Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Трудовой потенциал — это обобщающая характеристика меры и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения, к участию в общественно полезной деятельности. Выступая в качестве обобщающей характеристики количества, качества и меры реализации совокупной способности к труду, трудовой потенциал определяет возможности как отдельных работников, так и различных их групп участвовать в трудовой деятельности.

Оглавление

1. Состав и структура трудового потенциала 3
2. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны 9
Задача 3. 16
Тест 4. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 22.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

1. Состав и структура трудового потенциала

 

     Трудовой  потенциал — это обобщающая характеристика меры и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения, к участию в общественно полезной деятельности. Выступая в качестве обобщающей характеристики количества, качества и меры реализации совокупной способности к труду, трудовой потенциал определяет возможности как отдельных работников, так и различных их групп участвовать в трудовой деятельности.

     Особую  роль в развитии национальной экономики занимает качество трудового потенциала. Качество трудового потенциала — понятие относительное. Оно раскрывается в параметрах и компонентах, таких, как: качество трудоспособного населения, трудовых ресурсов, совокупного работника или рабочей силы. Качественные характеристики трудового показателя могут также быть раскрыты при помощи совокупности демографических, медико-биологических, профессионально-квалификационных, социальных, психологических, идейно-политических и нравственных, научно-технических признаков.

     Качественная  определенность трудового потенциала формируется под воздействием потребностей производства, спроса на рабочую силу, на основе развития системы общего и профессионального образования и воспитания. Мерой качества трудового потенциала выступает степень сбалансированности профессионально-квалификационных характеристик совокупного работника с требованиями динамично развивающихся рыночных отношений национальной экономики.

     Количественная  сторона трудового потенциала определяется демографическими факторами (естественным приростом, состоянием здоровья, подвижностью и т. д.), потребностями производства в рабочей силе и возможностями удовлетворения потребности трудоспособного населения в труде [1, c. 154]. Трудовой потенциал количественно характеризуется трудоспособным населением в его активном возрасте, т. е. ресурсами труда, которыми располагает национальная экономика в каждый данный период (таблица 1). 
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 1 – Динамика численности экономически активного населения РБ

     Источник: [2] 

     Следует отметить, что численность населения представляет собой среднегодовую численность, полученную в результате частных подсчетов, каждый из которых относится к определенному моменту времени.

     Для стран с рыночной экономикой население представляет интерес как минимум в трех аспектах. Во-первых, из него в основном будут рекрутированы кадры, которые будут задействованы в рыночной экономике; во-вторых, из него сложится контингент потребителей товаров и услуг; в-третьих, оно образует ту социальную среду, в которой будет разворачиваться деятельность в условиях рыночных отношений.

     Особую  роль в развитии национальной экономики играют высокопрофессиональные кадры и социальная среда (таблица 2).  
 
 
 
 
 

     Таблица 2 – Занятое население РБ по уровню образования (по данным переписи населения за 2009 г.)

     

     Источник: [3] 

     Кадры — это человеческий фактор экономики, накладывающий жесткие ограничения  на любую деятельность. От качества кадров во многом зависит решение глобального вопроса: насколько результаты деятельности будут соответствовать ожиданиям. Заметим, что контингент потребителей важен для прогнозирования спроса, без информации о нем невозможно добиться успеха в сегментировании рынка.

     Анализ  состава трудового потенциала позволяет  определить, из каких групп он сложился и в каком соотношении эти группы представлены. Как и всякая сложная система, население полиструктурно, т. е. может быть описано несколькими структурами в соответствии с тем, по каким признакам выделены группы людей. В условиях формирования рыночных отношений наиболее важными представляются следующие структуры населения:

     — поселенческая;

     — демографическая (половозрастная и  семейная);

     — этническая (национальная);

     — социальная;

     — образовательно-квалификационная.

     Поселенческая структура отражает распределение жителей по населенным пунктам разных типов и размеров, в первую очередь между городскими и сельскими поселениями (это урбанистическая структура).

     Демографическая структура — соотношение населения  по полу и возрасту (половозрастная структура), а также по семьям разного состава и размера (семейная структура).

     Этническая (национальная) структура — распределение населения по национальностям (по этнической принадлежности).

     Социальная  структура — распределение населения по социальным группам (слоям).

     Образовательно-квалификационная структура отражает соотношение  групп населения с различным  уровнем образования и квалификации.

     Ряд этих структур, пересекаясь друг с  другом, характеризует количество и  качество трудовых ресурсов, которые  могут использоваться в различных отраслях хозяйства и сферах деятельности.

     В настоящее время целесообразно выделять и такую характеристику населения, как рыночный менталитет, который в полной мере присущ жителям стран с рыночной экономикой и характеризует круг их интересов и норм поведения.

