Территориальные споры КНР в Азиатско-Тихоокеанский регионе
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 22:19, дипломная работа
Краткое описание
Целью данной работы является анализ территориальных споров КНР и проблем их урегулирования в Азиатско-Тихоокеанский регионе. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач: • раскрыть понятие, рассмотреть классификации и определить способы урегулирования международных территориальных споров; • осветить историю, современное состояние проблемы Тайваня в политике КНР, а также выявить возможные пути разрешения тайваньской проблемы;
Согласно ст. 33 Устава ООН, государства,
участвующие в любом споре, продолжение
которого могло бы угрожать поддержанию
международного мира и безопасности, должны
прежде всего стремиться разрешить спор
путем «… переговоров, обследования, посредничества,
примирения, арбитража, судебного разбирательства,
обращения к региональным органам и соглашениям
или иными мирными средствами по своему
выбору». К тому же, если спор так или иначе
затрагивает кроме самих участников и
другие государства (акваторию, регион),
целесообразным решением будет обращение
к авторитетной региональной организации.
В качестве примера можно привести споры
в Южно-Китайском море, где в качестве
такой организации выступила Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
РАЗДЕЛ II. Проблема
Тайваня и «Большой Китай»
Для Китая проблема Тайваня
существенно отличается от прочих, так
как остров одновременно является субъектом
как внешней политики, так и внутренней,
равно как и Китай для Тайваня.
Тайвань представляет собой
государственное образование в западной
части тихого океана, и включает в себя
главный остров Тайвань, Пескадорские
острова, Мацу, Киньмэнь и ряд островов
в ЮКМ. От материкового Китая главный остров
отделён Тайваньским проливом. Население
на 2008 год составляет 23 млн 37 тыс человек5, тогда как на конец 80-х приходилось
немногим более 20 млн человек.
После победы в японо-китайской
войне 1984 года, Япония захватила Тайвань
и сделала его своей колонией (остров был
важен как плацдарм), но после поражения
Японии во Второй мировой войне колониальный
режим был свергнут, и Тайвань стал одной
из провинций Китая. В это время в Китае
партия Гоминдан терпит поражения в гражданской
войне. На остров бежали остатки войск
и администрации Чан Кайши, Гоминдан также
эвакуируется на Тайвань. Там формируется
правительство «национального Китая»,
которое провозглашает себя правительством
всего Китая (а фактически только Тайваня
и прилегающих к нему островов), на материке
же действует правительство компартии.
Таким образом, образовались два Китая
и два правительства.
Вторая половина 20 века характеризуется
бурным ростом экономики Тайваня – показатели
были одними из самых высоких в мире (в
среднем темпы роста составляли 7 -
8% в год). Это развитие происходило, главным
образом, за счёт инвестиционной поддержки
США, Японии и стран Западной Европы. США
видят Тайвань в качестве своего протектората
и военного союзника, и не желают его возвращения
Китаю – своему стратегическому противнику.
Когда в 1950 году началась Корейская
война, американский 7-й флот был направлен
в Тайваньский пролив для защиты Тайваня
от возможного нападения со стороны материкового
Китая. А в 1954 между Китайской Республикой
и США был подписали договор о взаимной
безопасности, который вступил в силу
в 1955 году (по этому договору на Тайване
было размещено 10 тысяч американских военнослужащих).
Однако к рубежу 60-х и 70-х годов
наметилось охлаждение США к вьетнамским
властям. Причиной тому были и неудачно
складывающаяся для американцев военная
кампания во Вьетнаме, и более взвешенная
внешняя политика нового президента Р.
Никсона. В 1971 г. при согласии США место
Китайской Республики (Тайваня) в ООН занял
представитель КНР, политический режим
острова тем самым потерял международное
признание: многие страны мира разорвали
дипломатические отношения с Тайбэем
и установили их с Пекином. В феврале 1972
г. во время своего исторического визита
в Пекин Никсон заявил, что США признают
лишь один Китай, тот, столицей которого
является Пекин, и что Тайвань является
частью этого Китая (в 1979 году США аннулировали
договор о безопасности с Тайванем).
