Самостоятельные работы по "Международной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:08, контрольная работа

Краткое описание

Национальные экономики как часть мирового хозяйства
Взаимодействие национальных экономик с мировым хозяйством
Открытая экономика

Файлы: 1 файл

jndtn.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

     На  горизонтальной оси располагаем  объемы производства товара, а по вертикальной - цены. Для страны Х спрос будет  показан кривой D1-D1, а предложение - кривой S1-S1. Соответственно для страны У спрос отразится кривой D2-D2, а предложение - кривой S2-S2. В этом случае внутреннее рыночное равновесие будут отражать соответственно точки Ех и Еу, а равновесные цены - Рx и Ру. Поскольку Ру больше Р, данный товар дешевле в стране X. Его выгоднее производить больше, чем внутренний спрос на него, и по более высоким ценам продавать в страну У. Стране У выгодно его покупать у страны Х по любым ценам ниже Ру, и страны договариваются о торговле данными товарами.

     

     Равновесная цена, существующая на рынке страны X, говорит о том, что спрос равен предложению, и избытка предложения, который можно предложить для экспорта, не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Поэтому цена Рx служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране У равновесная цена Ру также говорит о равенстве спроса и предложения и о том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникнет избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Таким образом, цена Ру служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну У.

     В этих границах устанавливается точка  равновесия, при которой избыточное предложение страны Х равно избыточному  спросу в стране У.

     Мировой спрос и мировое предложение - соответственно показаны на графике кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.

     Мировой рынок всегда представляет собой  арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем  значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции на положение  отдельных субъектов мирового рынка  оказывает влияние и изменение структуры международного товарооборота под воздействием различных факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа №4 

Международная передача технологии 

    1. Теории  влияния технического прогресса на международную  торговлю.
 

   В условиях отсутствия торговли любой технический прогресс ведет к росту благосостояния страны, в которой он происходит, поскольку увеличивается объем производства в расчете на каждого ее жителя. Влияние технического прогресса на международную торговлю зависит от того, каким образом он влияет на предложение (производство) и спрос (потребление).

   Рост  производства в результате технического прогресса может оказать нейтральное, положительное и отрицательное воздействие на международную торговлю. Нейтральное влияние технического прогресса на торговлю происходит тогда, когда торговля увеличивается теми же темпами, какими растет производство. Положительное влияние технического прогресса на торговлю происходит, если он ведет к опережению ростом торговли роста производства. Это обычно происходит, когда при постоянных относительных ценах производство экспортных товаров увеличивается быстрее производства товаров, замещающих импорт. Отрицательное влияние технического прогресса на торговлю происходит, если он ведет к отставанию роста торговли от роста производства. Это обычно происходит, когда при постоянных относительных ценах производство товаров, замещающих импорт, увеличивается быстрее производства экспортных товаров.

   Аналогичным образом рост потребления в результате технического прогресса может оказать нейтральное, положительное и отрицательное воздействие на международную торговлю.

   Нейтральное влияние технического прогресса  на торговлю происходит тогда, когда  торговля увеличивается теми же темпами, какими растет потребление. Положительное  влияние технического прогресса на торговлю происходит, если он ведет к опережению ростом торговли роста потребления. Это обычно происходит, когда при постоянных относительных ценах потребление импортных товаров увеличивается быстрее потребления экспортных товаров. Отрицательное влияние технического прогресса на торговлю происходит, если он ведет к отставанию роста торговли от роста потребления. Это обычно происходит, когда при постоянных относительных ценах потребление импортных товаров отстает от роста потребления экспортных товаров.

   Таким образом, возросшие в результате технического прогресса производство и потребление могут оказать  нейтральное, положительное и отрицательное  воздействие на международную торговлю. Все зависит от того, в какой  комбинации соединятся различные типы производства и потребления, усилят или нейтрализуют они друг друга. Если и производство, и потребление оказывают нейтральное воздействие на международную торговлю, она увеличивается теми же темпами, какими растет производство. Если и производство, и потребление оказывают положительное воздействие на международную торговлю, она увеличивается большими темпами, чем растет производство. Если и производство, и потребление оказывают отрицательное воздействие на международную торговлю, она либо увеличивается меньшими темпами, чем растет производство, либо абсолютно сокращается. Если производство оказывает положительное воздействие на международную торговлю, а потребление — отрицательное или наоборот, то она может либо увеличиваться большими темпами, чем растет производство, либо увеличиваться меньшими темпами, либо абсолютно сокращаться. Все зависит от того, какой фактор — производство или потребление — оказывает более сильное влияние на международную торговлю. 

    1. Международное движение технологий.
 