     Численность населения, тенденции и темпы ее изменения относятся к важнейшим характеристикам любого государства с рыночной экономикой — от деревни до городской агломерации и от сельсовета до государства в целом (таблица 3).

     Состав  и занятость жителей позволяют  судить о широте возможностей выбора работников и о контингенте потребителей товаров и услуг.

     Не  меньшее значение имеют и показатели динамики населения. Речь идет об устойчивых тенденциях роста населения. Растущее население обычно более молодо и более активно, чем стационарное и тем более сокращающееся население.

     Таблица 3 – Распределение занятого населения  Республики Беларусь по месту проживания и месту нахождения работы (в процентах  к численности занятого населения, проживающего на соответствующей территории)

     

     Источник: [3] 

     Уменьшение  числа жителей говорит о стагнации экономической жизни, о деградации населенных пунктов, старении населения. Рост населения, наоборот, как правило, свидетельствует о восходящем, прогрессивном развитии страны [1].

     В 2010 году в органы по труду, занятости  и социальной защите Республики Беларусь за содействием в трудоустройстве обратилось 328,7 тыс. человек (98,1 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них зарегистрированы безработными 205,8 тыс. человек (96,8 процента).

     В рамках реализации Плана мероприятий  на 2010 год по выполнению Государственной  программы содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в 2010 г. достигнуты следующие результаты:

     - обеспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 181,8 тыс. человек;

     - оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 204,1 тыс. человек, из них 135,7 тыс. - безработных;

     - направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных;

     - трудоустроено 1,7 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;

     - организована адаптация к трудовой деятельности 533 инвалидов;

     - профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 207 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;

     - оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 3,1 тыс. безработным;

     - на новое место жительства и работы переселено 386 семей безработных;

     - в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,1 тыс. человек, в том числе 49,9 тыс. безработных;

     - в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 36,1 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

     В сельской местности обеспечено создание рабочих мест для трудоустройства 21,5 тыс. человек.

     Особое  внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых  и средних городских поселениях (далее – малые города). За 2010 г. в них создано 31,3 тыс. рабочих мест.

     В целях обеспечения занятости  населения в малых городах  органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы: оказано  содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 54,2 тыс. чел, в том числе 34,9 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 5,0 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 829 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,8 тыс. человек, в том числе 13,1 тыс. безработных.

     В результате принятых мер в малых  городах республики количество безработных  по сравнению с началом года уменьшилось  на 1366 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до 6192 на 1.01.2011), или на 18,1 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 8,4 тыс. рабочих мест, или на 37,7 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2 безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.01.2011 (по республике 0,7). Этот показатель варьируется от 1,1 в Брестской области до 0,4 в Минской.

     В течение 2010 года отмечался рост вакансий, заявленных в органы по труду, занятости  и социальной защите, и на конец  декабря 2010 г. число вакансий составило 48,8 тыс. свободных рабочих мест. На конец декабря на одну заявленную вакансию условно приходилось 0,7 безработных (на конец декабря 2009 г. – 1,2 безработных). Из общего числа вакансий 77,2 процента предназначены для трудоустройства рабочих.

     Уровень безработицы на 01.01.2011 составил 0,7 процента к численности экономически активного  населения (на 01.01.2010 – 0,9 процента).

     По  данным Белстата, численность занятых  в экономике республики в январе – декабре 2010 г. составила 4653,4 тыс. человек [4]. 

2. Экономическая безопасность   в системе национальной  безопасности страны

 

     В современной экономической политике Беларуси одними из наиболее актуальных  проблем  являются  стимулирование  экономического  роста  и создание условий для стабильного и устойчивого регионального развития на основе повышения конкурентоспособности регионов. В научной литературе подчеркивается  тесная  связь  конкурентоспособности  с  безопасностью: «По мере  глобализации  экономической  жизни  задача обеспечения конкурентоспособности экономики все более тесно смыкается с проблемой обеспечения национальной безопасности» [5, с. 14].

     Проблематика  экономической  безопасности  активно  разрабатывается западными учеными  и экономистами в странах СНГ. С середины 90-х годов эта проблематика  исследуется в Республике Беларусь  такими  учеными,  как Л.  Заико,  Е.  Моисеенко,  М.  Мясникович,  П.  Никитенко,  И. НовиковаА. Сенько  и  другими.  Обеспечение  безопасности  в  экономической  сфере рассматривается  в  качестве  самостоятельного  объекта  в  утвержденной концепции  национальной  безопасности [6].

     Под  экономической  безопасностью  региона  следует  понимать состояние  экономики  и  производительных  сил  региона  с  точки  зрения возможностей  самостоятельного  обеспечения  устойчивого  социально-экономического развития, поддержания необходимого уровня экономической безопасности  региона,  а  также  должного  уровня  конкурентоспособности экономики [7]. 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"