Во времена Мао Цзэдуна Китай
оказывал на Тайвань сильное политическое
и военное давление и не поддерживал с
тайваньским государством почти никаких
экономических и культурных связей. Но
и Тайвань проводил тогда политику тотального
антикоммунизма и самоизоляции от материка.
Еще в 1950 году на Тайване был введен декрет
о чрезвычайном положении. Еще раньше
– весной 1948 года – на Тайване были введены
Временные правила «на период национальной
мобилизации для подавления коммунистического
мятежа». Эти декреты и правила были формально
отменены только в 1991 году.
Перемены в Китае после смерти
Мао Цзэдуна привели и к снижению напряжения
в отношениях между КНР и Тайванем. Однако
на Тайване все еще действовал режим «трех
нет» (нет контактам, нет переговорам и
компромиссам с коммунистами). Вся торговля
и все почти связи между Тайванем и материковым
Китаем осуществлялись через Гонконг,
а некоторые – через Сингапур. Новое руководство
КНР, возглавляемое Дэн Сяопином, выдвинуло,
как известно, концепцию «одно государство
– два строя». «Основная часть страны
огромна, – говорил Дэн Сяопин, поясняя
свою концепцию. – Социализм осуществляется
на территории с миллиардным населением.
При такой предпосылке около нее допустимо
существование капитализма в небольшом
районе и небольшом масштабе. Без этой
предпосылки капитализм может поглотить
социализм».6
После смерти Чан Кайши, главой
Китайской Республики стал Цзян Цзинго
(его сын), который до 1978 года выполнял
обязанности премьера, а затем и президента.
Под руководством Цзян Цзинго Тайвань
завершил процесс превращения небольшой,
бедной и отсталой островной провинции
в современную, динамичную, промышленно
развитую страну.
После смерти Цзян Цзинго в
1988 году его сменил на посту Президента
и лидера Гоминьдана Ли Дэнхуэй – коренной
житель Тайваня и твердый сторонник политики
либерализации, начатой при Цзяне. При
нем начались переговоры с Китаем, которые
вели специально созданные для этого неофициальные
организации: Ассоциация по отношениям
через пролив, со стороны КНР, а со стороны
Тайваня – фонд Совет по взаимоотношениям
с континентальным Китаем. Обе структуры
были основаны в 1991 году.
В феврале того же 1991 года принимается
“Программа национального воссоединения”,
которая предусматривает выполнение нескольких
этапов на пути к достижению объединения
страны – однако, без указания сроков
выполнения программы:
этап двусторонних контактов
и взаимного благоприятствования;
этап взаимного доверия и сотрудничества;
этап переговоров по проблеме
национального объединения.7
В результате переговоров был
достигнут так называемый «консенсус
1992 года», который провозглашал единство
Китая. Что при этом понимается под «единством
Китая», сторонам согласовать не удалось
– каждая подразумевала свое. КНР подразумевал
присоединение Тайваня, а что хотел Тайвань,
он и сам четко сформулировать не мог.
Имелось в виду что-то вроде присоединения
КНР к Тайваню (тайванизация Китая), но
вслух такую идею из-за ее крайней иллюзорности
произнести не решались. На этом сближение
и прекратилось, а Ли Дэнхуэй занял крайне
негативную позицию по отношению к КНР.
Однако, начиная с 1990-хх. гг.
торгово-экономические отношения двух
государств продолжают интенсивно развиваться,
Поднебесная становится для тайваньских
предпренимателей крупнейшим источником
получения прибыли. 18 сентября 1992 года
на Тайване принимаются «Правила отношений
народов Тайваньского региона и материка»,
которые определили нормативную базу
отношений Тайваня с КНР. В эти же года
принимается свод правил торговли между
Тайванем и КНР и одновременно начинает
поощряться деятельность, направленная
на привлечение на остров научно-технических
достижений Китая.8 В 1996 году в Китайской Республике
состоялись первые свободные выборы. Участие
принимали всего две партии – Гоминьдан
и Демократическая Прогрессивная партия
(ДПП), победу снова одержал Ли Дэнхуэй.
