Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:41, контрольная работа

Краткое описание

Составить список важных понятий и свойств, связанных с системами, дать точные определения каждому из них.

Файлы: 1 файл

контрольная по системному анализу .doc

— 314.50 Кб (Скачать)

    1. Составить список  важных понятий  и свойств, связанных с системами, дать точные определения каждому из них.

    Система – отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания.

    Подсистема – такая часть системы, которая обладает свойствами системы.

    Элемент — представляет собой далее не делимый компонент системы при данном способе расчленения.

    Связь – ограничение степени свободы элементов.

    Цель, понятие «цель», целеобразование, целесообразность – лежат в основе развития системы.

    Структура – отражает определённые взаимосвязи, взаиморасположение основных частей системы, ее устройство (строение).

    Вход. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

    Выход. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.

  1. Входы                                                   Преобразования                        Выходы
 

 
 
 

 
 
 
 
 

    Окружающая  среда. Окружающую среду можно в некоторой степени противопоставить (или сравнить) с элементом. Элемент ограничивает систему «снизу», т.е. определяет уровень детализации, ниже которого не стоит опускаться. Окружающая среда устанавливает внешние границы, что совершенно необходимо при изучении открытых систем — систем, взаимодействующих с другими системами. При анализе организаций, устанавливая границы, мы определяем, какие системы можно считать находящимися под контролем лица, принимающего решение, и какие остаются вне его влияния. Однако, как бы ни устанавливались границы системы, нельзя игнорировать ее взаимодействие с окружающей средой, ибо в этом случае принятые решения могут оказаться бессмысленными.

    Структура. Понятие структуры связано с упорядоченностью отношений, которые связывают элементы системы. «Чтобы получить велосипед, недостаточно получить «ящик» со всеми его деталями. Необходимо еще правильно соединить детали между собой»

    Структура системы – есть совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами.

    Структура может быть простой или сложной в зависимости от числа и типа взаимосвязей между частями системы. В сложных системах должна существовать иерархия, т. е. упорядочение уровней подсистем, частей и элементов. От типа и упорядоченности взаимоотношений между компонентами системы в значительной степени зависят функции систем и эффективность их выполнения.

    Модель — некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства и характеристики оригинала, причем имеет существенные преимущества удобства. Модель можно также определить как способ существования знаний.

    В результате деятельности математиков, логиков и философов была создана  теория моделей. Согласно ей модель—это результат отображения одной абстрактной материальной структуры на другую, также абстрактную, либо результат интерпретации первой модели в терминах и образах второй.

    Модели  могут быть качественно различными, они образуют иерархию, в которой модель более высокого уровня (например, теория) содержит модели нижних уровней (скажем, гипотезы) как свои части, элементы.

    Целесообразная  деятельность невозможна без моделирования. Сама цель уже есть модель желаемого состояния. И алгоритм деятельности—также модель этой деятельности, которую еще предстоит реализовать.

    Развитие  основной теории систем (ОТС) было вызвано  необходимостью дополнить концептуальные схемы, известные под названием аналитико-механистического подхода и связанные с науками о неживой природе. Определение «механистический» используется, по-видимому, потому, что в них господствующими были законы механики Ньютона. Их называют, кроме того, «аналитическими», так как они основаны на принципах анализа: от целого к частям и от более сложного к более простому. Схемы являются также дедуктивными, т. е. используется переход от общего к частному.

    С помощью таких подходов можно  правильно объяснить явления, связанные  с системами неживой природы. Однако для исследования систем в биологии, бихевиоризме, социологии они не подходят.

    Аналитико-механистическим подходам свойственны следующие недостатки:

  • Они не могут дать объяснения сущности таких понятий, кик организация, самосохранение, регулирование, характеризующих живые системы.
  • Аналитический метод непригоден для изучения систем, которые должны рассматриваться неделимыми: существование неделимых целых делает разложение на составные части бессмысленным или невозможным. Важным предположением аналитико-механистического подхода является тот факт, что свойства всей системы не могут быть выведены из свойств ее частей.
  • Механистические теории были построены не для изучения сложных организованных систем со сложными структурами и сильными взаимосвязями, а с другой целью.

    Системный подход — это принцип исследования, при котором рассматривается система в целом, а не ее отдельные подсистемы. Его задачей является оптимизация системы в целом, а не улучшение эффективности входящих в нее подсистем.

