Территориальные споры КНР в Азиатско-Тихоокеанский регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ территориальных споров КНР и проблем их урегулирования в Азиатско-Тихоокеанский регионе.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
• раскрыть понятие, рассмотреть классификации и определить способы урегулирования международных территориальных споров;
• осветить историю, современное состояние проблемы Тайваня в политике КНР, а также выявить возможные пути разрешения тайваньской проблемы;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 5.75 Мб (Скачать)

Конфликт вновь напомнил о себе в 1996 году, когда КНР провёл военные учения в марте, как раз накануне президентских выборов на Тайване, что обострило их и без того непростые взаимоотношения. Эти события естественно насторожили Японию, так как если бы Китай в случае военного столкновения захватил Тайвань, то же самое он мог сделать и с островами Сенкаку. В этом же году Китай и Япония подписали Конвенцию ООН по морскому праву, и включили в свои экономические зоны архипелаг Сенкаку.

В следующие несколько лет активно проходили различные провокации, а также акции протеста, что тоже не способствовало урегулированию вопроса.

В 1999 году Китай приступил к геологической разведке шельфа островов Сенкаку, на что японские власти обратились к Пекину с предложением о проведении совместных консультаций по проблеме морского права. Китай отказался, заявив, что не признаёт действие ИЭЗ Японии. В 2003 году Китай уже приступил к бурению, установив на границе с японскими водами морскую платформу. Японская сторона  выразила обеспокоенность, ведь Китай возможно добывает газ из залежей, располагающихся по её территорией – КНР же вновь заявил о об обладании суверенным правом над островами. Данное месторождение, предположительно, имеет общий резервуар, следовательно, из-за односторонней его разработки Китаем, страдают интересы Японии. В этой связи между государствами были начаты переговоры касательно сфер влияния в Восточно-Китайском море, посвящённые двум вопросам: совместной разработке шельфа и суверенитету над Сенкаку. Переговоры дали плоды в виде подписания в 2008 году соглашения о совместной разработке месторождения, обсуждение же вопроса Сенкаку ни к чему не привело.

Переговоры о рабочих моментах продолжались вплоть до 2010 года, до случая с задержанием в районе спорных островов китайского траулера и арестом капитана (возвращённого потом домой вместе с кораблём). Этот инцидент повлёк за собой фактический срыв переговоров: Китай вышел из переговоров и начал самостоятельную разработку шельфа. Страны обменялись нотами протеста, а спустя какое-то время, всё же возобновили усилия по нормализации отношений.

15 апреля 2012 года губернатор  Токио Синтаро Исихара выступил с заявлением, что Япония намерена выкупить спорные острова у частных владельцев (укрепив, тем самым, свой суверенитет над ними), а 5 сентября стало известно, что японское правительство приобретёт 3 из 5 островов архипелага. Китай в ответ направил 2 военных корабля «для защиты своего суверенитета». В самом Китае в это время вновь прошла волна антияпонских демонстраций, многие японские компании были вынуждены покинуть КНР. Японию в данном споре поддерживают США, которые считают, что острова входят в зону совместного обеспечения безопасности Японии и США.

Сегодня корабли китайской береговой охраны продолжают демонстративно появляться вблизи спорных островов и заходить в прибрежную зону (в 2014 году количество подобных визитов состоялось более 30). Заметив китайские суда, японские пограничники просят тех «немедленно покинуть территориальные воды Японии», других действий пока не предпринимая.

Таким образом становится ясно, что суть спора китайско-японского спора сводится к доказательству суверенитета над спорными над спорными островами. И дело не в только в континентальном шельфе, хранящем колоссальные запасы природного газа, но и в том, что владение этими островами даёт новые выходы в Тихий океан, так необходимые Китаю с его мечтами о статусе сверхдержавы. И Китай, и Япония в последние годы существенно увеличили свои расходы на оборонный комплекс. Япония абсолютно уверена в своём праве на архипелаг Сенкаку и отдавать его явно не собирается, а Китай периодически отправляет свои судна «патрулировать» острова, что Японией воспринимается как провокация. В связи с этим остается лишь констатировать, что вряд ли затяжной характер территориального спора в ближайшее время изменится, в то же время трудно давать какие-либо надежные прогнозы относительно развития ситуации.

Китайско-индийский пограничный конфликт возник отнюдь не случайно, он имеет глубокие исторические корни и длительную предысторию.

