Сущность и типы СЭЗ, их характеристика. Цели и задачи СЭЗ в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 23:35, реферат

Краткое описание

Эффективным инструментом привлечения иностранных инвесторов в страну, а также активизации отечественных «инвесторов является создание свободных экономических зон (СЭЗ).
В законе «О свободных экономических зонах» под СЭЗ понимают – часть территории РБ с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Сущность и типы СЭЗ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Сущность и типы СЭЗ, их характеристика. Цели и задачи СЭЗ в

Республике Беларусь

 

Эффективным инструментом привлечения иностранных инвесторов в страну, а также активизации отечественных «инвесторов является создание свободных экономических зон (СЭЗ).

В законе «О свободных экономических зонах» под СЭЗ понимают – часть территории РБ с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Создание СЭЗ предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение благоприятных условий для инвестиций, развития отдельных регионов и экономики страны в целом;
  • внедрение наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

• содействие международной интеграции и сотрудничеству.

Следовательно, главная цель создания СЭЗ – стимулирование развития определенного региона или обеспечение быстрого роста отдельных сфер экономики.

СЭЗ характеризуются высокой степенью открытости внешнему миру, благоприятным инвестиционным климатом для иностранных и национальных инвесторов, льготными условиями хозяйствования, предоставляемыми страной-реципиентом.

Для иностранных компаний и фирм СЭЗ имеют высокую инвестиционную привлекательность, обеспечивая им возможность получения сверхприбыли. Принимающей стране СЭЗ тоже могут принести большие выгоды.

Основными целями СЭЗ на территории Республики Беларусь являются:

– увеличение притока инвестиций (как иностранных, так и национальных);

– динамичное развитие экономики на основе привлечения передовых технологий и опыта управления, объединения и комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала;

– апробация новых методов хозяйствования, основанных на сочетании различных форм собственности;

– наращивание экспортного потенциала, качественное совершенствование его структуры и интеграция страны в мировой рынок;

– стимулирование импортозамещения;

– улучшение использования имеющихся производственных мощностей (например, возрождение промышленного района «Шабаны» и повышение эффективности использования аэропорта в СЭЗ; «Минск»);

– развитие деловой инфраструктуры;

– создание новых рабочих мест и повышение доходов местного населения;

– рост валютных поступлений и др.

Стимулируя деловую активность на отдельной территории, СЭЗ через взаимодействие с окружающими регионами содействуют развитию национальной экономики в целом. СЭЗ являются локомотивом экономического роста, в первую очередь, приоритетных отраслей и производств СЭЗ получили широкое распространение во многих странах мира: как в высокоразвитых (США, Япония, Великобритания, Франция и др.), так и в развивающихся, в том числе в постсоциалистических государствах (Польша, Чехия, Румыния, Россия и др.) В высокоразвитых странах СЭЗ создаются с целью вывода экономики отдельных регионов или отдельных отраслей из депрессивного состояния.

На территории Беларуси созданы и функционируют шесть СЭЗ: «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Ведется работа по созданию еще одной СЭЗ – «Культурно-туристическая зона Несвиж – Мир».

Значение СЭЗ в мировой экономике постоянно возрастает, в настоящее время через свободные зоны приходит до 30 % мирового товарооборота.

По различным оценкам в мире насчитывается более четырех тысяч разного рода СЭЗ (около 30 модификаций). Но при столь широком многообразии типов СЭЗ основная сущность данного понятия сводится к двум ключевым моментам.

  1. Резиденты СЭЗ имеют определенные льготы и свободы по сравнению с субъектами хозяйствования остальной территории страны.
  2. Данные льготы и свободы действуют в рамках локально обозначенной территории.

