Сущность и типы СЭЗ, их характеристика. Цели и задачи СЭЗ в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 23:35, реферат

Краткое описание

Эффективным инструментом привлечения иностранных инвесторов в страну, а также активизации отечественных «инвесторов является создание свободных экономических зон (СЭЗ).
В законе «О свободных экономических зонах» под СЭЗ понимают – часть территории РБ с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Сущность и типы СЭЗ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

По инициативе Совета Министров Республики Беларусь, соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета, администрации СЭЗ и по решению Президента Республики Беларусь утвержденный в Указе Президента Республики Беларусь срок функционирования СЭЗ может продлеваться. Аналогично могут изменяться границы СЭЗ.

Свободная экономическая зона считается ликвидированной по истечении срока, на который она была создана, если этот срок не будет продлен по решению Президента Республики Беларусь.

Досрочно СЭЗ может быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь в следующих случаях:

  • это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды и культурных ценностей, обеспечения национальной безопасности и обороны государства;
  • если в течение года со дня создания СЭЗ в ней не зарегистрировано ни одного резидента;
  • если в течение 12 месяцев подряд всеми резидентами СЭЗ не осуществлялась деятельность по реализации предложенных ими инвестиционных проектов;
  • если в СЭЗ отсутствуют резиденты по причине лишения либо утраты ими указанного статуса и в течение года не зарегистрировано ни одного нового резидента;

• если достижение целей создания СЭЗ стало невозможным по иным причинам.

Управление свободной экономической зоной осуществляет администрация СЭЗ. Она создается Советом Министров Республики Беларусь в форме государственного учреждения и имеет статус республиканского юридического лица. В своей деятельности администрация СЭЗ подотчетна Совету Министров Республики Беларусь, а по вопросам выполнения программ социально-экономического развития области (г. Минска) – соответствующему областному (Минскому городскому) исполнительному комитету. Глава администрации СЭЗ назначается на должность и освобождается от должности Советом  Министров Республики Беларусь по представлению соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета.

Деятельность главы администрации (и администрации СЭЗ в целом) подотчетна высшему исполнительному органу, который координирует всю работу, проводимую в пределах возложенных на главу обязанностей. Для гармоничного сочетания республиканских и местных интересов может создаваться наблюдательный совет свободных экономических зон из глав администрации, представителей как Совета Министров Республики Беларусь, так и местных исполнительных и распорядительных органов, а также резидентов свободных экономических зон.

Общий контроль за функционированием и эффективностью деятельности каждой СЭЗ осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля и соответствующими облисполкомами (Минским горисполкомом).

Администрация СЭЗ вправе:

– осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в СЭЗ;

– фиксировать в качестве резидентов зоны банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, а также их филиалы (названные организации проходят процедуру регистрации за пределами свободной экономической зоны в порядке, определенном законодательством для этих организаций);

– распоряжаться имуществом, осуществлять контроль за его использованием, предоставлять или изымать земельные участки на территории свободной экономической зоны, передавать их в аренду резидентам зоны, определять арендную плату;

– вносить предложения в Совет Министров Республики Беларусь о корректировке Положения о свободной экономической зоне, об изменении ее границ, поскольку свободная экономическая зона не должна становиться статичным элементом экономики, ее эффективность во многом зависит от способности развиваться и совершенствоваться;

– готовить и вносить предложения по разработке нормативных и правовых актов по вопросам функционирования свободной экономической зоны и совершенствования специального правового режима;

– представлять интересы находящихся на ее территории предприятий в отношениях с органами государственного и местного управления и самоуправления.

Создание и развитие СЭЗ требует крупных инвестиций в инфраструктуру и другие общехозяйственные объекты, которые в значительной мере финансируются за счет бюджетных средств. Мировой опыт свидетельствует: для того чтобы привлечь в СЭЗ 1 доллар иностранных инвестиций, нужно вложить в зону примерно 4 собственных доллара; первоначальные затраты на 1 рабочее место составляют 5 тыс. дол. США.

Свободные экономические зоны имеют самостоятельный бюджет, который формируется за счет средств республиканского бюджета и других источников, а также создают фонд развития СЭЗ. За счет средств бюджета финансируется создание и развитие СЭЗ, в том числе производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, обслуживание имущества, находящегося в республиканской собственности и переданного в оперативное управление администрации СЭЗ, содержание администрации и другие расходы, связанные с функционированием СЭЗ.

Фонд развития создается для финансирования: инфраструктуры СЭЗ, в том числе для проектирования и строительства объектов инфраструктуры; прогнозирования развития СЭЗ; проведения оценки воздействия планируемой деятельности в СЭЗ на окружающую среду; мероприятий по оценке земель, землеустройству СЭЗ; рекламно-издательской деятельности; материального стимулирования работников администрации СЭЗ и др. Распоряжение средствами фонда развития осуществляется администрацией СЭЗ, которая в целях рационального использования поступающих средств создает Совет фонда.

Основными источниками формирования фонда развития СЭЗ являются: плата от сдачи в аренду государственного имущества и земельных участков; проценты за хранение средств фонда на банковских счетах; отчисления резидентов в соответствии с договорами об условиях деятельности в СЭЗ; безвозмездная помощь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добровольные взносы физических лиц; заемные средства и др.

Конкретные источники формирования фонда развития СЭЗ и направления расходования его средств, состав и полномочия Совета фонда определяются Положением о фонде развития СЭЗ, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь по представлению администрации СЭЗ.