     В рамках международной экономики  в зависимости от того, что понимается под технологией, ее международное  передвижение может рассматриваться  и как обычная международная  торговля, правда весьма специфическим  товаром, и как международное  передвижение фактора производства, то есть ресурса, который необходимо затратить, чтобы произвести другой товар.

     Технология (technology) — научные методы достижения практических целей. В понятие технологии обычно включаются три группы технологий: технология продуктов, технология процессов и технология управления.

     Новая технология, позволяющая сократить  издержки производства и удешевить  его, эквивалентна увеличению производственного  потенциала, то есть росту других факторов производства. В той мере, в какой  внедрение новой технологии позволяет увеличить производительность труда, ее можно рассматривать как способ увеличения предложения других факторов производства либо как самостоятельный фактор производства. Если технология рассматривается как способ увеличения производительности других факторов производства, тогда анализ ее влияния на международную торговлю вполне вписывается в модель соотношения факторов производства Хекшера—Олина. Внедрение новой технологии просто эквивалентно росту предложения того фактора производства, эффективность которого повышается с помощью этой технологии. 

     Если  же технология рассматривается как  самостоятельный фактор производства, она, с одной стороны, оказывает  воздействие на изменение условий  торговли страны товарами, произведенными с ее помощью, а с другой — сама может являться предметом международной торговли. Международное передвижение технологии может осуществляться как в «чистом» виде так и в виде торговли технологически емкими товарами. Во втором случае международное перемещение технологии как фактора производства статистически неотличимо от торговли другими товарами.

     Международная передача технологии (international technology transfer) — межгосударственное перемещение научно-технических достижений на коммерческой или безвозмездной основе.

     В международной экономике носителями технологии могут выступать товары и другие факторы производства: товар — в случае международной торговли высокотехнологичными товарами; капитал — в случае международной торговли высокотехнологичными капиталоемкими товарами; труд — в случае международной миграции высококвалифицированных научно-технических кадров; земля — в случае торговли природными ресурсами, для разработки которых использовано новейшее научно-техническое достижение. 

    1. Цикл  жизни товара в  международной торговле (практические примеры).
 

     В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой  попытался объяснить развитие мировой  торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни.

     Этап  жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

     Цикл  жизни продукта охватывает 4 стадии:

1.Внедрение.  На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3.Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4.Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

     Пример  жизненного цикла реальных товаров (грампластинки, аудиокассеты, компакт-диски). В связи с появлением новых  технологий грампластинки переживают стадию упадка. В 1989г. было продано менее 40 млн. грампластинок, тогда как в 1977г. - в десять раз больше. Аудиокассеты вступают в стадию зрелости своего жизненного цикла, и в 1988г. впервые прекратился рост их продаж. Компакт-диски находятся на стадии роста, причем темпы увеличения продаж возрастают. Продажи компакт-дисков будут возрастать, и рост, возможно, прекратится, если на рынке появятся новые технологии вроде цифровой пленки, обеспечивающие более чистое звучание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа №5 

Тарифные методы регулирования международной торговли 

  1. Влияние тарифа на экономику  малой страны
 

     Большинство стран мира являются малыми с точки  зрения международной экономики,  поскольку изменение спроса с  их стороны на импортные товары не приводит к сколько-нибудь существенным сдвигам в мировой цене на них.

     После введения тарифа. Правительство решает защитить местных производителей, которые  несут убытки из-за наплыва более  дешевого товара из-за рубежа, и вводит импортный тариф. Поскольку речь идет о малой стране, факт введения ею импортного тарифа не оказывает влияния на уровень мировых цен, который остается прежним. Это значит, что условия торговли страны не изменяются, а вырастает лишь внутренняя цена импортного товара на размер пошлины с P до P, за что расплачивается потребитель. Кривая совокупного предложения перемещается вверх на величину введенного тарифа (t) на уровень Sd+w+t. При новом уровне предложения равенство внутреннего спроса и совокупного (внутреннего и внешнего) предложения достигается в точке G, в которой под защитой импортного тарифа внутреннее производство увеличивается на Q, а внутреннее потребление падает на Q. В результате введения тарифа произошло сокращение внутреннего потребления и увеличение внутреннего производства товара, что, в свою очередь, привело к сокращению импорта.

       

     В целом в результате обложения  импорта тарифом возникают две  группы экономических эффектов —  перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты  потери (эффект защиты и эффект потребления):

  • Эффект доходов (revenue effect) представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины, и графически представляется четырехугольником С.
  • эффект передела (redistribution effect) представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара и представляется графически четырехугольником А.
  • эффект защиты (protective effect) показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Этот эффект показан треугольником В.
  • эффект потребления (consumption effect) возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке. Этот эффект показан треугольником D

Информация о работе Самостоятельные работы по "Международной экономике"