В большинстве стран, в том числе и в Беларуси, при создании СЭЗ руководствуются территориальным фактором. Кроме территориального существует функциональный (режимный) подход к созданию СЭЗ. Результатом такого подхода являются «точечные» зоны. Они предусматривают применение зонального льготного механизма к субъектам хозяйствования, независимо от места их расположения, но при условии выполнения ими определенных задач (например, развитие современных видов производства, ориентация на экспорт и т.д.). В этом случае свободной зоной могут объявляться отдельные предприятия или их части.

Функциональный подход характерен для Бразилии, Мексики, Южной Кореи, Сингапура, Венгрии, Филиппин и других стран.

Мировая практика показала, что одних только льгот и свобод еще недостаточно для привлечения инвесторов, СЭЗ должна иметь выгодное географическое положение и развитую инфраструктуру. Важное значение имеет также политическая и социальная стабильность в принимающей стороне и предоставляемые ею гарантии. Белорусские СЭЗ отвечают этим требованиям.

Наибольшее распространение в мире получили следующие типы зон:

Внешнеторговые зоны (свободные таможенные зоны, склады, свободные порты, транзитные зоны на предприятиях, магазины беспошлинной торговли и др.) – являются древнейшими, наиболее простыми и распространенными зональными структурами. Они организуются с целью активизации внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций преимущественно в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах. В таких зонах поощряется развитие финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеэкономической деятельности и др.; могут создаваться валютные и товарные биржи, торгово-выставочные центры). Для создания таких зон не требуется больших капитальных вложений и длительных сроков их окупаемости. Основными признаками внешнеторговых зон является упрощение таможенных формальностей при ввозе-вывозе товаров из СЭЗ, при обработке внешнеторговых грузов; снижение или полная отмена таможенной пошлины и сборов за хранение товаров.

Экспортно-производственные (экспортные) зоны, главной целью которых является привлечение иностранного капитала и передовых технологий для создания экспортно-ориентированных предприятий и производства товаров на экспорт.

Правительства принимающих государств предоставляют резидентам таких зон многие льготы, включая снижение или даже полную отмену таможенных пошлин на сырье и комплектующие, импортируемые в зону для производства экспортной продукции; освобождение фирм, осуществляющих экспортное производство, на достаточно продолжительный срок от уплаты налога на прибыль и других налогов и сборов, взимаемых на территории данной страны; снижение ставок налогообложения после окончания «налоговых каникул»; освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на реинвестиции; низкие тарифы на арендуемые земельные участки и объекты инфраструктуры; возможность применения ускоренной амортизации оборудования и др.

Предприниматели поощряются также за производство продукции на экспорт из местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны.

Наибольшее распространение экспортно-производственные зоны получили в развивающихся странах.

Технико-внедренческие зоны (технополисы, технопарки) представляют собой форму соединения научной и инновационной деятельности. В таких зонах ведется разработка принципиально новых технологий и продуктов, осуществляется производство опытных образцов или малых серий изделий наукоемкой продукции.

Технико-внедренческие зоны формируются вблизи крупных научно-исследовательских центров или университетов в форме малых наукоемких фирм. Всем резидентам таких зон (научно-исследовательским, проектным организациям, научно-производственным фирмам) обычно предоставляются единые налоговые, таможенные и кредитные льготы; предусмотрена упрощенная регистрация фирм; за использование аппаратуры, лабораторий и производственных помещений взимаются льготные рентные платежи, бесплатно проводятся технические экспертизы и т.д.

Особую группу составляют СЭЗ, создаваемые с целью развития определенных сфер деятельности, как например, туристические (рекреационные), сервисные зоны и др.

Туристические зоны располагаются в местах рекреации (отдыха и туризма) и являются весьма привлекательными объектами для иностранных инвесторов. Здесь устанавливается специальный льготный налоговый режим, который позволяет предпринимателям накапливать средства для дальнейшего обустройства территорий зон и развития их инфраструктуры.