 

3. Порядок регистрации  резидентов СЭЗ

 

Регистрацию резидентов в свободной экономической зоне производит ее администрация. В качестве резидентов регистрируются только юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, расположенные в границах данной СЭЗ. Обязательным условием для регистрации является заключение потенциальным резидентом с администрацией СЭЗ договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Договор заключается на срок реализации инвестиционного проекта, предусмотренный в бизнес-плане. В договоре определяются порядок и условия реализации проекта, а также критерии оценки эффективности деятельности резидента (формирование уставного фонда в сроки и размерах, установленных законодательством; привлечение инвестиций в сроки и размерах, предусмотренных в бизнес-плане инвестиционного проекта; осуществление производственной деятельности в соответствии со сроками, определенными в бизнес-плане; удельный вес товаров, поставляемых на экспорт, в общем объеме реализуемой продукции – не менее 70 %; создание рабочих мест в количестве, определенном в бизнес-плане инвестиционного проекта). Регистрация претендента в качестве резидента СЭЗ осуществляется в день заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и на срок его действия.

В течение трех рабочих дней администрация СЭЗ выдает свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны и в течение 10 рабочих дней сообщает сведения о произведенной регистрации в Министерство юстиции Республики Беларусь, а также в соответствующие таможенные, налоговые и статистические органы.

В случае отказа в регистрации в качестве резидента администрация СЭЗ обязана в течение трех рабочих дней письменно уведомить претендента о принятом решении. Отказ в регистрации может быть обжалован юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в хозяйственный суд.

Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть продлен по заявлению резидента, которое представляется в администрацию СЭЗ не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора. К заявлению прилагается бизнес-план реализуемого в СЭЗ инвестиционного проекта, который должен содержать обоснование необходимости и возможности продолжения реализации проекта. Администрация СЭЗ рассматривает поступившие документы в течение десяти рабочих дней и принимает решение о продлении либо отказе в продлении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне. В случае продления договора одновременно продлевается срок регистрации заявителя в качестве резидента СЭЗ.

Регистрация создаваемых на территории свободной экономической зоны банков и их филиалов, небанковских кредитно-финансовых организаций в качестве резидентов производится администрацией СЭЗ после государственной регистрации их в установленном порядке за пределами СЭЗ (например, банков и их филиалов – после регистрации в Национальном банке Республики Беларусь).

Кроме регистрации резидентов администрация СЭЗ решает и другие процедурные вопросы: предоставление в аренду резидентам земельных участков, свободных производственных, складских и иных помещений; определяет по согласованию с Государственным таможенным комитетом территорию свободной таможенной зоны в пределах СЭЗ; выступает с инициативой изменения границ СЭЗ, продления сроков ее функционирования; осуществляет различные согласования и т.п.).

Сотрудники администрации также рассматривают инвестиционные проекты, предложенные для размещения в свободной экономической зоне. Установлено, что заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента СЭЗ, должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро. При этом приоритет отдается проектам, предусматривающим создание и развитие высокотехнологичных экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств. При наличии двух и более заявителей с инвестиционными проектами, предусматривающими создание и развитие аналогичных производств, или с проектами, заявленными к реализации на одном и том же земельном участке (производственной площади), отбор претендентов в СЭЗ проводится на конкурсной основе, что имеет целью привлечь наиболее выгодные для республики инвестиционные проекты.

Предусмотрены и другие требования к потенциальным резидентам СЭЗ и их инвестиционным проектам. Так, в СЭЗ «Минск» минимальный размер уставного фонда создаваемого предприятия определен в сумме не менее 50 тыс. дол. США; объем инвестиций в расчете на одно создаваемое рабочее место: на вновь построенных объектах от 30 до 50 тыс. дол., в приспособленных помещениях – от 10 тыс. дол.; объем инвестиций на освоение 1 га свободного земельного участка – от 1 млн дол. США.

Администрация СЭЗ не имеет права вмешиваться в оперативную хозяйственную, инвестиционную, финансовую и иную деятельность субъектов хозяйствования, если она не противоречит установленному правовому режиму СЭЗ и действующему законодательству Республики Беларусь.

 

4. Гарантии и льготы  в СЭЗ

 

Республика Беларусь предоставляет резидентам СЭЗ набор льгот, близкий к общепринятому в мире. Они предусматривают упрощение административных процедур, а также специальный правовой режим, устанавливающий более благоприятные, чем обычные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на длительный период. Кроме того, государство финансирует развитие инфраструктуры СЭЗ: строительство и реконструкцию дорог, мостов, инженерных сетей. Установлено, что финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ стоимостью более 10 млн евро, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Государственной инвестиционной программе и местном бюджете на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке.

На территории СЭЗ устанавливается специальный правовой режим.

Специальный правовой режим СЭЗ – это совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования с целью создания благоприятных условий для инвестиций, развития отдельных регионов и экономики страны, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, содействия международной интеграции и сотрудничеству.

Правовой режим в СЭЗ установлен комплексом специальных правовых норм, определяющих налогообложение, таможенное и иное регулирование. Его целями выступают:

  • создание благоприятных условий для инвестиций;
  • внедрение наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;
  • содействие международной интеграции и сотрудничеству;
  • гармоничное сочетание на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

Резиденты СЭЗ самостоятельно формируют производственные программы и бизнес-планы развития, реализуют произведенную ими продукцию, которой полностью распоряжаются, имеют право осуществлять любые внешнеэкономические операции по товарам, произведенным на ее территории. Резиденты вправе заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью за пределами свободной экономической зоны, но на эту деятельность не распространяется специальный правовой режим СЭЗ.

Информация о работе Сущность и типы СЭЗ, их характеристика. Цели и задачи СЭЗ в Республике Беларусь