Общая протяженность китайско-индийской границы составляет 1700 км, при этом граница делится на 3 участка: восточный, центральный и западный участки. Протяженность восточного участка составляет 650 км – от стыка границ Китая, Индии и Бирмы до стыка границ Китая, Индии и Бутана. Протяженность центрального участка - 400 км, от стыка границ Китая, Индии и Непала в районе уезда Пулань Тибетского автономного района до горы высотой 6795 м в уезде Чжали. Протяженность западного участка составляет 650 км – от упомянутой горы в уезде Чжали до перевала Каракорум в Синьцзяне. Граница на всем ее протяжении никогда не была обозначена, однако в процессе административной практики обеих стран сложилась традиция условного признания пограничной линии, проходящей на востоке вдоль южных отрогов Гималайского хребта, на центральной участке – вдоль линии главного Гималайского хребта, а на западе – вдоль хребта Каракорум. Тибет и Синьцзян являются неотделимой частью территории Китая. На протяжении долгой истории отношения Китая и Индии носили традиционно дружественный характер, граница территориальных владений двух стран на картах наносилась в соответствии с традицией, которую уважали граждане обоих. Ситуация изменилась после установления британского колониального господства в Индии. Великобритания, используя Индию в качестве плацдарма, развернула широкую экспансию в направлении китайских западных приграничных районов. Это постепенно вело к обострению китайско-индийских приграничных отношений. Используя неофициальный характер китайско-индийского разграничения, британская колониальная администрация Индии приступила к захвату территорий в Тибете и Синьцзяне, посеяв, таким образом, семена войны.

Одной из самых важных проблем в отношениях между Китаем и Индией на протяжении последних пятидесяти лет остается неразрешенный территориально-пограничный спор. Многие годы после войны 1962 г. главным образом такой спор тормозил развитие отношений. Хотя во время визита премьер-министра Индии Раджива Ганди в Китай в 1988 г. стороны совершили прорыв в отношениях: договорились одновременно с поиском обоюдно приемлемых способов разрешения пограничной проблемы, активно развивать отношения в других областях, однако территориально-пограничный спор, как подводный камень, до сих пор мешает развитию отношений, установлению доверия между двумя государствами. Так, Индия указала одной из причин ядерных испытаний в мае 1998 г. неразрешенность пограничного вопроса с Китаем.

Стоит отметить, что одной из первопричин обоих споров стало, как раз-таки, естественное нежелание Китая жертвовать собственными территориальными интересами в пользу других региональных игроков. В первом случае непризнание Поднебесной решений Симлской конференции 1913-1914 гг. по вопросам границы между Британской Индией и Тибетом дало ей основание заявить о нечеткости искомых рубежей; в другом же – неприсоединение Китая ни к одному из соглашений по северной границе Кашмира, заключенных между Британской империей, Россией и Афганистаном, тем не менее, не помешало ему, начиная с 50-х годов прошлого века, закрепиться в Аксайчине, а в 1956-1957 гг. построить через него стратегически важную трассу G219 Ечэн – Лхаса, соединившую Синьцзян и Тибет.

Несмотря на ведущийся с 2003 г. регулярный диалог на высоком уровне специальных представителей, особенно чувствительной стороны в последнее время по-прежнему называют погранично-территориальную проблему. Это не случайно, поскольку вопрос не только в том, что переговоры пока не дают ощутимого прогресса, но и в том, что не ослабевает острота темы так называемых пограничных вторжений. Как полагают, например, эксперты авторитетного индийского Института оборонных исследований и анализа Министерства обороны Индии, каждый год имеют место «более сотни таких случаев со стороны китайских пограничных патрулей». Причем инцидент апреля-мая 2013 г. в долине Депсан на востоке Кашмира, когда в Индии посчитали, что три десятка китайских пограничников разбили двухнедельный лагерь, вторгнувшись на 19 км на индийскую территорию, эксперты признают наиболее значительным со времени серьезного пограничного противостояния в 1986— 1987 гг. в восточном секторе прохождения Линии фактического контроля (ЛФК). Лагерь вскоре был снят, но проявившееся ощущение латентной напряженности в целом остается. Китайская сторона считает все обвинения в свой адрес беспочвенными, указывая в ответ на факты, которые, по ее мнению, напротив говорят об «излишней военной приграничной активности Индии».

Высшие руководители обеих стран продолжают придерживаться сформулированного несколько лет назад тезиса, согласно которому у КНР и Индии достаточно стратегического пространства для одновременного и не мешающего друг другу развития. А как указывалось в октябре 2013 г. в официальном заявлении МИД КНР, существующий между Китаем и Индией консенсус намного сильнее, чем разногласия, а общие интересы намного больше существующих между сторонами проблем.30

В 2003 году произошли взаимные территориальные признания: правительство Индии признало Тибет неотъемлемой частью китайской территории, а Китай признал Сикким частью Индии. Однако некоторые территориальные вопросы по части территорий остались нерешёнными. Несмотря на прошедшие 11 раундов переговоров между государствами с 2003 году, КНР и Индия не смогли окончательно решить территориальный спор. Ситуация усугубляется возникающими инцидентами и заявлениями с обеих сторон. Отвергая возможность обмена территориями (Индия отказывается от претензий на Аксай-Чин, а КНР отказывается от претензий на Аруначал-Прадеш), Пекин занял позицию, согласно которой он претендует на обе спорные территории. Территориальный диспут обостряется поддержкой Индии непризнанного правительства Далай-ламы в Дарамсале.

