Сущность и типы СЭЗ, их характеристика. Цели и задачи СЭЗ в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 23:35, реферат

Краткое описание

Эффективным инструментом привлечения иностранных инвесторов в страну, а также активизации отечественных «инвесторов является создание свободных экономических зон (СЭЗ).
В законе «О свободных экономических зонах» под СЭЗ понимают – часть территории РБ с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Сущность и типы СЭЗ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

На производствах, основанных на новых и высоких технологиях, резиденты могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов.

Для резидентов всех СЭЗ установлен единый специальный правовой режим (таможенный, налоговый), что обеспечивает им равные условия хозяйствования. Он распространяется только на товары (работы, услуги) собственного производства резидентов СЭЗ, произведенные ими на территории свободной экономической зоны, резидентом которой они являются, при условии, что товары:

  • реализованы за пределы страны иностранным юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами;
  • являются импортозамещающими товарами по перечню, согласованному с Президентом Республики Беларусь, и реализованы на местном рынке;
  • реализованы другим резидентам СЭЗ.

Для хранения, использования, переработки товаров, а также для применения специального таможенного режима на территориях свободных экономических зон для резидентов СЭЗ определяются свободные таможенные зоны (СТЗ). Как уже отмечалось, границы СТЗ устанавливаются администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Резидент СЭЗ, для которого определены границы СТЗ, называется владельцем свободной таможенной зоны.

Таможенные льготы заключаются в освобождении таможенными органами от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, если эти товары отвечают одновременно следующим условиям:


  • признаны происходящими с территории Республики Беларусь;
  • являются продукцией собственного производства резидентов СЭЗ;
  • относятся к импортозамещающим товарам в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

По товарам, происходящим с территории Республики Беларусь и являющимся продукцией собственного производства резидентов СЭЗ, не относящимся к импортозамещающим, вывозимым с территории свободной таможенной зоны в Российскую Федерацию, по которым применяется нулевая ставка НДС, плательщику предоставляется отсрочка уплаты таможенных пошлин и налогов на срок, не превышающий 100 дней с даты помещения товаров под таможенный режим свободного обращения.

Владельцам свободных таможенных зон предоставляются таможенные льготы и в некоторых других случаях.

Виды налогов в СЭЗ и порядок их взимания предусмотрены законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь определяют величину ставок, а также особенности льготного налогообложения. Взимаемые суммы направляются в республиканский, местные бюджеты или бюджет СЭЗ – в зависимости от того, что предусмотрено положением о СЭЗ или действующим законодательством. Налоговые органы осуществляют контроль за их соблюдением.

Резидентам СЭЗ предоставляются также значительные налоговые льготы. Они уплачивают в бюджет ограниченное число налоговых и других платежей, принятых в республике. Причем для резидентов всех СЭЗ установлен единый перечень платежей и по единым ставкам. Это налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 % действующей республиканской ставки; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на недвижимость (если отсутствуют условия для освобождения резидента от его уплаты); экологический налог; земельный налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; государственные пошлины и сборы; местные налоги и сборы.

Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. Так, предприниматели СЭЗ «Брест», «Минск», «Гомель– Ратон» и «Витебск» уплачивают налог на прибыль и доходы по ставке 15 %, а СЭЗ «Могилев» и «Гродноинвест» – по ставке 50 % республиканской ставки. Однако льготная ставка налога не распространяется на прибыль, полученную от деятельности, связанной с игорным бизнесом, от торгово-закупочной деятельности, розничной торговли и общественного питания.

При применении специального правового режима резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования.

Налог на добавленную стоимость уплачивается резидентами СЭЗ в размере 50 % (за исключением ставки 10 (9,09) % от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборота по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, согласованным с Президентом Республики Беларусь. Ставка налога на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск» установлена в размере 10 %.

Льготные условия налогообложения остаются неизменными для резидентов СЭЗ в течение семи лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ.

Предоставляются и другие льготы по налогообложению.

На территории СЭЗ:

– гарантируются закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности;

– не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования;

– не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

Государство не несет ответственности по обязательствам резидентов СЭЗ, а резиденты – по обязательствам государства.

Государство гарантирует иностранным инвесторам возврат доли в имуществе по остаточной стоимости, перевод за границу полученных на территории свободной экономической зоны доходов, в том числе в иностранной валюте. В то же время оно не несет ответственности по обязательствам резидентов свободной экономической зоны.

На территории СЭЗ проявляются особенности финансового и валютного регулирования, банковской и страховой деятельности. Они определяются Национальным банком Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь. В частности, резиденты СЭЗ могут осуществлять расчеты в иностранной валюте с резидентами Республики Беларусь.

Резиденты СЭЗ «Брест» освобождены от обязательной продажи части валютной выручки в СКВ и российских рублях, полученной от экспорта продукции собственного производства (независимо от наличия иностранных инвестиций в уставном фонде).

Специальный правовой режим не распространяется на следующие сферы:

  • общественное питание, игорный бизнес, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
  • реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;
  • деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций.

В отношении перечисленных сфер действует обычный правовой режим, и резиденты СЭЗ должны уплачивать налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи в бюджет в общем порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Наряду с предоставленными льготами, Республика Беларусь гарантирует резидентам СЭЗ их права и защиту инвестиций.