Сервисные зоны также чрезвычайно привлекательны для зарубежного капитала. Они представляют собой территории с льготным режимом для фирм и компаний, оказывающих различные финансовые, инвестиционные, банковские, страховые, торговые и иные услуги. К числу сервисных относятся и оффшорные зоны. Им присущи мягкий административный контроль, минимальные требования к бухгалтерскому учету и аудиту, благоприятный валютно-финансовый режим, чрезвычайно низкие налоги или полное освобождение от уплаты местных налогов, высокий уровень банковской и коммерческой конфиденциальности и др. Главным требованием от фирмы, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей на получение преференций, – не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не вести на ее территории предпринимательской деятельности.

В настоящее время приоритетными становятся комплексные зоны, соединяющие в себе черты всех вышерассмотренных СЭЗ, что стимулирует комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны нередко отождествляют с предпринимательскими зонами.

Комплексные зоны занимают большие территории, на которых, кроме промышленных предприятий, располагаются объекты производственной и деловой инфраструктуры; сервисные, культурные и учебные центры, жилые помещения и т.д. Здесь же могут находиться источники сырья и других ресурсов. Деятельность таких зон направлена на решение комплексных задач социально-экономического развития региона или страны.

Важнейшей особенностью комплексных зон является акцент на привлечение иностранного капитала в производство, на использование современных технологий и методов управления не только отдельными предпринимателями, но и хозяйственным комплексом в целом.

В последние годы появились региональные экономические зоны, объединяющие приграничные территории нескольких сопредельных государств, осуществляющих хозяйственное, научно-техническое, культурное и другое сотрудничество. Такие экономические зоны выходят за рамки национальных государств и становятся интернациональными.

 

2. Порядок создания и управления СЭЗ

 

Свободные экономические зоны создаются по решению Президента Республики Беларусь. Инициатором их создания выступает соответствующий областной (Минский городской) исполнительный комитет.

Местные исполнительные и распорядительные органы вносят предложение в Совет Министров Республики Беларусь о создании свободной экономической зоны. В предложении местных органов власти указываются: срок, на который создается СЭЗ; предполагаемые местонахождение, границы и цели ее функционирования; сведения о входящих в нее субъектах хозяйствования.

К данному предложению также прилагаются следующие документы:

  • проект программы развития свободной экономической зоны с указанием источников финансирования мероприятий по ее развитию;
  • копия земельно-кадастрового плана с нанесенными на него предполагаемыми границами СЭЗ и указанием состава земель, перечня собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в предполагаемых границах СЭЗ;
  • перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, функционирующих на территории планируемой СЭЗ;
  • технико-экономическое обоснование необходимости и возможности создания СЭЗ, ее типа, а также финансово-экономическое обоснование предлагаемого специального правового режима СЭЗ. Они разрабатываются на основе анализа социальных, экологических и экономических условий на соответствующей территории, ее обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, коммуникациями;
  • проект Указа Президента Республики Беларусь о создании свободной экономической зоны. В нем указываются название СЭЗ, срок, на который она создается, цели создания и тип СЭЗ, особенности ее специального правового режима, общая площадь и описание границ СЭЗ, меры по обеспечению ее создания и развития;
  • проект Положения о свободной экономической зоне;
  • проект Устава администрации свободной экономической зоны.

Совет Министров Республики Беларусь рассматривает поступившие документы и вместе со своим заключением о целесообразности создания СЭЗ вносит их Президенту Республики Беларусь для принятии соответствующего решения. После подписания Президентом Республики Беларусь Указа о создании свободной экономической зоны Совет Министров утверждает Программу развития свободной экономической зоны, Положение о свободной экономической зоне, принимает решение о создании администрации СЭЗ и утверждает Устав администрации СЭЗ. В Положении о свободной экономической зоне указываются задачи СЭЗ, порядок регистрации заявителей в качестве резидента СЭЗ, особенности правового режима деятельности на территории СЭЗ и др.

Информация о работе Сущность и типы СЭЗ, их характеристика. Цели и задачи СЭЗ в Республике Беларусь