Тем не менее, экономическое
сотрудничество с материковым Китаем
постепенно развивалось, экономика КНР
стала открытой для тайваньских предпринимателей.
Увеличивался экспорт товаров в Китай
(в 1997 году он составил около 20 млрд долларов).
Во многом, именно рынок Китая в 1980-90-х
годах помог росту экономики Тайваня,
а разрешение тайваньских властей своим
гражданам посещать Китай способствовало
притоку тайваньских капиталов в КНР.
Следующим президентом, избранным
в 2000 году, стал кандидат от ДПП – Чэнь
Шуйбань. На острове вновь воцарились
идеи тайваньского национализма, усилились
идеи развития национальной и культурной
идентичности – Тайвань, по мнению ДПП,
не является частью материка и не должен
стремиться к объединению с ним. За время
нахождения у власти демократов значительно
возросли расходы на военный сектор (около
30%), создавались препятствия для расширения
экономических связей с КНР. «В период
с 2002 по 2006 год ВВП в расчёте на душу населения
уменьшился с 15 до 12 тыс. долларов».9 В 2008 году к власти вновь пришёл
Гоминьдан, и президентом стал Ма Инцзю,
провозгласившего курс на сближение с
КНР. В том же году произошла первая встреча
руководителей двух государств с момента
образования КНР в 1949 году – Сяо Ваньчан
(вице-президент Китайской Республики),
встретился с Ху Цзиньтао в рамках Азиатского
экономического форума, проходившего
тогда на острове Хайнань.
Мировой кризис, так ощутимо
ударивший по многим экономикам, лишь
укрепил интеграцию Тайваня и КНР. С приходом
к власти на острове Гоминьдана, исчезли
многие ограничения относительно циркуляции
капиталов: теперь они идут в обоих направлениях.
Всё ярче проявляет себя тенденция
на сближение Тайваня и КНР. В июне 2008 года
тайваньский парламент разрешает обменные
операции с юанем, а в 2009 году на острове
введено параллельное использование полных
и неполных иероглифов, постепенно образуется
общее языковое пространство.
29 июня 2010 года между странами
было подписано «Рамочное соглашение
об экономической кооперации» - ECFA.
По данному договору Китай
устанавливает преференции (а в
отдельных случаях и нулевые
тарифы) для 539 наименований тайваньской
продукции, что составляет около
16% от общего объёма экспорта в КНР.
Для Китая же такие предпочтения устанавливаются
для 267 товаров (или около 10,5% от поставок
на остров). Оппозиция выступила против
заключения этого договора, увидев умысел
китайцев увеличить, таким образом, влияние
на Тайвань.
Во взаимоотношениях КНР и Тайваня
сегодня заметно явное потепление, что
не может не беспокоить США – ведь таким
образом штаты теряют один из мощнейших
рычагов влияния ка Китай, проводя в то
же время политику его сдерживания.
Несмотря на то, что международного
признания Китайская Республика не имеет,
она является членом около двадцати международных
организаций: в том числе таких авторитетных,
как ВТО, АТЭС и других. На сегодняшний
день, Китайская Республика является одой
из самых эффективных восточно-азиатских
экономик, а также крупным экспортёром
капитала.
Шансы на возникновение военного
конфликта между Тайванем и КНР сегодня
практически равны нулю. Китаю, безусловно,
не много труда составило бы разрушить
это небольшое островное государство,
однако этот шаг Пекину просто не выгоден.
Тайвань известен развитием многих наукоёмких
отраслей промышленности, к тому же, он
важен Китаю как источник прибыли, инвестиций
и технологий.
Существует четыре основных
сценария возможного развития событий
вокруг Тайваня. Рассмотрим их в порядке
возрастания вероятности развития событий.
1. Китайская Республика
как правительство всего Китая.
