами, отмелями, рифами и атоллами вдоль восточной части архипелага, вблизи которых и проходят главные морские коммуникации ЮКМ. Некоторые из них оборудованы радарными установками, артиллерийскими позициями и укреплениями, вертолетными площадками, складами для продовольствия и боеприпасов. У Филиппин 9 островов, но самая длинная взлетно-посадочная полоса в 1300 м. Малайзия имеет 5 островов. Тайвань владеет одним, но зато самым большим островом - Тайпиндао.26Бруней же в одностороннем порядке установил зону рыболовства в районе Луиза-Риф (в южной части архипелага).

Большинство пригодных для жизни и использования островных территорий, на настоящий момент фактически уже поделены между прибрежными государствами. Однако суверенитет над ними продолжает оспариваться и ни за одним из государств-участников спора ИЭЗ не признается.

Бросающейся в глаза особенностью споров между Китаем и рядом юго-восточных стран вокруг островов в ЮКМ является то, что в них не фигурируют договорные акты, которые могли бы недвусмысленно подтвердить территориальные амбиции любого из участников или свидетельствовать о том, что кто-то нарушает или не считается с правоустанавливающими документами по данной тематике. Получается, что все играют на достаточно зыбком поле «исторических» ссылок и туманных прецедентов, трактуемых каждым в свою пользу. Обладая самыми длительными письменными хроникальными источниками и непрерывностью суверенной истории, Китай здесь заведомо располагает преимуществом. Другое дело, что при территориальных спорах экскурсы в историю имеют главным образом эмоционально-мобилизующую нагрузку. Для международно-правового решения они носят факультативный, вспомогательный характер, уступая, в конечном счете, приоритет соображениям политической целесообразности, а бывает, и конъюнктуры. Главное во всем этом, чтобы битва «исторических памятей» не оборачивалась реальными сражениями, что, к сожалению, не всегда получается.27  

В мае 2009 г. китайские власти направили в адрес Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна специальное письмо, в которое вложили карту, где были обозначены границы Китая по версии властей КНР. В соответствии с ней южная граница китайских владений охватывала рифы на побережье малайзийского штата Саравак, расположенного на Калимантане, более чем в полутора тысячах километров от основной китайской территории. Власти КНР в этом письме указали, что имеют неоспоримые права на суверенитет над этими островами и прилегающими к ним морскими акваториями. В результате КНР официально объявила своей территорией примерно 80% морских пространств ЮКМ, практически полностью проигнорировав справедливые требования Вьетнама и Филиппин, да и АСЕАН в целом.

После этого напряженность и противостояние в регионе резко выросли, свидетельством чему стали опасные вооруженные конфликты 2011 и 2012 гг., когда военные корабли противостоящих сторон на протяжении нескольких дней находились друг против друга в готовности открыть огонь. Оппоненты КНР, в первую очередь, власти Филиппин, обратились за поддержкой к США и эту поддержку получили. Вашингтон гарантировал Маниле всяческую помощь в случае китайской экспансии и таким образом фактически встал на ее сторону, породив у многих ощущение, что диспут вокруг островов явно вышел за региональные рамки. Борьба за острова и морские акватории стала превращаться в еще одну сферу соперничества КНР и США в этом регионе мира.

В связи с таким опасным развитием событий встает вопрос, а можно ли вообще остановить этот конфликт и найти из него мирный выход.28

Конфликты в акватории Южно-Китайского моря сегодня становятся одними из главных очагов напряжённости в Азиатско-тихоокеанском регионе. Споры во многом связаны с нахождением там нефтегазовых и биологических ресурсов (а именно из-за границ ИЭЗ, континентального шельфа, акватории моря и находящихся там островов). Признание суверенитета над ними для каждой страны означает обеспечение правовой основы для исключительной эксплуатации морского дна и окружающих островов, что и составляет суть всех разногласий. Если Тонкинский залив, острова Спратли и Парасельский архипелаг уйдут под контроль Пекина, то для него станет возможной добыча шельфовых залежей углеводородов практически на всей акватории Южно-Китайского моря.29 Однако же главная причина заключается в том, что Южно-Китайское море является одной из главных артерий мировой торговли, а также имеет важное стратегическое значение для быстрого переброса флота между Индийским и Тихим океанами. А из этого следует, что преобладание в данном регионе любого государства может иметь глобальные последствия.

Выходом из этой ситуации для стран Южно-Китайского моря, или по крайней мере инструментом, существенно снизившем бы риск усиления конфликта, мог бы стать вариант совместного освоения спорных территорий, необходима глубокая экономическая интеграция между участниками спора, благодаря которой ни одна из сторон не захотела бы применять силу. Также снижению уровня напряженности в регионе могло бы поспособствовать создание «дорожной карты» по решению существующих разногласий в акватории.

Конфликты в акватории Южно-Китайского моря сегодня становятся одними из главных очагов напряжённости в Азиатско-тихоокеанском регионе. Споры во многом связаны с нахождением там нефтегазовых и биологических ресурсов. Однако главная причина заключается в том, что Южно-Китайское море является одной из главных артерий мировой торговли, а также имеет важное стратегическое значение для быстрого переброса флота между Индийским и Тихим океанами. А из этого следует, что преобладание в данном регионе любого государства может иметь глобальные последствия.

С Японией не решены вопросы относительно острова Сенкаку (китайский Дяоюй). Острова включают пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 кв.км, и располагаются в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от острова Исигаки (архипелаг Рюкю, Япония), в 190 км к северо-востоку от о-ва Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая. Также компартия официально не признаёт японский суверенитет и над архипелагом Рюкю, в состав которого входит Окинава.

Примечательно в этом случае то, что Китай поднял вопрос суверенитета данной территории только в конце 1970-х годов, когда появились точные доказательства  наличия там нефти, ранее же суверенитет не оспаривался (в статье «Жэньминь жибао» от 8 января 1953 года и в Атласе мира, опубликованном в Китае в 1960 году острова Сенкаку рассматривались как часть Окинавы.) По официальным данным японского правительства, на островах не было замечено никаких доказательств принадлежности их китайской стороне (остров неоднократно проверялся), в связи с чем 14 января 1895 года Япония официально включила в свой состав острова Сенкаку, опираясь на всё тот же принцип terra nillius («ничья земля»).

Официально предметом спора между государствами является суверенитет над архипелагом Сенкаку. Однако немаловажным является тот факт, что данный район богат залежами энергетических ресурсов (нефть, газ) и биологических (это традиционное место рыболовства). В этой связи к вопросу суверенитета добавилась проблема разграничения ИЭЗ, а также делимитация границы континентального шельфа.

Расстояние между Окинавой и материковым Китаем - меньше 400 морских миль, а из этого следует, что ИЭЗ КНР и Японии заведомо взаимно пересекаются. В этой ситуации принципиально важное значение имеют острова Сенкаку: государство, обладающее суверенитетом на архапелаг, будет иметь право отсчитывать свою экономическую зону уже от них, тем самым существенно эту самую зону увеличивая.

29 сентября 1972 года КНР  установила с Японией дипломатические  отношения, что заметно снизило  градус напряжённости спорного  вопроса. А в 1974 году китайская  сторона и вовсе выступила  с предложением отложить рассмотрение  вопроса на неопределённый срок.

Информация о работе Территориальные споры КНР в Азиатско-Тихоокеанский регионе