Практика показала необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, упорядочения и унификации работы СЭЗ, введения для всех СЭЗ единых условий функционирования.

 

5. Опыт деятельности  СЭЗ в Республике Беларусь

 

Для Республики Беларусь свободные экономические зоны – относительно новые территориально-хозяйственные образования. Первая СЭЗ «Брест» создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» и СЭЗ «Гомель-Ратон» – в 1998 г., СЭЗ «Витебск» – в 1999 г., СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест» – в 2002 г.

Согласно Закону «О свободных экономических зонах», на территории Беларуси могут создаваться различные типы зон. Все функционирующие в настоящее время в республике СЭЗ являются комплексными зонами. В каждой из них могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, страховые, туристическо-рекреационные, банковские и другие виды деятельности. Ведется работа по созданию культурно-туристической зоны «Несвиж – Мир».

Белорусские СЭЗ созданы со следующими сроками действия специального правового режима: СЭЗ «Брест» и «Гомель-Ратон» – на 50 лет, СЭЗ «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест» – на 30 лет.

В таблице 5.1. рассмотрим приоритетные отрасли инвестирования в каждой из созданных СЭЗ.

 

Таблица 5.1.– Инвестиционный потенциал СЭЗ по отраслям народного хозяйства

 

СЭЗ

Приоритетные отрасли инвестирования

СЭЗ «Брест»

общественное питание; банковская деятельность; промышленность; сельское хозяйство;

торговля

СЭЗ «Витебск»

продукция высоких технологий; импортозамещающая и ресурсосберегающая продукция;

энергосбережение; радиоинженерия

«Гомель-Ратон»

продукция для целей технического переоснащения производства; электроаппаратура; производство электронно-гидравлических и гидравлических систем;  производство безасбестовых и фрикционных материалов и изделий для машиностроения; компьютерная техника

СЭЗ «Гродноинвест»

топливная промышленность; производство альтернативных видов топлива; химическая и нефтехимическая промышленность; производство изделий из пластмасс; средств защиты растений; производство товаров бытовой химии; производство медицинского оборудования и инструментов, металлорежущего и металлообрабатывающего оборудования, оборудования для переработки с/х продукции; производство электротоваров и радиоаппаратуры; промышленность строительных материалов

СЭЗ «Минск»

высокотехнологичные экспортные производства, ориентированные на выпуск конкурентоспособной на внешних рынках продукции; освоение производства импортозамещающей продукции в соответствии с национальными приоритетами импортозамещение, а также продукции не производящейся на таможенной территории Республики Беларусь и обеспечивающей прямое импортозамещение, в том числе по основным производственным направлениям: машиностроение и оборудование (в т.ч. для производства и использования местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, энергоэффективное оборудование; оборудование для перерабатывающих и иных отраслей народного хозяйства); промышленность современных строительных материалов; медицинская промышленность; переработка и утилизация промышленных и бытовых отходов; развитие сектора экспортных услуг

СЭЗ «Могилев»

химическая промышленность; машиностроение; легкая промышленность; приборостроение


 

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 г. № 12, в стране создан Парк высоких технологий (ПВТ) со сроком действия специального правового режима 15 лет. Следует отметить, что ПВТ не имеет официального статуса свободной экономической зоны, так как предусмотренные указанным Декретом меры государственной поддержки (налоговые, таможенные и другие льготы) распространяются не только на его резидентов, но и на юридических лиц, не являющихся резидентами ПВТ, но зарегистрировавших свой бизнес-проект в сфере новых и высоких технологий в администрации Парка. Это организации, которые в силу территориальной отдаленности не могут стать резидентами ПВТ, но осуществляют деятельность по направлениям Парка. Предоставлена возможность реализовать в ПВТ свои бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Также не имеет статуса свободной экономической зоны созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.05.2011 г. № 220 специальный туристско-рекреационный парк «Августовский канал». Управление парком осуществляет администрация СЭЗ «Гродноинвест».

В качестве резидентов парка могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь независимо от места их расположения в следующих случаях:

  • их инвестиционные проекты направлены на создание или развитие объектов туристической индустрии и ее инфраструктуры на территории парка;
  • заявленный объем инвестиций в реализацию проекта составляет сумму, эквивалентную не менее 200 тыс. евро.

Резидентам парка предоставляются налоговые и таможенные льготы. Как определено Указом Президента от 8 июля 1996 г. № 244 "О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях", стратегической целью создаваемой СЭЗ "Минск" должно стать стимулирование развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, обеспечение загрузки неиспользуемого в полной мере промышленного, интеллектуального и экспортного потенциала данного региона.

Очевидно, что организация бизнеса в СЭЗ является оптимальным вариантом предпринимательский деятельности как для иностранных, так и национальных инвесторов.

Белорусские СЭЗ в настоящее время находятся в стадии становления.

Доля СЭЗ в основных показателях Республики Беларусь пока невелика, однако во всех регионах они функционируют более эффективно, чем остальные территории.

 


Информация о работе Сущность и типы СЭЗ, их характеристика. Цели и задачи СЭЗ в Республике Беларусь