Чан Кайши, вероятно, мечтал
о том, что однажды Гоминьдан вновь с триумфом
займёт место у власти на материковом
Китае, однако даже с большой долей оптимизма
реализация этих планов сегодня представляется
весьма маловероятной. Идея о возрождении
Китайской Республики в качестве правительства
всего Китая действительно больше напоминает
произведения жанра фантастики. Слишком
уж неравны силы коммунистической партии
(самой многочисленной политической организации
в мире) и Гоминьдана (контролирующего,
фактически, только Тайвань и прилегающие
к нему острова). В сравнении с масштабами
компартии, Гоминьдан – лишь капля в море.
2. Суверенный Тайвань
Эта концепция, пожалуй, является
одной из наиболее популярных и поддерживаемых
на Тайване. Модель суверенного Тайваня
предполагает добровольный отказ Тайбэя
от притязаний на материковый Китай, а
КНР в свою очередь, гарантирует острову
независимость (являющуюся, однако, давно
свершившимся фактом). Всё это прекрасно
устроило бы тайваньское националистическое
движение. По их мнению, за годы противостояния
«двух Китаев» на острове сложилась особая
тайваньская нация со специфической культурой
и самосознанием, и уже слишком сильно
отличается от континента.
На обложках тайваньских паспортов
недавно появилось уточнение (вероятно,
во избежание путаницы): теперь, рядом
с названием «Китайская Республика» в
скобках пишется «Тайвань». Объяснить
это нововведение можно тем, что таможенные
и паспортные службы во всём мире привыкли,
то есть Китай со столицей в Пекине, а есть
«Китайская Республика» - Тайвань. Сторонники
идеи суверенитета Тайваня намерены добиться
вступления государства в ООН и другие
всемирные организации, а также пытаются
получить международное признание своего
государства.
Однако же очевидно, что Пекин
от такого подхода не в восторге. Свою
позицию относительно принадлежности
Тайваня Китай сформулировал давно, и
пересматривать не желает. Компартия считает,
что в мире может существовать только
один Китай, и Тайвань является неотъемлемой
его частью. Тайваньские националисты,
вероятно, рассчитывают на помощь своих
американских друзей – но шанс, что США
променяют самый ёмкий в мире рынок КНР
на сантименты, вроде помощи Тайваню, ничтожно
мал. В связи с этим Тайбэй, предпочитающий
проводить прагматическую политику (впрочем,
не забывая оглядываться на Китай), с такими
настроениями пытается бороться – особо
радикальные представители националистов
даже объявлены вне закона.
3. Сохранение Тайванем
«статус-кво»
Название этой модели говорит
само за себя: пусть всё идёт, как идёт,
пусть продолжают развиваться взаимные
экономические и гуманитарные связи с
КНР, а что будет дальше – время покажет.
Тайваньцы, во многом, уже привыкли (или
смирились) к весьма неординарному статусу
острова – не то китайской провинции,
не то суверенного государства – ни нашим,
ни вашим, что называется. Европейцу понять
такой подход непросто, ведь восточное
мировоззрение очень отличается от западного.
Один китаец, например, может одновременно
следовать конфуцианству, даосизму и буддизму.
Если в одном человеке могут спокойно
уживаться три разные конфессии, вполне
возможно, что и представители обеих китайских
наций смогут найти наладить диалог между
собой.
Но чем больше растягивается
во времени вопрос о статусе острова, тем
больше вероятность возникновения в дальнейшем
осложнений, как с недолеченной болезнью.
Одной из главных мировых тенденций сегодня
является глобализация, и неизбежное усиление
интеграционных процессов между островом
и материком может углубить раскол среди
тайваньцев. Представители тайваньского
бизнеса продолжают переносить свои производства
на материк из соображений дешёвой рабочей
силы, тем самым лишая работы жителей острова.
В такой ситуации возникает риск возникновения
классового конфликта, а дальше не исключён
переворот или даже революция. Бежать
в таком случае тайваньскому правительству
будет уже некуда. Разве что снова на материк?