    Цель  ОТС заключается в построении концептуальной и диалектической основы для развития методов, пригодных  для исследования более широкого класса систем, чем те, которые связаны с неживой природой. Общая теория систем лишена отмеченных выше недостатков и обладает следующими достоинствами:

  • Использует «целостный» подход к системам (в соответствии с которым все явления рассматриваются как «целостности») при сохранении идентичности систем и свойств неделимых элементов.
  • Повышает общность частных законов посредством нахождения подобных структур в системах (изоморфизм) независимо от того, к каким дисциплинам и специальным наукам относятся эти законы.
  • Побуждает к использованию математических моделей, которые описаны с помощью языка, не зависимого от конкретного смысла; эти модели благодаря свойственной им общности помогают установить аналогию (или ее отсутствие) между системами. С помощью математических моделей мы переходим «от анализа содержания к анализу структуры», что «позволяет избежать многих ненужных исследований». Недостаток такого подхода заключается в том, что реальные системы не полностью поддаются описанию с помощью математических моделей.
  • Способствует единству науки, являясь «связующей основой для систематики знаний». Общую теорию систем можно рассматривать как «систему систем», указывающую на расхождение и на сходство между различными дисциплинами .
  • Улучшение систем основано на аналитическом методе, когда условия работы данной системы и соответствующих элементов изучаются методами дедукции и редукции, чтобы определить причину отклонений от нормы. При системном подходе идут от частного к общему, а проект наилучшей системы определяется методами индукции и синтеза.
  • Проектирование системы в целом означает создание оптимальной конфигурации (структуры) системы.

    Говоря  иными словами, для «мягких» систем неприменим подход который успешно реализуется для «жестких». При работе с «жесткими» системами обычно оперируют со следующими понятиями:

  • проектирование;
  • оптимизация;
  • реализация;

      в то время, как для «мягких»  систем более характерны понятия

  • возможность;
  • желательность;
  • адаптация;
  • обучение.

    Также при исследования мягких систем, очень широко используются следующие методы:

  • дельфийский метод;
  • теория катастроф;
  • многопараметрические модели принятия решений;
  • теория размытых множеств (метаязык неопределенности).

    При анализе мягких систем широко используется эвристическое программирование. К нему прибегают при решении слабо формализуемых задач.

    Важнейшим инструментом системного анализа является использование подобия (на языке  ОТС «изоморфизма») систем из различных  областей. Так У.Р. Эшби впервые ввел в практику системного анализа понятие и модель гомеостата, которую современные экономисты успешно используют для исследования рынка, как состоящего из рынка денег, товарного рынка, рынка труда и рынка ценных бумаг.

    Еще одним примером успешного использования  изоморфизма является модель нервной системы, которую составил С. Бир и успешно применял при анализе организаций, и даже предпринял попытку внедрения в экономике целого государства (Чили, правительство Альенде), которая принесла некоторые результаты, однако программа не была окончательно реализована по политическим причинам.

    Однако, применяя изоморфизм систем, необходимо помнить принцип эмерджентности, суть которого заключается в том, что то, что истинно в малом, может оказаться ложным в большом и наоборот.

    Таким образом, на сравнении механистического и системного подходов, а также на кратком описании некоторых методов была очертана методология системного анализа, которая все еще окончательно не сформировалась, но уже известны основные направления ее развития. 

    2. Выбрать систему  для анализа и  указать применительно к ней следующее: 

   Цель  анализа.

Определить  структуру системы и подсистем, а также механизм функционирования рассматриваемой системы.

   Система в целом и подсистемы.

   За  систему я принял Каменский филиал Южно-Российского государственного технического университета (НПИ), (далее «Филиал»), который является обособленным структурным подразделением ЮРГТУ (НПИ) и осуществляет подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, а также повышение квалификации и переподготовку кадров.

   Филиал в своем составе имеет: факультеты; кафедры; другие учебные, научные, научно-методические, производственные, административно-хозяйственные и вспомогательные подразделения; подготовительные отделения. 

     
 

    Окружающая среда.

     
 

     

   

     

     

     
 
 
 

   Цели  и назначение системы  в целом.

   Основными целями системы «Филиал» является:

  • удовлетворение потребностей личности в индивидуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
  • удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
  • организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;
  • переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов;
  • распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня;
  • обеспечение непрерывности между средним и высшим образованием, путем организации различных форм довузовской подготовки;
  • образование креативной личности, способной адаптироваться в быстро меняющемся современном мире.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"