Переговоры по территориально-пограничным вопросам проводятся на самом высоком уровне, однако окончательное решение по данной проблеме представляется отдаленным. Китай периодически поднимает вопрос о принадлежности индийского штата Аруначал-Прадеш. Так публичное заявление с этой целью в ноябре 2006 года, как раз, перед тем как Ху Цзинтао посетил Нью-Дели, подняло на новый уровень диспут о намерениях Китая.

Тем не менее, ситуация на границе в общем сохраняется мирной, и, следовательно, военные действия там маловероятны, однако ни одна из стран не готова принести политические жертвы ради формального урегулирования.

В 2005 году, Китай стал наблюдателем в Ассоциации Регионального Сотрудничества Южной Азии (SAARC). В свою очередь Индия сотрудничает с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и является членом Регионального Форума АСЕАН (ARF) и, несмотря на противоборствующие усилия Китая, членом Восточноазиатского Саммита. Индия также является наблюдателем в Шанхайской Организации Сотрудничества, где также наталкивается на непримиримую позицию КНР по членству. Тем не менее, будущее региональной роли Индии в Азии будет зависеть не только от отношений Индии с Китаем, но и от того, как хорошо Индия и другие азиатские страны видят их интересы и находят общие траектории развития.

Таким образом, китайско-индийские споры касаются неурегулированной 3400-километровой границы. Этот район в течение многих столетий служил своеобразной буферной зоной между двумя империями. В 1962 году между государствами произошла  недолгая пограничная война, после которой споры то утихали, то активизировались вновь. Китай претендует на индийский штат Аруначал-Прадеш, а Индия на Аксайчин – регион, соединяющий Тибет с Синьцзяном на северо-западе КНР. Ведущиеся с 2003 года по этим вопросам переговоры особо значимых результатов не дали.

Процесс восстановления китайско-индийских отношений идет сложно и медленно, наибольшим препятствием здесь являются барьеры психологического характера. Несмотря на то, что с окончания китайско-индийской пограничной войны 1962 г. прошло почти сорок лет, в Индии по-прежнему сохраняется весьма прохладно отношение к Поднебесной. Однако время все яснее показывает бесперспективность индийско-китайского противостояния: у Индии нет ни материальных ресурсов, ни политической заинтересованности для его продолжения.

Сейчас в АТР переплетаются интересы многих государств, в первую очередь промышленно и финансово развитых, включая и Россию, имеющую с Китаем 4000-километровую границу. Россия постаралась решить территориальные вопросы с КНР путем уступок спорных районов.

Проблемы с линией границы, разделяющей Россию и Китай, начались в прошлом веке, после подписания Пекинского договора 1860 года. Граница, по условиям договора, определялась по берегам рек Амур и Аргунь, принадлежность же речных островов не оговаривалась. Это впоследствии стало почвой для конфликтов и даже привело к вооруженному противостоянию из-за контроля над островом Даманский.

К 1991 году в результате длившихся с 1969 года переговоров по территориальной проблеме сторонам, наконец, удалось прийти к компромиссу. Ключом к нему стала уступка с нашей стороны — СССР на своем излете согласился на прохождение границы с Китаем по фарватеру Амура и Уссури. В результате 90% восточной части границы с Китаем были согласованы и 16 мая 1991 года в Москве представители СССР и КНР подписали соглашение о границе, которое было подтверждено в 1996 году договором между РФ и КНР.

Уступка Москвы стоила ей многих территориальных потерь. Самой тяжёлой из них, наверно, является остров Даманский, из-за которого в 1969 году произошли вооружённые столкновения и который, несмотря на это, отошел к Китаю. Не самым лёгким решением для России явилась и передача Китаю в 2005 году 174 кв. км территорий близ Хабаровска. Значимость данной территории определяется не только её размером, но и важным военно-стратегическим значением. Ведь Китаю отошла часть острова Большой Уссурийский, где ранее располагался важный укрепрайон российской армии, и часть острова Тарабаров, где ранее пролегала траектория взлета боевых самолетов 11-й российской армии ВВС и ПВО, которая дислоцируется в Хабаровске. Острова Большой Уссурийский и Тарабаров на реке Амур имеют протяженность 30 км, общую площадь — 337 кв. км, остров Большой на реке Аргунь — протяженность 28 км, площадь 58 кв. км.31

Спор из-за приграничных территорий (урегулирован соглашением 1991 г.) — граница проведена по медианной линии реки Амур. В 2004 г. было определено прохождение границы между КНР и РФ: остров Тарабаров и примерно половина острова Большой Уссурийский на р. Амур, о. Большой на р. Аргунь, перешли Китаю. Таким образом, Пекин и Москва подписали окончательное соглашение, по которому спорная территория двух островов в 380 квадратных километров делилась между странами поровну. Граница при этом не привязывалась к ориентирам на местности, а устанавливалась по абсолютным координатам.

Информация о работе Территориальные споры КНР в Азиатско-Тихоокеанский регионе